Методы определения цен
В классическом понимании цена включает в себя материальные затраты, трудовые затраты и прибавочный продукт (60)
Ц = W + T + П, (60)
где W – материальные затраты;
Т – трудовые затраты в денежной форме;
П – прибавочный продукт.
Материальные и трудовые затраты формируют себестоимость продукции, поэтому
Ц = С + П, (61)
где С – себестоимость продукции;
П – прибыль.
Принципиальная схема определения цены представлена на рис. 10.
Сфера производства | Сфера обращения | ||||||||
Труд овеществленный | Труд живой | Издержки обращения | |||||||
Материальные затраты | Амор-тиза-ция | Труд необходимый | Труд прибавочный | Издержки и прибыль снабженческо- сбытовых организаций | Издержки и прибыль торговых организа-ций | ||||
Сырье | Мате-риалы и ком-плектующие | Топли-во и энер-гия | Зарпла-та | Стра-хова-ние | При- быль пред- прития | Нало- ги го- судар-ству | |||
Себестоимость продукции |
| ||||||||
Отпускная цена предприятия | |||||||||
Оптовая цена промышленности | |||||||||
Розничная цена |
Рис.10. Схема формирования цены.
Наиболее простым методом определения цены является «средние издержки плюс прибыль». При этом прибыль может быть определена «затратным» на основе принятой рентабельности продукции по отношении к себестоимости (62) или «противозатратным» методом (63).
(62)
где – процент рентабельности продукции
(63)
где – стоимость производственных фондов; – процент рентабельности производства.
Процент рентабельности продукции изготовитель устанавливает самостоятельно. Но в процессе торга покупатель желает обеспечить равновыгодные с изготовителем условия получения дохода от использования приобретенной продукции. Равная выгодность может быть достигнута в том случае, если экономический эффект от производства и эксплуатации будет поделен пополам. Тогда прибыль изготовителя должна составить Э/2 (Э – экономический эффект), а рентабельность продукции =100Э/2С (в процентах).
Рентабельность производства по отношению к стоимости производственных фондов может быть установлена на уровне процентной ставки рефинансирования ЦБ РФ, т.е. капитал, вложенный в основные производственные фонды и оборотные средства, должен приносить доход не ниже, чем капитал, вложенный в банк.
В рыночной системе хозяйствования применяется метод определения цены по принципу «целевой нормы прибыли», когда на основе анализа устанавливается точка безубыточности (порог рентабельности), определяется целевая прибыль и (назначается) рассчитывается цена, обеспечивающая «целевую норму прибыли» при установленных объемах производства и продаж.
Анализ точки безубыточности выполняется в следующей последовательности:
на основе калькуляции себестоимости определяются постоянные и переменные издержки на единицу продукции;
на основе установленного объема производства и продаж определяется общая сумма постоянных и переменных расходов на установленный выпуск продукции;
исходя из нужд и стратегических целей предприятия, определяется целевая прибыль и целевой доход путем суммирования производственных расходов, накладных расходов и целевой прибыли;
цена продукции определяется как результат деления целевого дохода на установленный объем производства продукции.
Точка безубыточности характеризует такой уровень производства, при котором величина выручки от реализации продукции равна издержкам производства и обращения этого продукта; может быть рассчитана по формуле (64)
(64)
где – переменные издержки на установленный объем производства и продаж;
– издержки постоянные на единицу продукции;
Ц – цена единицы продукции, рассчитанная по формуле (65)
Анализ точки безубыточности представлен на рис. 11.
Выручка,
Издержки В
Д
Целевая прибыль
Т б С Ипост+Иперем
В Ипост
Т б А Объем продаж
Рис. 9. График определения точки безубыточности.
Тб – точка безубыточности (порог рентабельности);
А – установленный объем производства и продаж;
АВ – постоянные издержки на установленный объем производства;
ВС – переменные издержки на установленный объем производства;
СД – целевая прибыль.
(65)
где – прибыль целевая.
Кроме того, при определении цена на продукцию машиностроительных предприятий различают три группы выпускаемой продукции:
продукция, предназначенная для замены ранее реализованных изделий;
продукция однотипная, но являющаяся развитием определенного параметрического ряда;
принципиально новая продукция, впервые осваиваемая в России.
Для продукции первой группы периодически проводится пересмотр действующих цен в связи с изменениями внешних и внутренних условий хозяйственной деятельности (изменение цен на сырье, материалы, комплектующие изделия; тарифов на электроэнергию, перевозки; налоговых ставок; норм амортизации; снижение норм расхода материалов, норм трудовых затрат и т.д.). В этом случае проводится тщательное обоснование изменения статей калькуляции и цена определяется применительно к новым условиям хозяйствования.
Для продукции второй группы цен рассчитывается по экономическим моделям, отражающим изменение статей расходов в зависимости от изменения определенного параметра изделия. Экономические модели, разработанные методом корреляционного анализа, определяют закономерность изменения себестоимости от изменения параметра, на основе которой рассчитывается сначала себестоимость, а затем и цена изделия.
Особую сложность вызывает расчет цены на принципиально новую продукцию, впервые выпускаемую на предприятии или в стране. В этом случае выбирается базовое изделие, с которым сравнивается новая машина по техническим, эксплуатационным характеристикам и затратам на производство и эксплуатацию базовой и новой техники. Могут быть случаи, когда аналога новой машины вообще не существует. Тогда определяют текущие и капитальные затраты на выполнение той работы, которая перекладывается на новую машину.
Для принципиально новой техники рассчитывается верхний и нижний предел цены. Верхний предел цены – это такой ее уровень, превышение которого делает изделие невыгодным для покупателя по сравнению с базовой моделью. Рассчитывается по формуле (66)
(66)
где – соответственно верхний предел цены и цена базовой модели;
– годовой объем работ, выполненных с помощью новой и базовой модели (или это годовая производительность новой и базовой модели);
– срок службы новой и базовой модели;
– нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений, принятый для машиностроения 0,15;
– текущие издержки потребителя при использовании новой и базовой модели;
– необходимые капитальные затраты потребителя при использовании новой и базовой модели.
Нижний предел цены – это такой ее уровень, ниже которого изготовителю становится невыгодно производить новую продукцию; рассчитывается по формуле (61).
Разница между верхним и нижним пределом цены рассматривается как экономический эффект (Э). Соблюдая равную выгодность для изготовителя и для покупателя определяется норматив рентабельности продукции по формуле (67)
(67)
где – прибыль изготовителя, рассчитанная как .
За последние годы получил распространение метод образования цены с учетом рентабельности производства. Суть его в том, что уровень рентабельности продукции определяется с учетом рентабельности производства по формуле (68)
(68)
где – уровень рентабельности предприятия, определяемый но норме дисконта (может быть принят банковский процент, нормативный коэффициент эффективности или уровень инфляции);
– среднегодовая стоимость производственных фондов, т.е. основного и оборотного капитала;
– полная себестоимость годового объема производства и реализации продукции.
Пример. Годовой объем производства и продаж 2000 шт. Полная себестоимость изделия по калькуляции 30 тыс. руб. Стоимость производственных фондов 100 млн. руб. Норма дисконта 0,15.
Ц = 30*(1+0,25)=37,5 тыс. руб.
В рыночной системе хозяйствования преобладает конкурентный рынок, на котором представлено такое большое количество продавцов и покупателей, которое не позволяет ни тем, ни другим существенно влиять на уровень равновесных рыночных цен. Но бывает и монополизация рынка, т.е. такая ситуация, когда, либо один продавец, либо на долю какого-то продавца приходится большая доля общего объема продаж. В этих условиях монополист может устанавливать более высокие монопольные цены, т.е. диктовать свои условия покупателям. Монополист, пользуясь доминирующим положением на рынке, может сократить объемы производства и повысить цены, включив в них необоснованно высокий размер прибыли или необоснованно высокие издержки, либо то и другое. Повышение монопольных цен может происходить скрытым образом, например, путем преднамеренного снижения качества продукции. Тогда при той же цене уменьшается количество потребительных свойств товара, например, снижен объем комплектации, объем сервисных услуг и др. Скрытым повышением цены считается снижение качества при неизменной цене или понижении цены при опережающем падении качества.
Выявлением доминирующего положения на рынке и монопольных высоких цен занимается Госкомитет по антимонопольной политике и его комиссии в регионах, которые проводят анализ цен и себестоимости, сравнение их с индексом инфляции, анализ объемов производства и коэффициента использования производственных мощностей монополистов и т.д. При выявлении факторов злоупотребления монопольным положением на рынке дается предписание, обязывающее снизить цену до уровня справедливой цены, увеличить объемы производства, расторгнуть заключенные договоры и т.д.
Но существуют естественные монополии, такие как Газпром, Электросбыт, Водоканал и др. Государственное регулирование цен естественных монополий осуществляется путем установления предельных цен на их продукцию, но при этом государство обязано покрыть их убытки, например, в случае высокой инфляции.
- Экономика машиностроительного предприятия
- Понятие об экономике машиностроительного предприятия
- Различия экономических систем
- Основные показатели эффективности производства
- Расчет изменения показателя эффективности производства в зависимости от изменения экстенсивных показателей использования ресурсов (на примере материалоемкости продукции)
- Вопросы для самопроверки
- Производственные ресурсы машиностроительного предприятия
- Основные фонды машиностроительного предприятия
- Амортизация опф и их кругооборот
- 2.1.2. Показатели использования опф
- 2.2. Производственная мощность машиностроительного предприятия
- 2.3. Оборотные фонды и оборотные средства предприятия
- 2.4. Кадры машиностроительного предприятия
- 2.5. Производительность труда
- 2.6.Организация оплаты труда на машиностроительном предприятии
- 2.7. Механизм взаимодействия ресурсов производства
- Издержки производства и ценообразование
- Классификация затрат на производство
- Основные затраты и накладные расходы
- Прямые и косвенные расходы
- Переменные и постоянные расходы
- Затраты по экономическим элементам и статьям калькуляции
- Себестоимость продукции участка, цеха, производства, завода
- 3.1.6. Себестоимость изделия, заказа, передела, работы
- 3.1.7. Себестоимость основного и вспомогательного производства
- Резервы и факторы снижения себестоимости машиностроительной продукции
- Ценообразование в машиностроении
- Методы определения цен
- 3.4. Финансы, прибыль и рентабельность
- 3.4.1. Сущность и функции финансов
- 3.4.2. Формирование и использованием денежных фондов предприятия.
- 3.4.3. Налогообложение
- 3.4.4. Финансовый план предприятия.
- Отчет о прибылях и убытках
- 4.2. Основные направления научно-технического прогресса
- 4.3. Научно–технический прогресс и качество
- Вопросы для самопроверки
- 4.4.1.Расчет чистого дисконтированного дохода
- 4.4.2. Расчет годового экономического эффекта, ожидаемого
- Ориентировочные цены энергоносителей
- 4.4.3. Расчет экономической эффективности при проектировании новых
- 4.4.4. Технико-экономическое обоснование выбора оборудования
- 4.4.5. Технико-экономическое обоснование проектов, включающих
- Приложение 1
- Продолжение приложения 1
- Приложение 2 Подготовительно-заключительное время для всех видов
- При наладке штампов при холодной штамповке
- 2. При наладке высадочных и обрезных автоматов
- При наладке упоров гильотинных ножниц
- Приложение 3 Подготовительно-заключительное время на партию деталей
- Приложение 4