Тема 8. Формирование положительной мотивации обучения при изучении свойств строительных материалов
1 Разновидности строительных материалов. Строительные материалы делятся на природные и искусственные. К природным относится древесина и каменные материалы, Искусственные материалы бывают безобжиговые: железобетон, бетон, гипс, арболит (деревобетон);на основе органических вяжущих веществ: битум, деготь, асфальтный бетон; на основе органических полимеров и пластмасс: термопласты, реактопласты, материалы для санитарно-технического оборудования и разного качества пластмассовых труб, гидроизоляционные материалы.
2 Строительный кирпич является одним из представителей керамических изделий. Керамические изделия обладают различными свойствами. Материал (т.е. тело), из которого состоят керамические изделия, в технологии керамики называют керамическим черепком. Кирпич представляет собой искусственный камень, имеющий форму параллелепипеда размером 250X120X65 мм. К физическим свойствам кирпича относятся теплопроводность, прочность, влагопроницаемость, упругость др. Свойства глин имеют в керамическом производстве важное значение. Из физичеих свойств следует учитывать их пластичность, водопоглощаемость,огнеупорность. Пластичность - способность влажной глины под действием внешних сил принимать заданную форму и сохранять ее после устранения давления.. Огнеупорность важнейшее свойство глин выдерживать высокую температуру, не расплавляясь и не деформируясь.Характерным свойством глин является их способность при обжиге превращаться в каменный материал. Водопоглощение керамических материалов характеризует количественную величину их пористости и соответственно степень спекания, которая в свою очередь влияет на многие рабочие свойства изделий строительной керамики: морозостойкость, паро- и воздухопроницаемость, сцепление с раствором, загрязняемость и др. Теплопроводность керамических матлов зависит от их объемной массы, состава, вида и размера пор и резко возрастает с увеличением их влажности, так как теплопроводность воды выше теплопроводности воздуха в 20 раз.
4 На уроках технологии можно предложить учащимся много интересных практических задач, которые вызовут у них несомненный интерес.1. Выдержит ли стальной трос, площадь поперечного сечения которого равна 10 кв. сантиметрам, груз весом в 2 тонны?2. Какой максимальной высоты можно построить кирпичный дом?3. Стоит двухэтажный кирпичный дом. Можно ли на него надстроить еще один этаж из кирпича? Объясните Ваши действия при данном исследовании?4. Какие меры предпринимают в строительстве, чтобы стены здания не сырели от грунтовых вод?5. Почему инструкцией запрещается красить по нитроэмали масляной краской?6. Почему для повышения прочности в бетон закладывают железные или стальные конструкции?7. Почему деревянные постройки должны простоять не менее года до начала их оштукатуривания?8. Почему затвердевающий гипс вдруг сам по себе начинает нагреваться?9. Почему масляная краска хранится только в плотно закрытой таре (бочках, бидонах)?10. Почему инструкция требует, чтобы перед наклеиванием обоев слой масляной краски был удален?11. Почему, если масляной краской покрыть штукатурку или картон, то вместо блестящего слоя прочной краски обычно получается слой красящего порошка?
5.При изучении свойств строительных материалов учащимся можно предложить решить следующую задачу: «Почему не строят дома-небоскребы из красного керамического кирпича?»Надо добиться четкого понимания того, что при нагрузках, когда возникающее в образце напряжение больше предела прочности, образец разрушается. После этого, сравнивая табличные данные, учащиеся делают вывод: так как предел прочности железобетона больше, чем у кирпича, то из него можно построить более высокое здание.— А что же все-таки может произойти, если мы попытаемся построить очень высокий дом из кирпича?
Из приведенного анализа решения задачи наглядно видно, как можно включить учащихся на уроке в активный поиск разрешения производственно-технической ситуации. При этом учащиеся учатся понимать, как изученный закон применяется в производственной деятельности и к чему может привести его несоблюдение.
- Тема 1. Возможности воспитания личности в процессе обучения технологии
- Тема 2. Методика изучения темы «пластмассы»
- Тема 3. Методика обучения предпринимательской деятельности в школе
- Тема 6. Методика изучения горизонтально-фрезерных станков в школьном курсе технологии
- Тема 7. Методика организации профильного обучения в школе
- Тема 8. Формирование положительной мотивации обучения при изучении свойств строительных материалов
- Тема 9. Разработка проекта «скамейка»
- Тема 10. Роль учителя технологии в организации учебного процесса в мастерских по механической обработке материалов
- Тема 11. Методика обучения элементам машиноведения в 5 и 6 классах
- Тема 12. Организация изучения в школе технологии производства грубой керамики
- Тема13 Изучение основ швейного производства в школе
- Тема 14. Методика изучения различных свойств и видов древесины в 5-6 классах
- Тема 15. Психологические вопросы компьютеризации и информатизации учебно-воспитательного процесса
- Тема 16. Методика обучения конструированию на уроках технологии
- Тема 17. Методика обучения ручным операциям по металлу в школе
- Тема 19. Методика организации совместной деятельности учителя и учащихся при разработке технологической карты
- Тема 21. Методика изучения темы «домашняя экономика»
- Тема 22. Раскрыть характер межпредметных связей при изучении темы: «методы определения технологических и эксплуатационных свойств материалов»
- Тема 23. Разработать конспект урока
- Тема 24. Приложение теорем динамики в школьном курсе технологии
- Тема 25. Методика изучения элементов машиноведения в 7 классе
- Тема 26 Методика изучения темы : «Производство и окружающая среда в 10 классе».
- Тема 27. Методика изучения элементов радиоэлектроники в 9 классе
- Тема 28. Методика обучения электротехническим работам
- Тема 29. Методика организации внеклассной работы по технологии
- Тема 30. Изучение основных вопросов раздела «Кулинария»
- Тема 31 Изучение элементов в полной общеобразовательной школе
- Циклы паротурбинных установок (пту).
- Тема 32 Изучение элементов гидравлики в профильной школе.
- Тема 33. Методика изучения элементов теплотехники в 8 классе
- 4Разработка проекта механического устройства для регулирования уровней жидкости или температуры