Тема 16. Методика обучения конструированию на уроках технологии
1Термин «конструирование» употреблялся в паре со словом «моделирование».Словосочетание «конструирование и моделирование» изготовление макетов каких-либо сооружений: архитектурных, технических и т.д. конструирование — это главным образом деятельность ума, а не рук. Это созидание, разработка, сотворение; это творческая, а не исполнительская деятельность. Под конструированием понимается определение нужного материала, формы изделия, его конструкции в соответствии с назначением; выполнение эскизов и выбор лучшего решения; построение чертежа; выполнение изделия и проверка его в действии; уточнение чертежа.
2 Можно выделить 3основных вида учебного конструирования:а) констие по образцу (или по предмету);б) конние по модели;в) конние по заданным условиям; проектирование. При конструировании по образцу задача для учащегося состоит в том, чтобы как можно точнее воспроизвести предмет (образец), кот представлен учителем. Образец — это предмет, обладающий определенной конструкцией, все особенности которой ученики могут хорошо рассмотреть самостоятельно или под руководством учля. Этот вид деят-сти может быть очень продуктивен. Во1,он позволяет формировать у уч-ся умение целенаправленно рассматривать предметы и анализировать их( выделять основные части и детали, сравнивать).Во2, в процессе воспроизведения образца шкки осваивают практические приемы, учатся опрять их последовательность. Коние по модели Модель, как и образец, является ориентиром в работе. Однако в отличие от образца она не дает такого наглядного и подробного представления об устве изделия, а предполагает, что учйся должен выявить его самостоятельно путем мысленного анализа. Конние по модели требует хорошо развитого пространственного мышления, умения сопоставлять, сравнивать, мысленно разъединять и соединять. Коние по заданным условиям — это один из самых творческих видов конструктивной деятельности учся, приближающий их к условиям работы настоящего конструктора. Учся предлагается набор условий, которым должен удовлетворять изготавливаемый предмет в эксплуатации. Им задаются основные параметры изделия: длина, ширина, высота, назначение и прочие требования.Руководствуясь образом условиями, учася самостоятельно продумывает, какие именно детали и в каком количестве ему использовать, какие и как изготовить, как их расположить и соединить между собой и т.д. Наиболее творческой разновидностью конструирования по условиям является проектирование вещей.. Например, нужно сделать стол-уголок для компьютера в кабинет завуча с учетом уже имеющегося в кабинете интерьера. Определенные предметы мебели, обои, занавески и пр. задают достаточно четкую цель работы: определить размер, пропорции, цвет, общую конструкцию и детали изделия, чтобы оно получилось того же стиля, что и весь интерьер. Конструирование по замыслу подразумевает, что ученик сам выбирает, что именно он будет создавать, и самостоятельно определяет все материалы, детали, способы работы. Часто утверждается, что это наиболее творческий вид конструирования.
3Под структурой урока понимается совокупность элементов, входящих в урок, их последовательность и взаимосвязь.Деятельностный подход требует более четкой постановки целей уроков, выделение действий учля и учся в каждый момент урока.На уроках такого типа учся учатся умению констрь. В ходе урока шкки знакомятся с выполнением новых для них умственных действий, таких, как констние изделий. Основная дидактическая цель урока: обучение констию вещей, предметов, изделий, то есть ознакомление со способами действий при конании. Структура урока:.I.Организац этап. IIМотивацй этап III.Сообщение темы и цели урокаIV.Этап обучения констрванию:1). Определение учителем условий конструирования заданного изделия;2). Актуализация, обобщение и уточнение знаний учащихся о назначении изделия, на которое будет разработана необходимая документация на данном уроке;3). Проведение анализа образца будущего изделия: установление материалов, из кот оно может быть изготовлено; способов соединения его частей, возможных вариантов его формы и т.п.;4). Создание учащимися эскизов изделия;5). Коллективное обсуждение наиболее интересных и правильных решений, выбор будущего объекта труда;6). Коллективное построение чертежа изделия на доске под руководством учителя;7). Чтение учся чертежа и планирование работы;8). Оформление коллективных результатов труда в виде технкой карты.V. Организация и подготовка рабо мто к работе.VI. Выпие трудового задия.VII. Подведение итов ука: выяснение и обобщение процесса консния объекта труда, оценка проделанной учся работы.VIII. Уборка раб м.. Новым продуктом совместной деятельности на этом уроке является построение технологической карты изготовления объекта труда и план предстоящей деятельности по его изготовлению.
4Анализ – это мысленное расчленение объекта на составные части, является одной из операций мышления. При анализе образца изделия мы ставим цель: определение функцого назначения предмета, выделение его общих и частных признаков, выявление исходных матов, колтва, формы, способов соединения дет.Анализ задания учся может быть организован с опорой на образец изделия, на его изображение в виде рисунка, чертежа. Учлю целесообразно выделить в ней след. Этапы:1. Рассматривание объекта в целом, опрние его назначения, общая хар-ка(на что он похож),2.выделение основных частей(их количество, названия, форма и материалы).3. установление пространственного расположения частей.4. выделение основных дет в частях(их колво, назия, форма и матлы).5.установление пространственного расположения дет.При выполнении творческих работ учк самостоятельно анализирует созданный им образ проектируемого издия.Программу действий учка при анализе образца можно сформулировать в виде следующих вопросов учителя:1. Что это за изделие? Каково его назначение? Какова его общая форма?Из каких частей оно состоит, каково назначение каждой части? Какая часть главная (или самая трудоемкая)? Какова форма каждой части?Из каких материалов выполнено изделие?Какие инструменты потребуются для работы? Анализ может быть выполнен одним или несколькими учениками по плану, предложенному учителем. Можно и так учик рассказывает об анализируемом предмете все, что считает нужным, а учль затем организует коллективное обсуждение сделанного анализа.В процессе трудового обучения анализ образца усложняется от класса к классу, это связано с увеличением объема знаний детей, с накоплением ими опыта практической работы.Результаты анализа образца оформляются в графической форме в виде эскиза, чертежа или технологической карты. Систематическое использование подобных заданий в учебном процессе позволяет значительно улучшить мышление учащихся.
5 Процессе правильно организованного обучения конструированию происходит формирование мыслительных операций как анализ, обобщение, синтез, сравнение и др. Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи анализа и синтеза. Анализ — это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей. Обобщение выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения. Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения понятия выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу. Итак, мыслительный процесс предполагает следующие основные этапы: осознание проблемной ситуации, постановка проблемы или познавательной задачи, ее разрешение путем сравнения, выделения существенного, обобщения, анализа, синтеза и др.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Тема 1. Возможности воспитания личности в процессе обучения технологии
- Тема 2. Методика изучения темы «пластмассы»
- Тема 3. Методика обучения предпринимательской деятельности в школе
- Тема 6. Методика изучения горизонтально-фрезерных станков в школьном курсе технологии
- Тема 7. Методика организации профильного обучения в школе
- Тема 8. Формирование положительной мотивации обучения при изучении свойств строительных материалов
- Тема 9. Разработка проекта «скамейка»
- Тема 10. Роль учителя технологии в организации учебного процесса в мастерских по механической обработке материалов
- Тема 11. Методика обучения элементам машиноведения в 5 и 6 классах
- Тема 12. Организация изучения в школе технологии производства грубой керамики
- Тема13 Изучение основ швейного производства в школе
- Тема 14. Методика изучения различных свойств и видов древесины в 5-6 классах
- Тема 15. Психологические вопросы компьютеризации и информатизации учебно-воспитательного процесса
- Тема 16. Методика обучения конструированию на уроках технологии
- Тема 17. Методика обучения ручным операциям по металлу в школе
- Тема 19. Методика организации совместной деятельности учителя и учащихся при разработке технологической карты
- Тема 21. Методика изучения темы «домашняя экономика»
- Тема 22. Раскрыть характер межпредметных связей при изучении темы: «методы определения технологических и эксплуатационных свойств материалов»
- Тема 23. Разработать конспект урока
- Тема 24. Приложение теорем динамики в школьном курсе технологии
- Тема 25. Методика изучения элементов машиноведения в 7 классе
- Тема 26 Методика изучения темы : «Производство и окружающая среда в 10 классе».
- Тема 27. Методика изучения элементов радиоэлектроники в 9 классе
- Тема 28. Методика обучения электротехническим работам
- Тема 29. Методика организации внеклассной работы по технологии
- Тема 30. Изучение основных вопросов раздела «Кулинария»
- Тема 31 Изучение элементов в полной общеобразовательной школе
- Циклы паротурбинных установок (пту).
- Тема 32 Изучение элементов гидравлики в профильной школе.
- Тема 33. Методика изучения элементов теплотехники в 8 классе
- 4Разработка проекта механического устройства для регулирования уровней жидкости или температуры