9.1. Устройство трехфазных асинхронных машин
Трехфазные асинхронные машины впервые были разработаны в конце 80-х и в начале 90-х годов XIX в. выдающимся русским электротехником М. О. Доливо-Добровольским, который создал несколько типов этих машин. Статоры у них устроены одинаково и отличаются эти машины друг от друга лишь конструкцией ротора.
Конструктивные элементы статора
Основными частями статора являются неподвижный пакет магнитопровода и трехфазная обмотка (рис. 9.1). Пакет магнитопровода изготовлен в виде полого цилиндра, набранного, так же как и магнитопровод трансформатора, из тонких листов электротехнической стали (рис. 9.2). Листы имеют форму колец с пазами, симметрично расположенными вдоль внутренней окружности. В пазы пакета ста тора уложены стороны многовитковых мягких катушек, образующих три фазы обмотки. Пакет статора с обмоткой запрессован в алюминиевый или чугунный корпус-оболочку, неподвижно закрепляемый при установке машины на фундаментной плите. С корпусом прочно соединены два боковых литых щита со сквозными центральными отверстиями для подшипников, в которых вращается вал ротора.
Начала и концы фаз обмотки статора присоединены к зажимам, расположенным в коробке выводов, укрепленной на корпусе. Большинство машин имеет коробку выводов с шестью зажимами, что позволяет соединять фазы обмотки треугольником или звездой. Обмотку статора таких машин можно включать либо в сеть с линейным напряжением, равным номинальному напряжению на фазе обмотки, либо в сеть с напряжением, превышающим в раз номинальное фазное напряжение обмотки. Оба линейных напряжения указаны на паспортном щитке, укрепленном на корпусе.
Часть трехфазных асинхронных машин снабжена коробкой выводов с тремя зажимами. Соответствующие соединения фаз обмотки статора сделаны внутри этих машин. Они рассчитаны на включение обмотки в сеть с линейным напряжением, указанным в качестве номинального на паспортном щитке.
Конструктивные элементы ротора
Роторы трехфазных асинхронных машин состоят из пакета магнитопровода цилиндрической формы, набранного из тонких стальных дисков с пазами, и обмотки, расположенной в этих пазах. Пакет магнитопровода с обмоткой насажен на вал. Пакет ротора отделен от пакета статора небольшим равномерным зазором.
Различают два типа обмоток ротора.
Первый тип обмоток был разработан М. О. Доливо-Добровольским в 1889 г. Он предложил в пазы пакета ротора вставлять медные стержни, лишенные изоляции, а все концы стержней на обоих торцах пакета замыкать накоротко при помощи двух медных колец (рис. 9.3, а). Такие медные стержни и кольца применяют в современных асинхронных машинах мощностью более 100 кВт (рис. 9.3, б). В менее мощных машинах стержни изготовляют прямой заливкой пазов роторов расплавленным алюминием. Заодно со стержнями на обоих торцах пакета отливают кольца, а также вентиляционные лопасти (рис. 3.3, в).
Обмотку ротора в виде жесткой системы стержней с кольцами автор назвал «беличьей клеткой». Так как «беличья клетка» не имеет каких-либо соединений с внешней сетью и представляет собой короткозамкнутую систему проводников, ротор с этим типом обмотки принято называть короткозамкнутым.
Трехфазные асинхронные машины с короткозамкнутым ротором являются основной продукцией электромашиностроительных заводов. Поэтому их относят к типу машин основного исполнения. На электрических схемах трехфазные асинхронные машины основного исполнения обозначают стандартным символом, приведенным на рис. 9.3 г.
Второй тип обмоток был разработан М. О. Доливо-Добровольским в 1890 г. Он предложил в пазы пакета ротора укладывать такую же катушечную трехфазную обмотку, какая уложена на статоре; фазы обмотки соединять звездой и три свободных ее конца присоединять к трем медным контактным кольцам, насаженным на вал и изолированным как от него, так и друг от друга (рис. 9.4, а); на боковом подшипниковом щите укреплять щеткодержатель, причем так, чтобы расположенные в нем три группы угольных щеток надежно соприкасались с контактными кольцами ротора. Ротор с катушечной трехфазной обмоткой и контактными кольцами называют фазным.
Машины с контактными кольцами допускают включение реостатов или дросселей в цепи роторов, чем обеспечивается возможность улучшения их пусковых и регулировочных свойств. Однако они дороже и менее надежны, чем машины основного исполнения; область их применения ограничена теми особыми случаями, когда поставленные задачи не могут быть разрешены применением машин с короткозамкнутым ротором. На электромашиностроительных заводах трехфазные асинхронные машины с контактными кольцами считают машинами, имеющими специализированное исполнение. Условное графическое обозначение таких машин на электрических схемах приведено на рис. 9.4, б.
- Министерство сельского хозяйства
- 1. Пояснительная записка
- 1.1. Актуальность изучения учебной дисциплины
- 1.2. Цели и задачи учебной дисциплины
- 1.3. Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины
- 2. Основные термины и определения
- 3. Содержание учебной дисциплины
- Тема 10. Автоматизация насосных станций……………………….. 96
- Тема 11. Автоматизация насосных установок артезианских
- Тема 12. Автоматизация гидротехнических сооружений и мелиоративных систем……………………………………………………….117
- Тема 13. Телемеханизация…………………………………………....126
- Тема 14. Электроснабжение автоматизированных систем………130
- Тема 15. Экономическая эффективность автоматизации мелиоративных систем………………………………………………………….147
- Введение
- Тема 1. Мелиоративные системы как объекты автоматизации
- 1.1. Степень автоматизации мелиоративных систем
- 1.2. Автоматический контроль за состоянием оборудования и сооружений
- 1.3. Автоматическая защита от ненормальных режимов работы и повреждений
- 1.4. Автоматизация работы отдельного объекта
- 1.5. Очередность автоматизации
- 1.6. Объекты автоматизации
- Контрольные вопросы к теме 1
- Тема 2. Классификация систем автоматизации
- 2.1. Общие сведения о системах автоматизации
- 2.2. Классификация автоматических систем
- 2.3.Типы систем автоматического регулирования
- 2.4. Три основных класса систем автоматического регулирования
- 2.5. Принципы автоматизации гидромелиоративных систем
- 2.6. Основные сведения по составлению схем автоматики
- 2.7.Функуиональные и структурные схемы автоматики
- Контрольные вопросы к теме 2
- Тема 3. Элементы автоматики
- 3.1. Функции элементов автоматики
- 3.2. Основные параметры элементов автоматики
- 3.3. Виды автоматизации
- 3.4. Элементы автоматики
- 3.5. Характеристики элементов автоматики
- 3.6. Контактные и бесконтактные элементы
- Контрольные вопросы к теме 3
- Тема 4. Электрические цепи
- 4.1. Электрическая цепь и ее элементы
- 4.2. Классификация электрических токов и напряжений
- 4.3. Классификация электрических цепей и их элементов
- 4.4. Параметры элементов электрической цепи
- 4.5. Изображение электрических цепей
- 4.6. Положительные направления токов и напряжений
- Контрольные вопросы к теме 4
- Тема 5. Датчики в системах автоматики
- 5.1. Общие сведения о датчиках
- 5.2. Реостатные датчики
- 5.3. Индуктивные и трансформаторные датчики
- 5.4. Емкостные и пьезоэлектрические датчики
- 5.5. Теплоэлектрические и тепломеханические датчики
- 5.6. Электромеханические датчики уровня, давления, расхода и скорости
- 5.7. Датчики влажности
- Контрольные вопросы по теме 5
- Тема 6. Системы автоматических измерений
- 6.1. Измерение уровня воды
- 6.2. Измерение давления.
- 6.3. Измерение расхода воды
- 6.4. Измерение влажности
- Контрольные вопросы по теме 6.
- Тема 7. Усилители, блоки сравнения, задатчики, командные устройства.
- 7.1. Полупроводниковые усилители
- 7.2. Гидравлические и пневматические усилители
- Контрольные вопросы по теме 7.
- Тема 8. Исполнительные элементы.
- 8.1. Электромагнитные реле
- 8.2. Реле выдержки времени и программные устройства
- 8.3. Электрические исполнительные механизмы.
- 8.4. Гидравлические исполнительные механизмы.
- Контрольные вопросы к теме 8.
- Тема 9. Электроприводы в системах автоматизации.
- 9.1. Устройство трехфазных асинхронных машин
- 9.2. Вращающееся двухполюсное поле
- 9.3. Вращающееся многополюсное поле
- 9.4. Режимы работы трехфазной асинхронной машины
- 9.5. Режим генератора
- 9.6. Элементы электропривода
- 9.7. Заземления и зануления в трехфазных сетях
- 9.8. Расчет мощности и выбор электродвигателя
- 9.9. Классификация режимов работы электропривода
- 9.10. Выбор типа электродвигателя
- 9.11. Аппаратура и схемы управления
- 9.12. Релейно-контакторное управление
- Контрольные вопросы к теме 9.
- Тема 10. Автоматизация насосных станций
- 10.1. Схемы управления насосными агрегатами
- 10.2. Заливка насосов водой
- 10.3. Автоматический пуск и остановка центробежных насосов
- 10.4. Автоматическое, полуавтоматическое и программное управление насосными станциями
- 10.5. Регулирование подачи центробежных насосов
- 10.6. Гидропневматические напорно-регулирующие установки
- 10.7. Источники питания повышенной частоты
- Тема 11. Автоматизация насосных установок артезианских скважин.
- 11.1. Особенности автоматизации артезианских насосных установок
- 11.2. Схемы автоматического управления артезианскими насосными агрегатами
- 11.3. Схемы самозапуска артезианских автоматических насосных установок
- 11.4. Электродные датчики и их установка в водопонижающих скважинах
- Тема 12. Автоматизация гидротехнических сооружений и мелиоративных систем.
- 12.1. Выбор затворов автоматизированных сооружений.
- 12.2. Минимальная мощность электропривода
- 12.3. Выбор электропривода
- 12.4. Скорость маневрирования затворами
- 12.5. Автоматизация капельного орошения
- Тема 13. Телемеханизация.
- 13.1. Требования мелиоративных систем к устройствам телемеханики
- 13.2. Объемы телемеханизации
- Тема 14. Электроснабжениеавтоматизированных систем.
- 14.1. Особенности энергоснабжения
- 14.2. Централизованное электроснабжение
- 14.3. Система электроснабжения напряжением 6 - 10 кв
- 14.4. Резервирование электроснабжения
- 14.5. Трансформаторные подстанции
- 30% В течение 2 ч
- 14.6. Расчет линии электропередачи
- 14.7. Конструктивные особенности электроснабжения 6 – 10 кВ.
- 14.8. Электроснабжение напряжением до 380/220 в
- 14.9. Определение предельной длины линии 380/220 в
- Тема 15. Экономическая эффективность автоматизации мелиоративных систем.
- 15.1. Основные источники экономической эффективности
- 15.2. Расчет единовременных затрат.
- 15.3. Эксплуатационные расходы
- 15.4. Затраты по заработной плате
- 15.5. Амортизационные отчисления
- 15.6. Затраты на электроэнергию
- 15.7. Затраты на материалы, необходимые для обслуживания технических средств.
- 15.8. Прочие затраты
- 15.9. Определение ожидаемой годовой экономии.
- Леонид Иванович Кумачев