11.1. Особенности автоматизации артезианских насосных установок
Особенности автоматизации артезианских насосных установок зависят от типа насосных агрегатов и режимов их работы. Рассмотрим основные требования, предъявляемые к автоматизации конструктивными особенностями насосных установок и технологическими режимами их работы.
1. Все артезианские насосные агрегаты в зависимости от их конструктивного исполнения могут быть разделены на две группы: агрегаты с электродвигателями, расположенными сверху, над устьем скважины, и погружные артезианские насосы, электродвигатель которых расположен под рабочей частью насоса и погружается в скважину ниже динамического уровня подземных вод (pис. 11.1). Типичным представителем первой группы является насосный агрегат типа АТН. Насос приводится в действие вертикальным двигателем, устанавливаемым на поверхности. Связь насоса с электродвигателем осуществляется при помощи трансмиссионного вала, опирающегося на резиновые подшипники. Вкладыши подшипников смазываются и охлаждаются водой, подаваемой насосом.
При остановке агрегата часть подшипников не находится в воде. Поэтому перед запуском насоса эти подшипники должны предварительно смачиваться водой. В автоматических установках, работающих без постоянного обслуживающего персонала, процесс смачивания подшипников должен быть автоматизирован.
Двигатель насоса типа АТН работает на подшипниках качения; верхний опорно-упорный подшипник смазывается жидкой смазкой, нижний — густой смазкой. Верхний подшипник несет большую нагрузку. Поэтому, несмотря на надежность работы подшипников качения, целесообразно при автоматизации осуществить автоматический контроль за температурой верхнего подшипника, тем более что не исключена возможность утечки масла из масляной ванны.
Нижний подшипник разгружен, и автоматический контроль за его состоянием не требуется.
В процессе эксплуатации наблюдаются некоторые неполадки, связанные с конструктивными особенностями данного агрегата: нарушение аксиальных зазоров между колесами и корпусом, значительная выработка подшипников насоса и трансмиссий, провертывание рабочих колес на валу, прососы между секциями труб и насоса и др.
Показателем почти всех этих неисправностей является нагрузка двигателя. Поэтому токовая защита от перегрузки двигателя считается основной защитой агрегата. Она должна выбираться не по номинальным данным установки, а по фактической нагрузке, и тщательно регулироваться.
Типичными представителями второй группы насосов являются погружные насосы типа АП и новые насосы марки ЭЦНВ.
Наличие длинного трансмиссионного вала в насосном агрегате АТН обусловливает ряд его недостатков: возможность установки только в строго вертикальных скважинах; снижение к. п. д. насоса вследствие потерь, связанных с вращением приводного вала в потоке откачиваемой воды; значительную вибрацию, связанную с вращением динамически неуравновешенной трансмиссионной линии валов, и др.
Погружные насосы лишены этих недостатков. Агрегаты типа АП состоят из центробежного многоступенчатого вертикального насоса и заполненного водой электродвигателя, расположенного ниже насосной части и соединенного с ней посредством всасывающего патрубка.
Погружные насосные агрегаты не нуждаются в специальной смазке подшипников.
Из-за перечисленных недостатков насосы типа АТН по мере освоения погружных насосов марки ЭЦНВ будут постепенно заменяться. Но пока в эксплуатации будут находиться обе группы насосов, которые в одинаковой степени подлежат автоматизации.
Особенностью всех артезианских агрегатов является возможность их запуска при открытой задвижке напорной линии. Это обстоятельство облегчает автоматизацию, так как в ряде случаев установка электрифицированной задвижки и ее автоматизация не требуется.
Для своевременного выявления ненормальных режимов и предупреждения аварий схемы автоматического управления предусматривают следующие виды защит насосных агрегатов:
а) от короткого замыкания;
б) от перегрузок, возникающих как в результате механических неисправностей насосов, так и в результате работы электродвигателей на пониженном напряжении;
в) от падения динамического уровня воды в скважине ниже уровня насоса;
г) от работы двигателя на двух фазах;
д) для насосов АТН осуществляется также защита от перегрева подшипников.
2. В зависимости от назначения скважин на воду различают следующие основные режимы их работы:
а) полностью автоматизированные установки, управляемые датчиками (давления, уровня и др.). В таком режиме могут работать скважины, предназначаемые для водоснабжения и вертикального дренажа;
б) насосные установки, пуск и остановка которых осуществляются персоналом на месте либо с диспетчерского пункта при помощи средств телемеханики. Такой режим эксплуатации пригоден преимущественно для артезианских скважин водоснабжения и орошения;
в) насосные установки с комбинированным режимом управления; такие установки могут работать как в полностью автоматическом режиме, так и в режиме централизованного диспетчерского управления ими.
Комбинированный режим управления главным образом требуется для скважин вертикального дренажа с частичным использованием откачиваемых вод на орошение.
Схемы автоматизации должны отвечать требованиям и условиям, диктуемым перечисленными режимами: для полностью автоматизированных установок следует осуществлять блокировку, исключающую мгновенный запуск всех электродвигателей при появлении электроэнергии после кратковременного перерыва в ее подаче. Одновременно пуск всех присоединяемых к трансформаторной подстанции электродвигателей невозможен вследствие большого суммарного пускового тока. Поэтому применяются схемы, обеспечивающие самозапуск, то есть автоматическое поочередное включение в сеть двигателей после восстановления напряжения. Часто работу групп скважин целесообразно автоматизировать в зависимости от уровня в общей для всей группы скважин контрольной скважине.
В этой скважине помещают датчики верхнего и нижнего уровней, определяющие режим работы группы скважин. При подъеме уровня воды до верхнего датчика вся группа насосов включается и откачивает воду. При падении уровня воды ниже уставки нижнего датчика вся группа насосов отключается.
При этом в отдельных скважинах общей группы, вследствие возможного неравномерного притока, может не оказаться воды. Очевидно, что схемы автоматизации должны исключать эти скважины из числа работающих, независимо от подъема уровня воды в контрольной скважине.
Для вывода насосов в ремонт, их ревизии и опробования схемами автоматики предусматривается возможность ручного управления каждым отдельным агрегатом, независимо от работы других.
- Министерство сельского хозяйства
- 1. Пояснительная записка
- 1.1. Актуальность изучения учебной дисциплины
- 1.2. Цели и задачи учебной дисциплины
- 1.3. Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины
- 2. Основные термины и определения
- 3. Содержание учебной дисциплины
- Тема 10. Автоматизация насосных станций……………………….. 96
- Тема 11. Автоматизация насосных установок артезианских
- Тема 12. Автоматизация гидротехнических сооружений и мелиоративных систем……………………………………………………….117
- Тема 13. Телемеханизация…………………………………………....126
- Тема 14. Электроснабжение автоматизированных систем………130
- Тема 15. Экономическая эффективность автоматизации мелиоративных систем………………………………………………………….147
- Введение
- Тема 1. Мелиоративные системы как объекты автоматизации
- 1.1. Степень автоматизации мелиоративных систем
- 1.2. Автоматический контроль за состоянием оборудования и сооружений
- 1.3. Автоматическая защита от ненормальных режимов работы и повреждений
- 1.4. Автоматизация работы отдельного объекта
- 1.5. Очередность автоматизации
- 1.6. Объекты автоматизации
- Контрольные вопросы к теме 1
- Тема 2. Классификация систем автоматизации
- 2.1. Общие сведения о системах автоматизации
- 2.2. Классификация автоматических систем
- 2.3.Типы систем автоматического регулирования
- 2.4. Три основных класса систем автоматического регулирования
- 2.5. Принципы автоматизации гидромелиоративных систем
- 2.6. Основные сведения по составлению схем автоматики
- 2.7.Функуиональные и структурные схемы автоматики
- Контрольные вопросы к теме 2
- Тема 3. Элементы автоматики
- 3.1. Функции элементов автоматики
- 3.2. Основные параметры элементов автоматики
- 3.3. Виды автоматизации
- 3.4. Элементы автоматики
- 3.5. Характеристики элементов автоматики
- 3.6. Контактные и бесконтактные элементы
- Контрольные вопросы к теме 3
- Тема 4. Электрические цепи
- 4.1. Электрическая цепь и ее элементы
- 4.2. Классификация электрических токов и напряжений
- 4.3. Классификация электрических цепей и их элементов
- 4.4. Параметры элементов электрической цепи
- 4.5. Изображение электрических цепей
- 4.6. Положительные направления токов и напряжений
- Контрольные вопросы к теме 4
- Тема 5. Датчики в системах автоматики
- 5.1. Общие сведения о датчиках
- 5.2. Реостатные датчики
- 5.3. Индуктивные и трансформаторные датчики
- 5.4. Емкостные и пьезоэлектрические датчики
- 5.5. Теплоэлектрические и тепломеханические датчики
- 5.6. Электромеханические датчики уровня, давления, расхода и скорости
- 5.7. Датчики влажности
- Контрольные вопросы по теме 5
- Тема 6. Системы автоматических измерений
- 6.1. Измерение уровня воды
- 6.2. Измерение давления.
- 6.3. Измерение расхода воды
- 6.4. Измерение влажности
- Контрольные вопросы по теме 6.
- Тема 7. Усилители, блоки сравнения, задатчики, командные устройства.
- 7.1. Полупроводниковые усилители
- 7.2. Гидравлические и пневматические усилители
- Контрольные вопросы по теме 7.
- Тема 8. Исполнительные элементы.
- 8.1. Электромагнитные реле
- 8.2. Реле выдержки времени и программные устройства
- 8.3. Электрические исполнительные механизмы.
- 8.4. Гидравлические исполнительные механизмы.
- Контрольные вопросы к теме 8.
- Тема 9. Электроприводы в системах автоматизации.
- 9.1. Устройство трехфазных асинхронных машин
- 9.2. Вращающееся двухполюсное поле
- 9.3. Вращающееся многополюсное поле
- 9.4. Режимы работы трехфазной асинхронной машины
- 9.5. Режим генератора
- 9.6. Элементы электропривода
- 9.7. Заземления и зануления в трехфазных сетях
- 9.8. Расчет мощности и выбор электродвигателя
- 9.9. Классификация режимов работы электропривода
- 9.10. Выбор типа электродвигателя
- 9.11. Аппаратура и схемы управления
- 9.12. Релейно-контакторное управление
- Контрольные вопросы к теме 9.
- Тема 10. Автоматизация насосных станций
- 10.1. Схемы управления насосными агрегатами
- 10.2. Заливка насосов водой
- 10.3. Автоматический пуск и остановка центробежных насосов
- 10.4. Автоматическое, полуавтоматическое и программное управление насосными станциями
- 10.5. Регулирование подачи центробежных насосов
- 10.6. Гидропневматические напорно-регулирующие установки
- 10.7. Источники питания повышенной частоты
- Тема 11. Автоматизация насосных установок артезианских скважин.
- 11.1. Особенности автоматизации артезианских насосных установок
- 11.2. Схемы автоматического управления артезианскими насосными агрегатами
- 11.3. Схемы самозапуска артезианских автоматических насосных установок
- 11.4. Электродные датчики и их установка в водопонижающих скважинах
- Тема 12. Автоматизация гидротехнических сооружений и мелиоративных систем.
- 12.1. Выбор затворов автоматизированных сооружений.
- 12.2. Минимальная мощность электропривода
- 12.3. Выбор электропривода
- 12.4. Скорость маневрирования затворами
- 12.5. Автоматизация капельного орошения
- Тема 13. Телемеханизация.
- 13.1. Требования мелиоративных систем к устройствам телемеханики
- 13.2. Объемы телемеханизации
- Тема 14. Электроснабжениеавтоматизированных систем.
- 14.1. Особенности энергоснабжения
- 14.2. Централизованное электроснабжение
- 14.3. Система электроснабжения напряжением 6 - 10 кв
- 14.4. Резервирование электроснабжения
- 14.5. Трансформаторные подстанции
- 30% В течение 2 ч
- 14.6. Расчет линии электропередачи
- 14.7. Конструктивные особенности электроснабжения 6 – 10 кВ.
- 14.8. Электроснабжение напряжением до 380/220 в
- 14.9. Определение предельной длины линии 380/220 в
- Тема 15. Экономическая эффективность автоматизации мелиоративных систем.
- 15.1. Основные источники экономической эффективности
- 15.2. Расчет единовременных затрат.
- 15.3. Эксплуатационные расходы
- 15.4. Затраты по заработной плате
- 15.5. Амортизационные отчисления
- 15.6. Затраты на электроэнергию
- 15.7. Затраты на материалы, необходимые для обслуживания технических средств.
- 15.8. Прочие затраты
- 15.9. Определение ожидаемой годовой экономии.
- Леонид Иванович Кумачев