Тема 29. Методика организации внеклассной работы по технологии
Значение организации внеклассной работы Внеклассной работой называют специально организуемые внеучебные занятия, организуемые внеклассного коллектива, которые способствуют углублению знаний, развитию умений и навыков, удовлетворению и развитию интересов, способностей и обеспечению разумного отдыха учащихся. Внеклассная работа - это важнейший элемент учебно-воспитательной работы любого учебного заведения. Основными задачами внеклассной работы с учащимися можно считать:1)развитие интереса к учебному предмету;2)целенаправленное развитие мышления;3)расширение и углубление знаний по физике, технике, промышленном и сельскохозяйственном производстве;4)развитие познавательных умений;5)развитие творческого потенциала учащихся;6) изучение и развитие индивидуальных особенностей и способностей учащихся; К числу основных педагогических принципов, которыми необходимо руководствоваться во внеклассной работе, относятся принципы добровольности, общественной направленности, развития инициативы и самостоятельности, романтики и игры, рационализаторского и творческого подхода к делу, учёта возрастных и индивидуальных особенностей участников, плановости, преемственности и взаимодействия всех видов воспитательной работы. К наиболее распространенным массовым формам внеклассной работы по технологии можно отнести: предметные вечера, недели, декадники, лектории, диспуты, встречи с интересными людьми, конкурсы, смотры, олимпиады, турниры, фестивали, олимпиады и конкурсы, игры и викторины, выпуск стенных газе и т. д. Возможные виды кружков по технологии. Кружок — это основная форма внеклассной работы. Систематическая внеклассная работа содействует развитию способностей учащихся, формированию у них устойчивого интереса к определенным областям техники и производства. Названия и профиль кружков могут носить профориентационный характер и содействовать получению определённых профессиональных умений и навыков. Содержание работы кружков, секций и групп по интересам планируется с учётом примерных рекомендательных программ, разработанных органами школьного образования. Наибольшую пользу учащимся приносят кружки, в основе которых лежит тесная связь теории и практики. В практике работы школ сложились следующие виды кружков: предметно-технические или научно-технические( Цель таких кружков - расширение и углубление знаний, закрепление практических умений учащихся по различным предметам учебного плана),(физические); творческо-конструкторские (по радиоэлектронике); учебно-технические кружки или курсы (автомобилистов);кружки по изготовлению различных приборов;подготовительные технические кружки (для младших школьников). Кружки художественно-прикладного творчества. Это кружки художественной обработки древесины (резьба по дереву) в них формируются эстетические вкусы школьников, развиваются их индивидуальные интересы к художественно-прикладному творчеству. 5)Технические вечера представляют собой мероприятия, главным содержанием которых является сообщение новой для учащихся информации. Хорошо проведенный вечер часто оставляет у учащихся неизгладимое впечатление, а для некоторых из них может стать началом серьезного увлечения техникой. Технический турнир — это публичное состязание команд параллельных классов, которые отчитываются о выполнении ими домашних заданий, отвечают на вопросы, решают технические задачи, выполняют практические работы, разгадывают тематические кроссворды и ребусы. Организация выставок. Одной из самых распространенных форм пропаганды технического творчества является организация выставок, которые отражают результаты творческой деятельности школьников и их внедрение, показывают развитие учащихся в ходе выполнения творческих работ (повышение уровня знаний, качества работы и т д).
4) Неделя или декада техники, технологии и труда представляет собой наиболее массовую комплексную форму внеклассной работы по трудовому обучению и воспитанию. В рамках недели могут проводиться разнообразные мероприятия, объединенные предметной направленностью:— трудовые дела (ремонт оборудования кабинетов и мастерских) встречи с передовиками производства, рационализаторами и изобретателями, представителями различных профессий;— экскурсии на промышленные предприятия, фабрики, фермы, в профессионально-технические училища и т.п.;— конкурсы предметных газет, юных мастеров, домашних заданий (решение технических задач, разработка технических проектов, подготовка рефератов по технике, изготовление поделок, выполнение рисунков на темы техники и труда и др.), на лучший трудовой подарок школе и т. п.;— тематические классные часы (рассказы о выдающихся деятелях техники, сообщения об актуальных проблемах производства, пропаганда научно-популярных книг и т. п.План мероприятий недели технологии может выглядеть следующим образом.Ш. Понедельник. Торжественная линейка, посвященная открытию Недели. Выступление представителей базовых предприятий. Открытие выставки детского технического творчества.Вторник. Тематические классные часы в IV—VII классах (выступления членов лекторской группы). Экскурсии учащихся VIII— X классов на заводы города.Среда. Конференция учащихся VIII—X классов по итогам экскурсий с участием представителей предприятий, завершающаяся концертом учащихся. Конкурсы самоделок из деталей набора «Конструктор» (IV кл.), на лучший рисунок «Таким я вижу наш город в будущем» (V кл.), на лучший сувенир из подручных материалов (VI кл.), изобретателей и рационализаторов (решение технических задач и головоломок—VII кл.).Четверг. Утренник учащихся IV—VII классов «Родину славя трудом», посвященный трудовой доблести, встрече со знатными людьми. Турнир команд VIII кл. «Своими руками». Конкурсное сочинение учащихся IX—X классов «Каким я хочу видеть свой родной город в 2010-м году».Пятница. День науки. Выставка классных предметных листков-газет «Вестник науки». Коллективный просмотр научно-популярных киножурналов. Технические турниры, КВНы, соревнования по классам.Суббота. Торжественная линейка, посвященная закрытию Недели, подведение ее итогов, награждение победителей. Устный журнал «Наука движет технику, техника движет производство» (VIII—X кл).Аналогично разрабатывается план мероприятий на декаду или месячник по технологии.Важным требованием к внеклассной работе является учёт возрастных и индивидуальных особенностей участников этой деятельности. Данный принцип предполагает, что задачи и содержание кружковых, секционных и практических занятий будут соответствовать возможностям учеников каждого возраста, окажутся посильными для них, не будут отрицательно отражаться на их здоровье, не приводить к утомляемости. Внеклассная работа должна чётко планироваться и строиться на основе преемственности и постоянного усложнения видов деятельности. В каждом кружке или секции должны разрабатываться свои планы проведения внеклассных мероприятий, в которых обязательно должны учитывать интересы и пожелания самих учащихся.Главная цель индивидуальной внеклассной работы - выявление творческих способностей отдельных учеников и развитие их с учётом индивидуальных задатков и особенностей личности. Активизации индивидуальной творческой деятельности учеников способствует систематическая помощь им со стороны учителей или старших, всеобщая гласность их успехов в тех или иных видах деятельности, организация смотров, конкурсов, выставок их работ и обязательное поощрение. При этом необходимо сочетать индивидуальную работу с групповой, чтобы формировать навыки коллективной творческой деятельности. Поэтому полезны творческие задания коллективного характера, при выполнении которых учащиеся проявляют индивидуальные способности, но действуют коллективно, сообща.
- Тема 1. Возможности воспитания личности в процессе обучения технологии
- Тема 2. Методика изучения темы «пластмассы»
- Тема 3. Методика обучения предпринимательской деятельности в школе
- Тема 6. Методика изучения горизонтально-фрезерных станков в школьном курсе технологии
- Тема 7. Методика организации профильного обучения в школе
- Тема 8. Формирование положительной мотивации обучения при изучении свойств строительных материалов
- Тема 9. Разработка проекта «скамейка»
- Тема 10. Роль учителя технологии в организации учебного процесса в мастерских по механической обработке материалов
- Тема 11. Методика обучения элементам машиноведения в 5 и 6 классах
- Тема 12. Организация изучения в школе технологии производства грубой керамики
- Тема13 Изучение основ швейного производства в школе
- Тема 14. Методика изучения различных свойств и видов древесины в 5-6 классах
- Тема 15. Психологические вопросы компьютеризации и информатизации учебно-воспитательного процесса
- Тема 16. Методика обучения конструированию на уроках технологии
- Тема 17. Методика обучения ручным операциям по металлу в школе
- Тема 19. Методика организации совместной деятельности учителя и учащихся при разработке технологической карты
- Тема 21. Методика изучения темы «домашняя экономика»
- Тема 22. Раскрыть характер межпредметных связей при изучении темы: «методы определения технологических и эксплуатационных свойств материалов»
- Тема 23. Разработать конспект урока
- Тема 24. Приложение теорем динамики в школьном курсе технологии
- Тема 25. Методика изучения элементов машиноведения в 7 классе
- Тема 26 Методика изучения темы : «Производство и окружающая среда в 10 классе».
- Тема 27. Методика изучения элементов радиоэлектроники в 9 классе
- Тема 28. Методика обучения электротехническим работам
- Тема 29. Методика организации внеклассной работы по технологии
- Тема 30. Изучение основных вопросов раздела «Кулинария»
- Тема 31 Изучение элементов в полной общеобразовательной школе
- Циклы паротурбинных установок (пту).
- Тема 32 Изучение элементов гидравлики в профильной школе.
- Тема 33. Методика изучения элементов теплотехники в 8 классе
- 4Разработка проекта механического устройства для регулирования уровней жидкости или температуры