Тема 12. Организация изучения в школе технологии производства грубой керамики
1Керамическими материалами или керамикой называют поликристаллические материалы и изделия из них, полученные спеканием природных глин и их смесей с минеральными добавками.
2 Керамические изделия обладают различными свойствами, которые определяются составом исходного сырья, способами его переработки, а также условиями обжига. Материал, из которого состоят керамические изделия, в технологии керамики именуют керамическим черепком. Керамические материалы весьма разнообразны и могут быть классифицированы по нескольким признакам. По составу: кислородосодержащие, в том числе: силикатные, из оксидов металлов (магния, бериллия, алюминия и др.); безкислородные, в том числе: карбидные, нитридные, боридные, силицидные. По конструктивному назначению различают следующие группы керамических строительных материалов и изделий: стеновые изделия—кирпич, керамические камни и панели из них; фасадные изделия—лицевой кирпич, различного рода плитки; изделия для внутренней облицовки стен—глазурованные плитки и фасонные детали к ним (карнизы, уголки, пояски); плитки для облицовки пола; изделия для перекрытий; кровельные изделия—черепица; санитарно-строительные изделия—умывальные столы, унитазы, ванны; дорожные изделия—клинкерный кирпич; изделия для подземных коммуникаций — канализационные и дренажные трубы; теплоизоляционные изделия. По применению существует: строительные (кирпич, черепица); огнеупоры; тонкая керамика (фарфор, фаянс). По структуре и степени спекания: пористые или грубозернистые (кирпич, огнеупоры), спекшиеся или мелкозернистые (фарфор, специальная керамика), а также изделия грубой и тонкой керамики. В качестве сырья для производства силикатных керамических материалов используют вещества, обладающие свойством спекаемости. Спекаемость — свойство свободно насыпанного или уплотненного порошкообразного материала образовывать при нагревании до определенной
температуры поликристаллическое тело — черепок. Сырьем для керамики являются: (глины); добавки (кварцевый песок). Далее подвер.обжигу,обжиг это термической обработке при высоких температурах для упрочнения. Материалы высшей огнеупорности изготовляют на основе карбидов, боридов, силицидов, сульфидов и других соединений металлов, безглинистых сырьевых веществ. Большой практический интерес имеют огнеупоры, состоящие обычно из металлической и керамической частей с соответствующими свойствами. Свойства глин имеют в керамическом производстве важное значение. Из физических свойств следует учитывать их пластичность, связующую способность, водопоглощаемость, воздушную и огневую усадки, огнеупорность. Пластичность - способность влажной глины под действием внешних сил принимать заданную форму и сохранять ее после устранения давления. Связующая способность глин выражается в том, что уплотненная влажная глина после высыхания не рассыпается, а сохраняет полученную форму. Воздушная и огневая усадки отражают способность глин уменьшать объем при высыхании на воздухе или при обжиге. Огнеупорность важнейшее свойство глин выдерживать высокую температуру, не расплавляясь и не деформируясь.Характерным свойством глин является их способность при обжиге превращаться в каменный материал. Морозостойкостью называют способность попеременное замораживание и оттаивание без признаков разрушения и без значительного понижения прочности. Теплопроводность способ.керамики проводить тепло.
4Производство изделий строительной керамики состоит из следующих основных операций: добычи, транспортирования и хранения сырьевых материалов, их переработки и обогащения, приготовления керамических масс, формования сырца, сушки и обжига изделий. Добывают сырье на карьерах экскаваторами, вывозят глину. Многие заводы имеют механизированные крытые глинохранилища. Непластичные материалы обычно поступают с карьеров не обработанными и необогащенными. Подготовка сырьевых материалов состоит в отделении от них вредных примесей, смешивания глины с добавками и увлажнения. Подготовку керамической массы осуществляют полусухим, сухим, пластическим и шликерным (мокрым) способами. Способ полусухого прессования позволяет использовать мало пластичные глины, сократить расход топлива на сушку сырца, снизить стоимость продукции. Сухой способ отличается от полусухого тем, что полностью исключается сушка сырца. Применяют его для изготовления плотных изделий — клинкерного кирпича, плиток для пола, фаянсовых изделий и др.При пластическом прессовании глину освобождают от каменных включений, измельчают и смешивают с добавками до образования однородной керамической массы. Для измельчения глины применяют вальцовые дробилки.Приготовляют керамическую массу чаще всего в двухвальных глиномешалках, где ее увлажняют водой или паром и тщательно перемешивают. Подготовленную глиняную массу подают для формования в горизонтальный вакуумный или обычный безвакуумный ленточный пресс. При пластическом прессовании кирпича применяют вакуумирование глиняной массы, повышающее прочность отформованного сырца. Выдавливаемый из мундштука пресса непрерывный глиняный брус разрезается на отдельные изделия-сырцы с помощью полуавтоматических и автоматических станков. После резки сырец укладывается на сушильные вагонетки автоматами-укладчиками.Перед обжигом сырец сушат. Сушка может быть естественной в сушильных сараях или искусственной в сушилках периодического (камерные) или непрерывного действия (туннельные, конвейерные). Естественная сушка зависит от погоды и составляет до 15-20 сут. Для продления сушильного сезона устраивают навесы со стеклянной кровлей, вводят в керамическую массу электролиты, устанавливают переносные вентиляторы. На современных кирпичных заводах сырец сушат в искусственных сушилках камерного или туннельного типа. Наиболее совершенными явся туннельные сушилки непрерывного действия, в которых горячий воздух или дымовые газы обжигательных печей движутся с одного конца туннеля к другому. После сушки сырец обжигают в печах.
5 При изучении данной темы в школе большое значение будет иметь экскурсия на подходящее производство, например, на кирпичный завод. Учителю заранее необходимо договориться с представителями завода о возможной экскурсии, о тех производственных процессах и технологических операциях, которые осуществляются на данном конкретном заводе.
- Тема 1. Возможности воспитания личности в процессе обучения технологии
- Тема 2. Методика изучения темы «пластмассы»
- Тема 3. Методика обучения предпринимательской деятельности в школе
- Тема 6. Методика изучения горизонтально-фрезерных станков в школьном курсе технологии
- Тема 7. Методика организации профильного обучения в школе
- Тема 8. Формирование положительной мотивации обучения при изучении свойств строительных материалов
- Тема 9. Разработка проекта «скамейка»
- Тема 10. Роль учителя технологии в организации учебного процесса в мастерских по механической обработке материалов
- Тема 11. Методика обучения элементам машиноведения в 5 и 6 классах
- Тема 12. Организация изучения в школе технологии производства грубой керамики
- Тема13 Изучение основ швейного производства в школе
- Тема 14. Методика изучения различных свойств и видов древесины в 5-6 классах
- Тема 15. Психологические вопросы компьютеризации и информатизации учебно-воспитательного процесса
- Тема 16. Методика обучения конструированию на уроках технологии
- Тема 17. Методика обучения ручным операциям по металлу в школе
- Тема 19. Методика организации совместной деятельности учителя и учащихся при разработке технологической карты
- Тема 21. Методика изучения темы «домашняя экономика»
- Тема 22. Раскрыть характер межпредметных связей при изучении темы: «методы определения технологических и эксплуатационных свойств материалов»
- Тема 23. Разработать конспект урока
- Тема 24. Приложение теорем динамики в школьном курсе технологии
- Тема 25. Методика изучения элементов машиноведения в 7 классе
- Тема 26 Методика изучения темы : «Производство и окружающая среда в 10 классе».
- Тема 27. Методика изучения элементов радиоэлектроники в 9 классе
- Тема 28. Методика обучения электротехническим работам
- Тема 29. Методика организации внеклассной работы по технологии
- Тема 30. Изучение основных вопросов раздела «Кулинария»
- Тема 31 Изучение элементов в полной общеобразовательной школе
- Циклы паротурбинных установок (пту).
- Тема 32 Изучение элементов гидравлики в профильной школе.
- Тема 33. Методика изучения элементов теплотехники в 8 классе
- 4Разработка проекта механического устройства для регулирования уровней жидкости или температуры