Тема 7. Методика организации профильного обучения в школе
1 В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» определен переход общеобразовательной школы на профильное обучение. В ней ставится задача создания профильного обучения, то есть системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Целевой ориентацией профильного обучения является подготовка учащихся к профессиональному самоопределению. Достижение этой цели осуществляется через углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования, индивидуализацию и дифференциацию обучения, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием. Предлагаются различные модели организации профильного обучения.
2. Модель внутришкольной профилизации. Общеобраное учреие может быть однопрофильным или многопрофильным. Даже если общеобьное учрние в целом не ориентировано на конкретные профили, за счет значительного увеличения числа элективных курсов оно может в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы. 2. Модель сетевой организации В этой модели профильное обучение учащихся школы идет за счет целенаправленного привлечения образовательных ресурсов других образовательных учрний. В этом случае одна из возможных форм организации предполагает объединение нескольких общеобьных учрний вокруг одного из них, выполняющего роль «ресурсного центра». При этом каждое общеобьное учрние данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых общеобных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), кот оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр». Вторая форма представляет собой кооперацию общеобного учрия с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования. В этом случае учащимся предоставляется право выбора профильного обучения не только там, где они учатся, но и в кооперированных с общеобным учрнием образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, учреждения профессионального образования и др.). Особое значение в Концепции профильного обучения отведено предпрофильной подготовке учащихся. В соответствии с рекомендациями Министерства образования РФ по организации предпрофильной подготовки в 9 классах общеобрьных учний к предпрофильной подготовке относятся мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организация «пробы сил» и т.п.
3 Концепция профильного обучения предлагает одиннадцать профилей образования: физико-математический; естественно - научный (специализация в области физики и химии); естественно - научный (специализация в области биологии и географии); социально-экономический; гуманитарный; филологический; информационно - технологический; агротехнологический; индустриально - технологический; художественно - эстетический; оборонно-спортивный.В отличие от привычных моделей школ с углубленным изучением отдельных предметов, когда один-два предмета изучаются по углубленным программам, а остальные — на базовом уровне, реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов в рамках базовой общеобразовательной подготовки учащихся.
4 Различают три типа учебных предметов: базовые общеобьные, профильные и элективные. Базовые общеобные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно – математического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного и иных возможных профилей). Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения. Например, физика, химия, биология — профильные предметы в естественно - научном профиле; литература, русский и иностранные языки — в гуманитарном профиле; Достижение выпускниками уровня требований госудного образоьного стандарта определяется по результатам ЕГЭ. Элективные курсы, выполняют две функции. Одни из них могут дополнять изучение основных профильных предметов. Например, элективный курс «Матемеская статистика» дополняет изучение профильного предмета экономики. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения. Например, курсы «Информационный бизнес», «Основы менеджмента» и др. в социально-гуманитарном профиле; курсы «Химические технологии», «Экология» и др. в естественно - научном профиле. ученики 7-9 кл могут по своему желанию переходить из одной элективной группы в другую. К 9 классу у учащихся, проявляется определенный интерес к какой-либо отрасли челческой деятельности и к соответствующему профилю обучения. выбор профиля обучения в 10 классе — это уже осознанный шаг. Выбор элективного курса осуществляется учащимся самостоятельно, с учетом личных интересов и склонностей, но после укомплектования групп занятия в них являются обязательными до конца учебного года.
5 Технология как учебный предмет в основной и полной средней школе является главной составляющей системы подготовки учащихся к труду.В настоящее время существует более 10 различных определений понятия «технология». Наиболее полным можно считать определение данное академиком П.Р. Атутовым. Технология — это совокупность способов и средств для осуществления желаемых преобразований материалов, энергии, информации, объектов социальной среды или живой природы с целью получения продукта, удовлетворяющего актуальным личным или общественным потребностям людей. В структуре общего образования подготовка школьников к последующему профессиональному обучению и трудовой деятельности включает в себя учебный труд по всем учебным предметам; в старших классах углубленное технологическое профильное обучение; обучение черчению и графике; профессиональную ориентацию в рамках всех учебных предметов; творческую научно-техническую и художественно-прикладную деятельность. Содержание технологии в настоящее время представлено следующими основными образовательными линиями: работы с конструкционными материалами, тканями и пищевыми продуктами; выращивание растений и животных; работы с электроустановками; обработка технологической информации в знаковых и графических формах. Учебный предмет «Технология» носит интегративный характер, он показывает, как научные знания многих учебных предметов используются в той или иной профессии. Поэтому при организации профильного обучения учебный предмет технология должен присутствовать всегда, как связующее звено между теорией и практикой.
6 Возможные пути реформирование системы образования в РФ, Болонский процесс.Основные направления модернизации и реформирования образования определены в Концепции модернизации образования на период 2000-2010. гг., в которой дается характеристика современного состояния образования, ставятся задачи на предстоящий период, в частности регламентируются положения о профильном обучении, ЕГЭ, компьютеризации образования. Помимо данной концепции разработаны Национальная доктрина образования (на 2001-2025г) — долгосрочная программа развития образования страны, где урегулированы общие законы и Федеральная программа развития образования на 2006-2010г. Перечисленные документы основываются на Конституции РФ от 12.12.1993г. Главными задачами общеобразовательных учебных заведений являются: создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде и приемов самостоятельной деятельности. В настоящее время рассматриваются перспективы вступления России в мировое образовательное пространство в соответствии Болонской конвенцией по высшему образованию. В связи с этим в России рассматривается вопрос о преобразовании системы высшего профессионального образования в систему «бакалавриат — магистратура». Предлагается перевести обучение на эту систему некоторых вузов уже с 1 сентября 2007 года. Болонский процесс - процесс формирования единой европейской системы высшего образования, основанный на общности принципов функционирования (Болонское соглашение подписано в г.Болонии 19.06.1999г. 29 странами, Россия подписала в 2003г. В настоящее время подписались 40 стран). Лозунг: «Образование в течение всей жизни!»Позиция Болонского процесса: повышение привлекательности и конкурентоспособности европейского образования, введение многоуровневого высшего образования, контроль качества образования. Уровни высшего образования в едином европейском образовании:— 1-ая степень высшего образования — бакалавр — необходимо обучаться для получения в вузах 3-4 года.— 2-ая степень высшего образования — специалитет.— 3-ая степень высшего образования - магистр - получают после степени бакалавра или специалитета (2-3 года обучения).Кроме этого, ставится вопрос о разработке более или менее единых стандартов образования во всем мировом образовательном пространстве.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Тема 1. Возможности воспитания личности в процессе обучения технологии
- Тема 2. Методика изучения темы «пластмассы»
- Тема 3. Методика обучения предпринимательской деятельности в школе
- Тема 6. Методика изучения горизонтально-фрезерных станков в школьном курсе технологии
- Тема 7. Методика организации профильного обучения в школе
- Тема 8. Формирование положительной мотивации обучения при изучении свойств строительных материалов
- Тема 9. Разработка проекта «скамейка»
- Тема 10. Роль учителя технологии в организации учебного процесса в мастерских по механической обработке материалов
- Тема 11. Методика обучения элементам машиноведения в 5 и 6 классах
- Тема 12. Организация изучения в школе технологии производства грубой керамики
- Тема13 Изучение основ швейного производства в школе
- Тема 14. Методика изучения различных свойств и видов древесины в 5-6 классах
- Тема 15. Психологические вопросы компьютеризации и информатизации учебно-воспитательного процесса
- Тема 16. Методика обучения конструированию на уроках технологии
- Тема 17. Методика обучения ручным операциям по металлу в школе
- Тема 19. Методика организации совместной деятельности учителя и учащихся при разработке технологической карты
- Тема 21. Методика изучения темы «домашняя экономика»
- Тема 22. Раскрыть характер межпредметных связей при изучении темы: «методы определения технологических и эксплуатационных свойств материалов»
- Тема 23. Разработать конспект урока
- Тема 24. Приложение теорем динамики в школьном курсе технологии
- Тема 25. Методика изучения элементов машиноведения в 7 классе
- Тема 26 Методика изучения темы : «Производство и окружающая среда в 10 классе».
- Тема 27. Методика изучения элементов радиоэлектроники в 9 классе
- Тема 28. Методика обучения электротехническим работам
- Тема 29. Методика организации внеклассной работы по технологии
- Тема 30. Изучение основных вопросов раздела «Кулинария»
- Тема 31 Изучение элементов в полной общеобразовательной школе
- Циклы паротурбинных установок (пту).
- Тема 32 Изучение элементов гидравлики в профильной школе.
- Тема 33. Методика изучения элементов теплотехники в 8 классе
- 4Разработка проекта механического устройства для регулирования уровней жидкости или температуры