Тема 10. Роль учителя технологии в организации учебного процесса в мастерских по механической обработке материалов
Под механической понимают обработку материалов, осуществляемую посредством механических машин(станков).По механической обработке изучается классификация металлорежущих станков, их общее устройство, принцип действия и работа сверлильного, токарно-винторезного, строгального, фрезерного и шлифовального станков. В процессе разборки и сборки школьники изучают узлы, механизмы, детали станков и правилаТБ при выполнении станочных работ. Существуют самые различные виды металлорежущих станков. В зависимости от вида станки распределены в 9 групп:1) токарные;2) сверлильные и расточные;3) шлифовальные, полировальные, заточные;4) комбинированные;5) зубо- и резьбообрабатывающие,6) фрезерные;7) строгальные, долбежные, протяжные;8) разрезные. Изучаются способы механической обработки металлов (сверление, точение, строгание, фрезерование, шлифование) и технологический процесс этой обработки. Основное внимание на занятиях уделяется теоретическому и практическому изучению школьниками обработки металлов резанием. В старших классах школьники более широко изучают физические основы и режимы резания. Виды мехой обки древесины.Пиление—это разделение древесины на части многорезцовыми инструментами — пилами. Пиление выполняют различными способами — на лесопильных рамах, ленточнопильных, круглопильных и цилиндропильных станках.Строгание — обработка поверхности древесины прямолинейно и поступательно движущимися резцами. Механическое строгание осуществляется на строгальных станках: циклевальных, стружечных, драночных и фанерострогальных.На циклевальных станках с плоских заготовок снимают тонкий слой (0,1—0,5 мм) древесины для получения очень чистых и ровных поверхностей.На стружечных станках получают тонкую древесную стружку, применяемую в качестве наполнителей тары, утеплителя и т.д.Драночные станки предназначены для получения строительной дранки (тонких узких и длинных реек и планок).На фанерострогальных станках строгают шпон, необходимый при изготовлении фанеры.Фрезерование — последовательное срезание тонкого слоя древесины вращающимися резцами — фрезами. Древесина при этом отделяется от поверхности в виде стружек. Фрезерование выполняют на фуговальных, рейсмусовых, фрезерных и шипорезных станках.На рейсмусовых станках обрабатывают одну или две поверхности по заданной толщине заготовки (калибруют).Четырехсторонние станки обрабатывают сразу четыре стороны заготовки по заданным ширине и толщине.На шипорезных станках обрабатывают шипы и проушины на брусковых и щитовых заготовках.Сверление—это резание древесины вращающимися вокруг своих осей резцами—сверлами для получения цилиндрических отверстий, несквозных гнезд или продолговатых пазов. Сверлением также вырезают сучки и устраняют другие дефекты. Эти операции выполняют на сверлильных, сверлильно - долбежных и сверлильно-пазовальных станках.Точение — обработка заготовок, вращающихся вокруг своих осей, резцами, снимающими кольцеобразную стружку. Точение выполняют на токарных станках прямыми, полукруглыми и фасонными резцами.
2Организация рабочего места.При обработке древесины вручную рабочее место учащегося оборудуется универсальным столом - верстаком. Он предназначен для выполнения столярных, слесарных и др. работ. Верстак должен соответствовать росту учащихся, т.к. неудобная поза вызывает у учащихся быстрое переутомление, что снижает работоспособность и производительность труда. Освещенность должна быть хорошей.При организации работ необходимо учитывать развитие умственных способностей и физического состояния детей. В связи с тем, что на одном и том же месте приходится работать учащимся 5-7 классов необходимо, чтобы верстаки регулировались по росту учащихся. В учебных мастерских запрещается использовать неукомплектованные и неисправные станки, так как они представляют повышенную опасность. Применение дополнительных устройств и приспособлений возможно лишь после тщательной проверки и с соответствующего разрешения. Каждый работающий должен знать и строго выполнять следующие основные правила безопасной эксплуатации станков и поведения на рабочем месте.Перед началом работы:1. Надеть и проверить спецодежду и индивидуальные защитные средства; спецодежда не должна иметь свисающих концов; должна быть застегнута на все пуговицы; волосы необходимо убрать под берет или косынку.2. Проверить комплектность и исправную работу ограждений и защитных приспособлений станка.3. Проверить надежность работы пусковых и тормозных устройств, кнопочной станции включения станка, исправность выводов заземления корпуса, ламп местного освещения. Запрещается загромождение рабочих мест и проходов материалами, деталями и отходами, использование неисправных инструментов и защитных средств..В учебных мастерских должны быть оборудованы вентиляция, отопление, чтобы обеспечить воздухообмен, температуру и состояние воздушно-газовой среды, предусмотренные санитарными нормами. Перед началом работы проверять на холостом ходу работу станка. 3Учёт психофизиологических особенностей подростков при организации рабочих мест в учебных мастерских. Режим работы учащихся в учебно-производственных мастерских определяется учебным расписанием.Учитель технологии должен понимать, что физическим трудом занимаются подростки, чей организм еще не сформировался полностью, и их возможности, в силу большого разброса индивидуальных данных в этом возрасте, весьма различны. Поэтому при организации работы в мастерских необходимо пользоваться научно обоснованными рекомендациями, оговоренными гигиеническими нормами, с тем, чтобы трудовое обучение содействовало всестороннему развитию организма детей, укреплению их здоровья, а не приводило к переутомлению.Под влиянием труда, отвечающего возрастным особенностям растущего организма, совершенствуется координация движений, укрепляется костная и мышечная структуры, улучшается работа сердечно -сосудистой и дыхательной систем. Физическая нагрузка усиливает обмен веществ в организме, который происходит интенсивнее, чем на обычных школьных уроках. Вместе с тем немаловажное значение имеет, как располагаются уроки технологии в общем расписании занятий по дням и часам. Уроки технологии, первые в расписании, показали их наименьшую трудоспособность, т. е. непродуктивность для всех групп. Неодинакова умственная работоспособность учащихся и в разные дни недели. Ее уровень нарастает к середине недели и относительно низок в начале и в конце.Большое значение имеет и характер выполняемой работы. Однообразная работа, особенно связанная со значительной физической нагрузкой, нерациональна с точки зрения отдачи. Наибольший эффект, обеспечивающий поддержание работоспособности на протяжении всего урока, достигается чередованием двух-трех разнообразных операций на одной обрабатываемой детали, когда непрерывная работа учащихся не превышает 10 мин, после чего делается перерыв на 3 — 5 мин для самоконтроля, оценки качества преподавателем, возможно — текущего инструктажа.
4Профессиональные обязанности учителя технологии в организации учебного процесса в мастерскихУчитель технологии в организации учебного процесса в учебных мастерских играет большую роль. Механическую обработку материалов учащиеся не могут освоить самостоятельно.Учитель технологии в мастерских должен контролировать и осуществлять организацию необходимого состояния рабочих мест, учебного оборудования, обеспечивать безопасные условия труда учащихся. Он не должен допускать проведение занятий в тех местах, где помещение находится не в эксплуатационном состоянии. Должен регулярно следить за исправностью оборудования и инструментов, во время подавать заявки на приобретение необходимого оборудования, инвентаря, спецодежды и т.п.Учитель проводит общий инструктаж по технике безопасности и охране труда, о чем учащиеся расписываются в специальном журнале. Учитель должен быть очень внимательным ко всем ученикам, знать их возрастные и психологические особенности и строить свою работу в соответствии с ними. Очень важно знать состояние здоровья учеников, их физическое развитие и учитывать это при подборе индивидуальных заданий.
- Тема 1. Возможности воспитания личности в процессе обучения технологии
- Тема 2. Методика изучения темы «пластмассы»
- Тема 3. Методика обучения предпринимательской деятельности в школе
- Тема 6. Методика изучения горизонтально-фрезерных станков в школьном курсе технологии
- Тема 7. Методика организации профильного обучения в школе
- Тема 8. Формирование положительной мотивации обучения при изучении свойств строительных материалов
- Тема 9. Разработка проекта «скамейка»
- Тема 10. Роль учителя технологии в организации учебного процесса в мастерских по механической обработке материалов
- Тема 11. Методика обучения элементам машиноведения в 5 и 6 классах
- Тема 12. Организация изучения в школе технологии производства грубой керамики
- Тема13 Изучение основ швейного производства в школе
- Тема 14. Методика изучения различных свойств и видов древесины в 5-6 классах
- Тема 15. Психологические вопросы компьютеризации и информатизации учебно-воспитательного процесса
- Тема 16. Методика обучения конструированию на уроках технологии
- Тема 17. Методика обучения ручным операциям по металлу в школе
- Тема 19. Методика организации совместной деятельности учителя и учащихся при разработке технологической карты
- Тема 21. Методика изучения темы «домашняя экономика»
- Тема 22. Раскрыть характер межпредметных связей при изучении темы: «методы определения технологических и эксплуатационных свойств материалов»
- Тема 23. Разработать конспект урока
- Тема 24. Приложение теорем динамики в школьном курсе технологии
- Тема 25. Методика изучения элементов машиноведения в 7 классе
- Тема 26 Методика изучения темы : «Производство и окружающая среда в 10 классе».
- Тема 27. Методика изучения элементов радиоэлектроники в 9 классе
- Тема 28. Методика обучения электротехническим работам
- Тема 29. Методика организации внеклассной работы по технологии
- Тема 30. Изучение основных вопросов раздела «Кулинария»
- Тема 31 Изучение элементов в полной общеобразовательной школе
- Циклы паротурбинных установок (пту).
- Тема 32 Изучение элементов гидравлики в профильной школе.
- Тема 33. Методика изучения элементов теплотехники в 8 классе
- 4Разработка проекта механического устройства для регулирования уровней жидкости или температуры