logo
Экономика МП

3.4.4. Финансовый план предприятия.

Объектом финансового планирования на предприятии являются финансовые ресурсы, преобладающее место среди которых занимают движение финансовых потоков, чистый доход и налоги.

Финансовый план предприятия содержит показатели, характеризующие движение средств предприятия, его доходы и расходы, распределение прибыли, фонды накопления и потребления, объёмы и источники финансирования капитальных вложений, оборотных средств, взаимоотношения с государственным бюджетом и инвесторами. Следовательно, в финансовом плане отражается движение всех денежных ресурсов завода и конечные результаты его производственно-хозяйственной деятельности.

Разработка финансового плана ведётся на основе:

Финансовый план составляется в форме баланса доходов и расходов, который состоит из четырёх основных разделов:

Доходная часть баланса включает:

Расходная часть баланса включает:

В условиях рыночной системы хозяйствования основными документами финансового планирования являются «Отчёт о прибылях и убытках», «Баланс», «План денежных потоков».

«Отчет о прибылях и убытках» отражает операционную деятельность предприятия и составляется на основе отчётов об объёмах продаж в стоимостном выражении с учётом продаж по факту в данный период, продаж в кредит, продаж с авансовыми платежами за продукцию, которая была поставлена заказчикам в текущем периоде; на основе плана переменных издержек с учётом объёмов продаж и плана постоянных издержек на текущий период. Пример отчёта о прибылях и убытках представлен в табл. 11 [7].

При анализе отчёта о прибылях и убытках с точки зрения финансового плана выявляется, что имеется только два способа повышения эффективности деятельности предприятия: продавать дороже или производить дешевле. Какие бы действия не предпринимало руководство предприятия по повышению его эффективности, в конечном итоге их результатом будет выполнение хотя бы одного из указанных условий.

При финансовом планировании решается главная задача – получить доход, который покроет все издержки и принесёт прибыль. Например, если производится продукция с более низкими затратами, чем у конкурентов, то имеется возможность увеличить торговые издержки на продвижение продукции на рынок или снизить цены. И то и другое положительно скажется на объёме продаж. Из приведённой таблицы видно, что все статьи, представленные в ней, взаимосвязаны и увеличение любой статьи затрат оставляет меньше возможностей для финансирования других издержек.

Таблица 11