9.4. Режимы работы трехфазной асинхронной машины
Трехфазная асинхронная машина может работать в трех режимах: двигателя, генератора и электромагнитного тормоза. Для уяснения принципов действия асинхронной машины, работающей в этих режимах, рассмотрим физические явления, возникающие в ней после включения обмотки статора в трехфазную сеть.
Режим двигателя
Пусть машина имеет короткозамкнутый ротор и двухполюсную обмотку статора, а трехфазная система токов возбуждает в магнитопроводе статора и ротора магнитное поле, вращающееся с синхронной скоростью Ω0 в направлении движения часовой стрелки (рис. 9.9, а). Допустим также, что электрическое (активное) сопротивление стержней «беличьей клетки» велико.
Тогда при неподвижном роторе в проводниках его обмотки вследствие пересечения их линиями вращающегося поля наведутся э.д.с. и в короткозамкнутой обмотке ротора установятся переменные токи, практически совпадающие по фазе с э.д.с. Так как проводники с токами ротора находятся в магнитном поле машины, то на них будут действовать механические силы. Направления э.д.с. и создаваемых ими токов в короткозамкнутых проводниках ротора, а также электромагнитных сил, действующих на ротор, могут быть определены соответственно по правилам правой и левой руки. Следует только учесть направление относительного движения проводников ротора в магнитном поле; в рассматриваемом случае оно противоположно движению поля. Применив эти правила, найдем, что электромагнитные силы, приложенные к неподвижному ротору, создают пусковой момент, стремящийся повернуть ротор в направлении движения магнитного поля.
Если электромагнитный момент, действующий на неподвижный ротор, превысит тормозной момент на его валу, то ротор получит ускоренное движение в направлении вращения магнитного поля машины. По мере возрастания скорости вращения Ω ротора скорость Ω0 – Ω относительного движения его проводников в равномерно вращающемся магнитном поле уменьшится, вследствие чего уменьшатся величины э.д.с. и тока в них, что повлечет за собой соответствующее изменение вращающего момента. Процессы изменения тока, момента и скорости вращения ротора прекратятся, как только наступит устойчивое равновесие между электромагнитным моментом, вызывающим вращение ротора, и тормозным моментом (моментом сопротивления), создаваемым устройством, приводимым в движение электрической машиной. В этих условиях ротор машины будет вращаться с постоянной скоростью Ω и в его короткозамкнутых контурах установятся токи, обеспечивающие создание вращающего момента, равного тормозному.
Таким образом, принцип работы асинхронных двигателей основан на взаимодействии вращающегося магнитного поля с токами, которые наводятся этим полем в проводниках ротора. Очевидно, что возникновение токов в роторе и создание вращающего момента возможны лишь при относительном движении проводников ротора в магнитном поле машины. Из этого следует важный вывод о том, что ротор и магнитное поле асинхронной машины, работающей в режиме электрического двигателя, вращаются в пространстве в одном направлении, но с разными скоростями; скорость вращения ротора двигателя всегда меньше скорости вращения магнитного поля. С увеличением тормозного момента скорость вращения ротора уменьшается. При отсутствии внешнего момента сопротивления возбужденная машина будет находиться в режиме холостого хода, характеризуемом свободным вращением ротора со скоростью, близкой к синхронной. Лишь в теоретически возможном случае полного исчезновения внутренних сил трения скорость вращения ротора может достигнуть синхронной скорости вращения поля. Тогда прекратится пересечение проводников ротора магнитными линиями поля и токи в роторе исчезнут. В этом случае говорят о режиме идеального холостого хода асинхронной машины.
Режим идеального холостого хода можно создать и в реальной машине, если скорость вращения ее ротора искусственно увеличить до синхронной скорости при помощи какого-либо постороннего двигателя.
- Министерство сельского хозяйства
- 1. Пояснительная записка
- 1.1. Актуальность изучения учебной дисциплины
- 1.2. Цели и задачи учебной дисциплины
- 1.3. Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины
- 2. Основные термины и определения
- 3. Содержание учебной дисциплины
- Тема 10. Автоматизация насосных станций……………………….. 96
- Тема 11. Автоматизация насосных установок артезианских
- Тема 12. Автоматизация гидротехнических сооружений и мелиоративных систем……………………………………………………….117
- Тема 13. Телемеханизация…………………………………………....126
- Тема 14. Электроснабжение автоматизированных систем………130
- Тема 15. Экономическая эффективность автоматизации мелиоративных систем………………………………………………………….147
- Введение
- Тема 1. Мелиоративные системы как объекты автоматизации
- 1.1. Степень автоматизации мелиоративных систем
- 1.2. Автоматический контроль за состоянием оборудования и сооружений
- 1.3. Автоматическая защита от ненормальных режимов работы и повреждений
- 1.4. Автоматизация работы отдельного объекта
- 1.5. Очередность автоматизации
- 1.6. Объекты автоматизации
- Контрольные вопросы к теме 1
- Тема 2. Классификация систем автоматизации
- 2.1. Общие сведения о системах автоматизации
- 2.2. Классификация автоматических систем
- 2.3.Типы систем автоматического регулирования
- 2.4. Три основных класса систем автоматического регулирования
- 2.5. Принципы автоматизации гидромелиоративных систем
- 2.6. Основные сведения по составлению схем автоматики
- 2.7.Функуиональные и структурные схемы автоматики
- Контрольные вопросы к теме 2
- Тема 3. Элементы автоматики
- 3.1. Функции элементов автоматики
- 3.2. Основные параметры элементов автоматики
- 3.3. Виды автоматизации
- 3.4. Элементы автоматики
- 3.5. Характеристики элементов автоматики
- 3.6. Контактные и бесконтактные элементы
- Контрольные вопросы к теме 3
- Тема 4. Электрические цепи
- 4.1. Электрическая цепь и ее элементы
- 4.2. Классификация электрических токов и напряжений
- 4.3. Классификация электрических цепей и их элементов
- 4.4. Параметры элементов электрической цепи
- 4.5. Изображение электрических цепей
- 4.6. Положительные направления токов и напряжений
- Контрольные вопросы к теме 4
- Тема 5. Датчики в системах автоматики
- 5.1. Общие сведения о датчиках
- 5.2. Реостатные датчики
- 5.3. Индуктивные и трансформаторные датчики
- 5.4. Емкостные и пьезоэлектрические датчики
- 5.5. Теплоэлектрические и тепломеханические датчики
- 5.6. Электромеханические датчики уровня, давления, расхода и скорости
- 5.7. Датчики влажности
- Контрольные вопросы по теме 5
- Тема 6. Системы автоматических измерений
- 6.1. Измерение уровня воды
- 6.2. Измерение давления.
- 6.3. Измерение расхода воды
- 6.4. Измерение влажности
- Контрольные вопросы по теме 6.
- Тема 7. Усилители, блоки сравнения, задатчики, командные устройства.
- 7.1. Полупроводниковые усилители
- 7.2. Гидравлические и пневматические усилители
- Контрольные вопросы по теме 7.
- Тема 8. Исполнительные элементы.
- 8.1. Электромагнитные реле
- 8.2. Реле выдержки времени и программные устройства
- 8.3. Электрические исполнительные механизмы.
- 8.4. Гидравлические исполнительные механизмы.
- Контрольные вопросы к теме 8.
- Тема 9. Электроприводы в системах автоматизации.
- 9.1. Устройство трехфазных асинхронных машин
- 9.2. Вращающееся двухполюсное поле
- 9.3. Вращающееся многополюсное поле
- 9.4. Режимы работы трехфазной асинхронной машины
- 9.5. Режим генератора
- 9.6. Элементы электропривода
- 9.7. Заземления и зануления в трехфазных сетях
- 9.8. Расчет мощности и выбор электродвигателя
- 9.9. Классификация режимов работы электропривода
- 9.10. Выбор типа электродвигателя
- 9.11. Аппаратура и схемы управления
- 9.12. Релейно-контакторное управление
- Контрольные вопросы к теме 9.
- Тема 10. Автоматизация насосных станций
- 10.1. Схемы управления насосными агрегатами
- 10.2. Заливка насосов водой
- 10.3. Автоматический пуск и остановка центробежных насосов
- 10.4. Автоматическое, полуавтоматическое и программное управление насосными станциями
- 10.5. Регулирование подачи центробежных насосов
- 10.6. Гидропневматические напорно-регулирующие установки
- 10.7. Источники питания повышенной частоты
- Тема 11. Автоматизация насосных установок артезианских скважин.
- 11.1. Особенности автоматизации артезианских насосных установок
- 11.2. Схемы автоматического управления артезианскими насосными агрегатами
- 11.3. Схемы самозапуска артезианских автоматических насосных установок
- 11.4. Электродные датчики и их установка в водопонижающих скважинах
- Тема 12. Автоматизация гидротехнических сооружений и мелиоративных систем.
- 12.1. Выбор затворов автоматизированных сооружений.
- 12.2. Минимальная мощность электропривода
- 12.3. Выбор электропривода
- 12.4. Скорость маневрирования затворами
- 12.5. Автоматизация капельного орошения
- Тема 13. Телемеханизация.
- 13.1. Требования мелиоративных систем к устройствам телемеханики
- 13.2. Объемы телемеханизации
- Тема 14. Электроснабжениеавтоматизированных систем.
- 14.1. Особенности энергоснабжения
- 14.2. Централизованное электроснабжение
- 14.3. Система электроснабжения напряжением 6 - 10 кв
- 14.4. Резервирование электроснабжения
- 14.5. Трансформаторные подстанции
- 30% В течение 2 ч
- 14.6. Расчет линии электропередачи
- 14.7. Конструктивные особенности электроснабжения 6 – 10 кВ.
- 14.8. Электроснабжение напряжением до 380/220 в
- 14.9. Определение предельной длины линии 380/220 в
- Тема 15. Экономическая эффективность автоматизации мелиоративных систем.
- 15.1. Основные источники экономической эффективности
- 15.2. Расчет единовременных затрат.
- 15.3. Эксплуатационные расходы
- 15.4. Затраты по заработной плате
- 15.5. Амортизационные отчисления
- 15.6. Затраты на электроэнергию
- 15.7. Затраты на материалы, необходимые для обслуживания технических средств.
- 15.8. Прочие затраты
- 15.9. Определение ожидаемой годовой экономии.
- Леонид Иванович Кумачев