logo
Экономика МП

Методы определения цен

В классическом понимании цена включает в себя материальные затраты, трудовые затраты и прибавочный продукт (60)

Ц = W + T + П, (60)

где W – материальные затраты;

Т – трудовые затраты в денежной форме;

П – прибавочный продукт.

Материальные и трудовые затраты формируют себестоимость продукции, поэтому

Ц = С + П, (61)

где С – себестоимость продукции;

П – прибыль.

Принципиальная схема определения цены представлена на рис. 10.

Сфера производства

Сфера обращения

Труд овеществленный

Труд живой

Издержки обращения

Материальные затраты

Амор-тиза-ция

Труд необходимый

Труд прибавочный

Издержки и

прибыль снабженческо-

сбытовых

организаций

Издержки и прибыль торговых организа-ций

Сырье

Мате-риалы и ком-плектующие

Топли-во и энер-гия

Зарпла-та

Стра-хова-ние

При-

быль

пред-

прития

Нало-

ги го-

судар-ству

Себестоимость продукции

Отпускная цена предприятия

Оптовая цена промышленности

Розничная цена

Рис.10. Схема формирования цены.

Наиболее простым методом определения цены является «средние издержки плюс прибыль». При этом прибыль может быть определена «затратным» на основе принятой рентабельности продукции по отношении к себестоимости (62) или «противозатратным» методом (63).

(62)

где – процент рентабельности продукции

(63)

где – стоимость производственных фондов; – процент рентабельности производства.

Процент рентабельности продукции изготовитель устанавливает самостоятельно. Но в процессе торга покупатель желает обеспечить равновыгодные с изготовителем условия получения дохода от использования приобретенной продукции. Равная выгодность может быть достигнута в том случае, если экономический эффект от производства и эксплуатации будет поделен пополам. Тогда прибыль изготовителя должна составить Э/2 (Э – экономический эффект), а рентабельность продукции =100Э/2С (в процентах).

Рентабельность производства по отношению к стоимости производственных фондов может быть установлена на уровне процентной ставки рефинансирования ЦБ РФ, т.е. капитал, вложенный в основные производственные фонды и оборотные средства, должен приносить доход не ниже, чем капитал, вложенный в банк.

В рыночной системе хозяйствования применяется метод определения цены по принципу «целевой нормы прибыли», когда на основе анализа устанавливается точка безубыточности (порог рентабельности), определяется целевая прибыль и (назначается) рассчитывается цена, обеспечивающая «целевую норму прибыли» при установленных объемах производства и продаж.

Анализ точки безубыточности выполняется в следующей последовательности:

на основе калькуляции себестоимости определяются постоянные и переменные издержки на единицу продукции;

на основе установленного объема производства и продаж определяется общая сумма постоянных и переменных расходов на установленный выпуск продукции;

исходя из нужд и стратегических целей предприятия, определяется целевая прибыль и целевой доход путем суммирования производственных расходов, накладных расходов и целевой прибыли;

цена продукции определяется как результат деления целевого дохода на установленный объем производства продукции.

Точка безубыточности характеризует такой уровень производства, при котором величина выручки от реализации продукции равна издержкам производства и обращения этого продукта; может быть рассчитана по формуле (64)

(64)

где – переменные издержки на установленный объем производства и продаж;

– издержки постоянные на единицу продукции;

Ц – цена единицы продукции, рассчитанная по формуле (65)

Анализ точки безубыточности представлен на рис. 11.

Выручка,

Издержки В

Д

Целевая прибыль

Т б С Ипостперем

В Ипост

Т б А Объем продаж

Рис. 9. График определения точки безубыточности.

Тб – точка безубыточности (порог рентабельности);

А – установленный объем производства и продаж;

АВ – постоянные издержки на установленный объем производства;

ВС – переменные издержки на установленный объем производства;

СД – целевая прибыль.

(65)

где – прибыль целевая.

Кроме того, при определении цена на продукцию машиностроительных предприятий различают три группы выпускаемой продукции:

  1. продукция, предназначенная для замены ранее реализованных изделий;

  2. продукция однотипная, но являющаяся развитием определенного параметрического ряда;

  3. принципиально новая продукция, впервые осваиваемая в России.

Для продукции первой группы периодически проводится пересмотр действующих цен в связи с изменениями внешних и внутренних условий хозяйственной деятельности (изменение цен на сырье, материалы, комплектующие изделия; тарифов на электроэнергию, перевозки; налоговых ставок; норм амортизации; снижение норм расхода материалов, норм трудовых затрат и т.д.). В этом случае проводится тщательное обоснование изменения статей калькуляции и цена определяется применительно к новым условиям хозяйствования.

Для продукции второй группы цен рассчитывается по экономическим моделям, отражающим изменение статей расходов в зависимости от изменения определенного параметра изделия. Экономические модели, разработанные методом корреляционного анализа, определяют закономерность изменения себестоимости от изменения параметра, на основе которой рассчитывается сначала себестоимость, а затем и цена изделия.

Особую сложность вызывает расчет цены на принципиально новую продукцию, впервые выпускаемую на предприятии или в стране. В этом случае выбирается базовое изделие, с которым сравнивается новая машина по техническим, эксплуатационным характеристикам и затратам на производство и эксплуатацию базовой и новой техники. Могут быть случаи, когда аналога новой машины вообще не существует. Тогда определяют текущие и капитальные затраты на выполнение той работы, которая перекладывается на новую машину.

Для принципиально новой техники рассчитывается верхний и нижний предел цены. Верхний предел цены – это такой ее уровень, превышение которого делает изделие невыгодным для покупателя по сравнению с базовой моделью. Рассчитывается по формуле (66)

(66)

где – соответственно верхний предел цены и цена базовой модели;

– годовой объем работ, выполненных с помощью новой и базовой модели (или это годовая производительность новой и базовой модели);

– срок службы новой и базовой модели;

– нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений, принятый для машиностроения 0,15;

– текущие издержки потребителя при использовании новой и базовой модели;

– необходимые капитальные затраты потребителя при использовании новой и базовой модели.

Нижний предел цены – это такой ее уровень, ниже которого изготовителю становится невыгодно производить новую продукцию; рассчитывается по формуле (61).

Разница между верхним и нижним пределом цены рассматривается как экономический эффект (Э). Соблюдая равную выгодность для изготовителя и для покупателя определяется норматив рентабельности продукции по формуле (67)

(67)

где – прибыль изготовителя, рассчитанная как .

За последние годы получил распространение метод образования цены с учетом рентабельности производства. Суть его в том, что уровень рентабельности продукции определяется с учетом рентабельности производства по формуле (68)

(68)

где – уровень рентабельности предприятия, определяемый но норме дисконта (может быть принят банковский процент, нормативный коэффициент эффективности или уровень инфляции);

– среднегодовая стоимость производственных фондов, т.е. основного и оборотного капитала;

– полная себестоимость годового объема производства и реализации продукции.

Пример. Годовой объем производства и продаж 2000 шт. Полная себестоимость изделия по калькуляции 30 тыс. руб. Стоимость производственных фондов 100 млн. руб. Норма дисконта 0,15.

Ц = 30*(1+0,25)=37,5 тыс. руб.

В рыночной системе хозяйствования преобладает конкурентный рынок, на котором представлено такое большое количество продавцов и покупателей, которое не позволяет ни тем, ни другим существенно влиять на уровень равновесных рыночных цен. Но бывает и монополизация рынка, т.е. такая ситуация, когда, либо один продавец, либо на долю какого-то продавца приходится большая доля общего объема продаж. В этих условиях монополист может устанавливать более высокие монопольные цены, т.е. диктовать свои условия покупателям. Монополист, пользуясь доминирующим положением на рынке, может сократить объемы производства и повысить цены, включив в них необоснованно высокий размер прибыли или необоснованно высокие издержки, либо то и другое. Повышение монопольных цен может происходить скрытым образом, например, путем преднамеренного снижения качества продукции. Тогда при той же цене уменьшается количество потребительных свойств товара, например, снижен объем комплектации, объем сервисных услуг и др. Скрытым повышением цены считается снижение качества при неизменной цене или понижении цены при опережающем падении качества.

Выявлением доминирующего положения на рынке и монопольных высоких цен занимается Госкомитет по антимонопольной политике и его комиссии в регионах, которые проводят анализ цен и себестоимости, сравнение их с индексом инфляции, анализ объемов производства и коэффициента использования производственных мощностей монополистов и т.д. При выявлении факторов злоупотребления монопольным положением на рынке дается предписание, обязывающее снизить цену до уровня справедливой цены, увеличить объемы производства, расторгнуть заключенные договоры и т.д.

Но существуют естественные монополии, такие как Газпром, Электросбыт, Водоканал и др. Государственное регулирование цен естественных монополий осуществляется путем установления предельных цен на их продукцию, но при этом государство обязано покрыть их убытки, например, в случае высокой инфляции.