Тема 11. Методика обучения элементам машиноведения в 5 и 6 классах
1 Теоретической базой машиноведении явл. теоретическая и прикладная механика. Теоретическая мех-ка вкл. Разделы: статику (изуч. Условия равновесия тел), кинематику (изуч. Движение тел внезависимости от причин, вызвавших данное движение), и динамику (изуч. Движение тел в зависимости от причин, вызвавших данное движение).Курс машиноведения включает в себя следующие разделы: элементы теории машин и механизмов, сопротивление материалов, детали машин, техническая термодинамика или теплотехника.В разделе элементы теории машин и механизмов даются общие сведения о механизмах, машинах и их видах. Изучаются рычажные, зубчатые, червячные, клиновые, винтовые, фрикционные и другие виды механизмов и их использование в машиностроении. Раздел сопротивление материалов рассматривает действие нагрузки на элементы конструкции и изучает различные виды деформаций, возникающие в конструкциях под действием всевозможных нагрузок. В разделе детали машин даются общие сведения о соединениях деталей между собой, о видах передач, редукторах, осях, валах, подшипниках и грузоподъемных механизмах.Техническая термодинамика или теплотехника изучает общую теорию тепловых процессов, устройство и принцип действия паровой машины, паровой турбины, двигателя внутреннего сгорания, газотурбинных установок, реактивных двигателей, тепловых и гидроэлектрических станций, а также холодильные установки. Достижение электротехники, без которого не может работать ни одна машина, явл. электродвигатели, стартеры, электрогенераторы. .Изучение элементов машиноведения начинается работой школьников с конструктором.
2 В V классе они получают представления о машинах, механизмах и деталях (оси, валы, колеса), их соединении и передаче движения на моделях, упражняются в соединении деталей, сборке моделей передач и т.п. знакомятся с устройством сверлильного станка, с ременной передачей и учатся работать на этих станках.В современном мире человеку часто помогают различные механизмы и машины. Машина - это устройство, которое выполняет определенные действия с целью облегчения физической работы и умственного труда человека. В конструкцию машины входит много различных механизмов. Механизм — это устройство для преобразования одного вида движения в другой. Кинематическая схема - это условное обозначение различных передач и деталей, входящих в эту передачу. Детали механизмов связаны одна с другой различными способами. Если они не могут перемещаться одна относительно другой, то такая связь называется неподвижной. Неподвижными являются соединения деталей с помощью винтов и гаек (резьбовые соединения), с помощью сварки и др.Если детали могут перемещаться одна относительно другой, то такая связь между деталями называется подвижной. Разновидность подвижной связи — шарнирное соединение. В VI классе ученики знакомятся с зубчатыми и червячными передачами, простыми кинематическими схемами и их условными обозначениями. Узнают, из каких основных частей состоит любая машина. Выполняют работы сборке передач на моделях, составлению простых кинематических схем.Работы с деталями конструктора продолжаются и в VI классе, но здесь учащиеся знакомятся также с реальными машинами, механизмами и деталями. Ребята знакомятся с устройством токарного станка и овладевают технологией точения древесины на нем.В конце учебного года в каждом классе проводятся экскурсии на промышленные предприятия. Учащиеся знакомятся с техникой, технологией, организацией производства и труда, с рабочими профессиями, с работой по конструированию изделий и разработке технологии их изготовления.
3 Устройство сверлильного станка. Приемы работы на сверлильном станке.В учебных мастерских школьники работают на технологических машинах, предназначенных для обработки различных материалов, изменения размеров и формы заготовок. Примером такой машины является сверлильный станок.Блок-схема любой машины состоит не менее чем из трех составных частей: двигателя, передаточного механизма, исполнительного механизма.Кроме основных механизмов в машинах и станках могут быть и другие механизмы: подачи, управления, контроля и регулировки, сортировки, транспортировки, упаковки и др.
4 Цель: ознакомить учащихся с понятием машина и ее ролью в техническом прогрессе; рассмотреть составные части машин.Инструмент и оборудование: плакаты и макеты машин и механизмов, станки в мастерской.Ход урока I. Актуализация знаний.Давайте вспомним, что мы понимаем под термином машина?Это устройство, которое выполняет определенные действия с целью облегчения физического и умственного труда человека.Назовите примеры.Бытовые машины, станки, сельхозмашины, вычислительная техника и др. Изучение нового материала. учитель демонстрирует учащимся различные варианты машин и механизмов. При этом обращает их внимание на то, что любая машина состоит не менее чем из трех составных частей:1) двигателя;2) передаточного механизма;3) исполнительного механизма.На примере сверлильного станка подробно рассматривается его устройство и правила работы с ним. Сверлильный станок, как и любая технологическая машина, состоит из следующих составных частей: двигателя, передаточного механизма, рабочего органа, органов управления. Передаточный механизм служит для передачи движения от электродвигателя к рабочему органу, которым является сверло. Оно крепится в патроне, насаженном на вращающийся вал — шпиндель.Вращение от электродвигателя к шпинделю передается с помощью ременной передачи. Поворотом рукоятки подачи патрон со сверлом можно поднимать или опускать с помощью реечной передачи.На передней панели станка расположены кнопки включения и выключения электродвигателя. К основанию станка неподвижно прикреплен вертикальный винт-колонна. Поворотом рукоятки можно перемещать шпиндельную бабку вниз и вверх, вдоль винта-колонны, а рукояткой фиксировать ее в необходимом положении.Для контроля глубины глухих отверстий предусмотрена шкала.В зависимости от материала заготовки требуется различная скорость сверления. Для этого устанавливаю необходимую частоту вращения шпинделя, перебрасывая ремень ременной передачи на шкивы разных диаметров.Перед сверлением убирают с рабочего стола станка все лишние предметы. Заготовку с начерченными центрами отверстий закрепляют в тисках. Сверло необходимого диаметра вставляют в патрон и закрепляют специальным ключом. Для проверки правильности установки сверла кратковременно включают станок (с разрешения учителя). Если сверло установлено в патроне правильно, его острие не описывает окружность при вращении. Если сверло установлено с перекосом и наблюдается его биение, то станок выключают и закрепляют сверло правильно. При сверлении сквозных отверстий заготовку устанавливают на деревянный брусок, чтобы не сломать сверло и не портить стол станка. В цехах заводов применяются более сложные станки. Это вертикально-сверлильные, радиально-сверлильные, многошпиндельные станки и станки-автоматы, выполняющие без участия человека сверлильные операции по заданной программе.Далее учитель отмечает, что кроме основных механизмов в машинах и станках могут быть и другие механизмы: подачи, управления, контроля и регулировки, сортировки, транспортировки, упаковки и др.Учитель демонстрирует примеры механизмов на станках, находящихся в мастерской (токарный, фрезерный и др.) III. Этап применения новых знаний.1. Предложить учащимся осмотреть станок в мастерской и показать самостоятельно основные узлы: двигатель, передаточный механизм, механизм подачи, механизмы контроля и управления и др.2. Предлагается поработать за сверлильным станком.IV. Подведение итогов урока.Подвести итоги урока, отметить наиболее правильные ответы. Провести уборку помещения мастерской.
5 В самой учебной программе по изучению основ машиноведения в школе уже учитывается принцип учета возрастных особенностей подростков. Сначала учащиеся знакомятся с машинами на моделях, собирая их с помощью деталей из конструктора, изготовляя отдельные детали из древесины. Постепенно задания усложняются, ребята знакомятся со станками, с их устройством и осваивают работу на них.
- Тема 1. Возможности воспитания личности в процессе обучения технологии
- Тема 2. Методика изучения темы «пластмассы»
- Тема 3. Методика обучения предпринимательской деятельности в школе
- Тема 6. Методика изучения горизонтально-фрезерных станков в школьном курсе технологии
- Тема 7. Методика организации профильного обучения в школе
- Тема 8. Формирование положительной мотивации обучения при изучении свойств строительных материалов
- Тема 9. Разработка проекта «скамейка»
- Тема 10. Роль учителя технологии в организации учебного процесса в мастерских по механической обработке материалов
- Тема 11. Методика обучения элементам машиноведения в 5 и 6 классах
- Тема 12. Организация изучения в школе технологии производства грубой керамики
- Тема13 Изучение основ швейного производства в школе
- Тема 14. Методика изучения различных свойств и видов древесины в 5-6 классах
- Тема 15. Психологические вопросы компьютеризации и информатизации учебно-воспитательного процесса
- Тема 16. Методика обучения конструированию на уроках технологии
- Тема 17. Методика обучения ручным операциям по металлу в школе
- Тема 19. Методика организации совместной деятельности учителя и учащихся при разработке технологической карты
- Тема 21. Методика изучения темы «домашняя экономика»
- Тема 22. Раскрыть характер межпредметных связей при изучении темы: «методы определения технологических и эксплуатационных свойств материалов»
- Тема 23. Разработать конспект урока
- Тема 24. Приложение теорем динамики в школьном курсе технологии
- Тема 25. Методика изучения элементов машиноведения в 7 классе
- Тема 26 Методика изучения темы : «Производство и окружающая среда в 10 классе».
- Тема 27. Методика изучения элементов радиоэлектроники в 9 классе
- Тема 28. Методика обучения электротехническим работам
- Тема 29. Методика организации внеклассной работы по технологии
- Тема 30. Изучение основных вопросов раздела «Кулинария»
- Тема 31 Изучение элементов в полной общеобразовательной школе
- Циклы паротурбинных установок (пту).
- Тема 32 Изучение элементов гидравлики в профильной школе.
- Тема 33. Методика изучения элементов теплотехники в 8 классе
- 4Разработка проекта механического устройства для регулирования уровней жидкости или температуры