Тема 1. Возможности воспитания личности в процессе обучения технологии
1 Продолжение Особое значение в современных условиях приобретает использование достижений НТП для решения прирных задач для оптимизации и совершенствования экологически безвредных и ресурсосберегающих технолских процессов, создания комплексных безотходных производств, применение систем контроля за выбросами загрязняющих веществ в окружающую среду и состоянием природных объектов и всей биосферы с целью ранней диагностики начавшихся изменений (природоохранные технологии – экологически чистые технологии). Ключевой пр облемой является энергосбережение посредством энергосберегающих технологий, с помощью которых экономятся энергия и источники топлива, уменьшается выделение углекислого газа (парниковый эффект ослабевает), сокращается число электростанций (например, использование нетрадиционных(альтернативных) источников энергии. С этой точки зрения перспективной является энергетика основанная на использовании солнечной энергии, энергии ветра, малых рек, приливов и волн, течений, геотермальной энергии(горячие подземные воды), энергии биомассы).Экология – наука изучающая отношения живых организмов между собой и окружающей средой.Экологическая культура включает в себя экологически знания, понимание, что природа является источником жизни и красоты, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порожденных общением с природой, ответственность за ее сохранение, способность соизмерять любой вид деятельности с сохранением окружающей среды и здоровья человека, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности и грамотное ее осуществление.
Основой экологической культуры и морали должны стать любовь к природной среде, в которой мы живем, и следование главному принципу: «не навреди».Экологическая культура — это культура поведения человека, охраняющего от загрязнения веществом, энергией и информацией глобальную, окружающую все человечество, среду.
2Современные подходы к проблемам технологического обучения и воспитания. Термин «трудовое воспитание» включает в себя весь комплекс духовно-нравственных личностных качеств, а также знаний, умений и навыков, необходимых в самых различных видах трудовой деятельности. Задача состоит в том, чтобы воспитать поколение трудолюбивых, деловых, ответственных людей, умеющих получать удовлетворение от труда. Можно выделить следующие подходы к воспитанию школьников средствами технологического образования.1трудолюбие — постоянное стремление к активной самостоятельной трудовой деятельности, как интеллектуальной, так и физической.2.формирования у учащихся соответствующей системы отношений: положительного отношения к любому виду честного труда; рационального бережного отношения к предметам и орудиям труда, к окружающей природе. В целом все это направлено на содействие общему нравственному становлению личности. 5 всякий труд — физический, а тем более интеллектуальный — основывается на определенном систематическом знании в конкретной области трудовой деятельности. Поэтому след зада трудового воспитания явся овладение им необходимой для последующей профессиональной подготовки и дальнейшей самостоятельной трудовой жизни системой знаний. 6. выработка, общетрудовых умений и навыков. Весьма важным при этом представляется развитие имеющихся у каждого ребенка задатков. безусловно значимым является своевременное развитие руки, глазомера, пространственных ощущений, координации и ловкости движений, тактильных и термических рецепторов.7. овладению новыми информационными технологиями, поскольку в условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции умение быстро получить или передать (распространить) необходимую информацию зачастую является решающим условием успеха трудовой деятельности.
3Учебно-производственные бригады. Ученические производственные бригады представляют трудовой коллектив учащихся сельской средней общеобразовательной школы, организуемый в целях воспитания школьников в процессе производительного сельскохозяйственного труда.Учся VIII—XI классов принимаются в бригаду по личному заявлению. Учася V—VII классов могут работать в составе бригады при условии соблюдения соответствующего их возрасту режима труда и отдыха.Уч пр бр призвана: воспитывать у учхся уважительное отношение к труду и собственности, развивать общественную активность шкоков, формировать у них высокие нравственные качества гражданина; обеспечивать участие шкоков в сельскохозяйственном производстве, формировать трудовые умения и навыки, закреплять и углублять знания, развивать интерес к технике, готовить учащихся к сознательному выбору профессии и овладению ею, творческому труду в народном хозяйстве; способствовать организации содержательного и активного отдыха, физическому развитию учащихся, укреплению их здоровья. Руководитель ученической бригады назначается директором школы из числа лучших учителей. Он отвечает за постановку работы бригады в целом, осуществляет педагогическое руководство ее деятельностью, участвует в разработке плана бригады и обеспечивает его выполнение, требует от учащихся строгого выполнения правил по технике безопасности. Учся под руководством специалиста и учля выполняют весь цикл сельскохозяйственных работ по выращиванию основных для данной сельскохной зоны зерновых, технических, кормовых, овощных и плодово-ягодных культур, осуществляют весь комплекс работ по уходу и кормлению сельскоенных животных, выполняют учебные задания по биологии, химии и другим предметам политехнического цикла, разработанные учителями в соответствии с программами и учебно-производственными планами уч пр бр. Школьники в соответствии с программами трудового и профессионального обучения проходят в бригаде практическую подготовку. Важным средством соединения обучения с производительным трудом в ученической бригаде является выполнение учащимися различных видов учебных заданий. Эти задания могут носить предметный характер (биология, химия, физика, математика, трудовое обучение) или быть комплексными при совместной разработке их преподавателями основ наук и трудового обучения.
4Профессиональная ориентация в общеобразовательной школе.Под профессиональной ориентацией понимается целенаправленная деятельность по оказанию помощи подрастающему поколению в выборе профессии. Это совокупность принципов, форм, методов и приемов воздействия на личность с целью выявления и формирования их профессиональных интересов, склонностей и влияния на выбор ими будущей профессии.Система профориентации включает в себя профпросвещение(сообщение знаний учащимся о профессиях, на основе которых формируется определенные отношения к профессиям), профвоспитание (воспитание у учащихся профессионально долга, чести и этики), профессиография (описание профессий с учетом характера и содержания труда), профдиагностика (определние профессиональной пригодности и формирования профессиональной направленности учащихся), профконсультация (рекомендации о выборе профессии), профотбор (отбор работников с профессионально важными качествами для данной работы), профподбор (определение пригодности претендента с помощью определенных методов и средств), профадаптация (приспособление учащихся к определенным условиям в школе, среднем профучреждении, в вузе, на работе). Вопросы профессиональной ориентации особенно активно изучаются в 9-ом классе. В программе 9-о класса содержатся большие и подробные разделы о современных технологиях, радиоэлектронике, цифровой электронике и элементах ЭВМ, а также о ведении домашнего хозяйства, которые также могут помочь учащимся в самоопределении.(9кл стр14)
- Тема 1. Возможности воспитания личности в процессе обучения технологии
- Тема 2. Методика изучения темы «пластмассы»
- Тема 3. Методика обучения предпринимательской деятельности в школе
- Тема 6. Методика изучения горизонтально-фрезерных станков в школьном курсе технологии
- Тема 7. Методика организации профильного обучения в школе
- Тема 8. Формирование положительной мотивации обучения при изучении свойств строительных материалов
- Тема 9. Разработка проекта «скамейка»
- Тема 10. Роль учителя технологии в организации учебного процесса в мастерских по механической обработке материалов
- Тема 11. Методика обучения элементам машиноведения в 5 и 6 классах
- Тема 12. Организация изучения в школе технологии производства грубой керамики
- Тема13 Изучение основ швейного производства в школе
- Тема 14. Методика изучения различных свойств и видов древесины в 5-6 классах
- Тема 15. Психологические вопросы компьютеризации и информатизации учебно-воспитательного процесса
- Тема 16. Методика обучения конструированию на уроках технологии
- Тема 17. Методика обучения ручным операциям по металлу в школе
- Тема 19. Методика организации совместной деятельности учителя и учащихся при разработке технологической карты
- Тема 21. Методика изучения темы «домашняя экономика»
- Тема 22. Раскрыть характер межпредметных связей при изучении темы: «методы определения технологических и эксплуатационных свойств материалов»
- Тема 23. Разработать конспект урока
- Тема 24. Приложение теорем динамики в школьном курсе технологии
- Тема 25. Методика изучения элементов машиноведения в 7 классе
- Тема 26 Методика изучения темы : «Производство и окружающая среда в 10 классе».
- Тема 27. Методика изучения элементов радиоэлектроники в 9 классе
- Тема 28. Методика обучения электротехническим работам
- Тема 29. Методика организации внеклассной работы по технологии
- Тема 30. Изучение основных вопросов раздела «Кулинария»
- Тема 31 Изучение элементов в полной общеобразовательной школе
- Циклы паротурбинных установок (пту).
- Тема 32 Изучение элементов гидравлики в профильной школе.
- Тема 33. Методика изучения элементов теплотехники в 8 классе
- 4Разработка проекта механического устройства для регулирования уровней жидкости или температуры