logo
Экономика МП

Издержки производства и ценообразование

Производство продукции на машиностроительном предприятии требует расходов сырья, материалов, топлива, электроэнергии, комплектующих изделий; оплаты труда работников как непосредственно изготавливающих продукцию, так и занятых организацией, обслуживанием, управлением производства; возмещения и ремонта инструментов, оснастки, оборудования. Все эти затраты представляют собой издержки производства и включаются в себестоимость продукции. Многие из этих затрат можно планировать и учитывать в натуральной форме, т.е. в километрах, метрах, штуках, киловатчасах и т.д. Однако, чтобы подсчитать сумму всех расходов на единицу выпускаемой продукции или по предприятию в целом, их приводят к единому измерителю и определяют в денежном выражении. Издержки производства – это затраты в денежной форме, обусловленные расходованием разных видов экономических ресурсов в процессе производства и обращения продукции. Издержки производства формируют себестоимость продукции, которая представляет собой текущие затраты на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме. В себестоимость включаются не все издержки предприятия. Например, расходы на содержание непромышленных хозяйств не включаются в себестоимость.

Себестоимость продукции – это важнейший качественный показатель работы предприятия, так как в нем отражается уровень расхода материальных ресурсов, степень использования производственных фондов, рабочего времени работников, экономическая эффективность производства. Себестоимость характеризует стоимость товара для самого производителя и является основой формирования цены товара.

Наряду с себестоимостью в условиях товарно–денежных отношений и действия закона стоимости вся выпускаемая продукция имеет стоимость.

Стоимость продукции – это ее цена или денежная сумма, за которую покупатель готов купить, а продавец согласен продать единицу продукции. Устанавливаются цены на основе: показателей издержек производства и спроса; покупательского восприятия ценности и значимости продукции; сравнения с ценами конкурентов и собственными издержками.