logo search
Экономика МП

Классификация затрат на производство

В издержки производства входят многие виды затрат, которые в отечественной практике классифицируются по ряду признаков (табл. 9)

Отнесение затрат на себестоимость продукции регламентируется «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли».

Таблица 9

Классификация затрат в зависимости

от группировочных признаков

Признаки классификации

Виды затрат

По экономической роли в процессе производства

Основные и накладные

По способу включения в себестоимость продукции

Прямые и косвенные

По отношению к объему производства

Переменные и постоянные

По виду расходов

Экономические элементы и статьи калькуляции

По месту возникновения

Участок, цех, производство, завод

По виду продукции

Изделие, заказ, передел, работа, услуга

По виду производства

Основное и вспомогательное

В соответствии с ним в себестоимость включаются затраты, связанные:

  1. с непосредственным изготовлением продукции, обусловленные технологией и организацией производства;

  2. с подготовкой сырья, материалов, топлива, электроэнергии к потреблению, т.е. затраты на распаковку, расконсервацию, сушку (пиломатериалов), преобразование электроэнергии, получаемой из районных сетей (с помощью повышающих и понижающих подстанций) и т.д.;

  3. с экономической и организационной подготовкой производства, т.е. с разработкой плановых заданий цехам и участкам, определением рациональных методов и организационных форм производства;

  4. с совершенствованием технологии и организации производства, улучшением качества продукции, повышением ее долговечности и надежности;

  5. с изобретательской и рационализаторской деятельностью, изготовлением и испытаниями моделей, образцов продукции, проведением опытно–экспериментальных работ, выплатой вознаграждений;

  6. с техникой безопасности и обеспечением нормальных условий труда;

  7. с управлением производством, т.е. содержанием аппарата управления и структурных подразделений аппарата управления (ОГТ, ОГК, ОГМех, ОГМет, ПЭУ, ОтиЗ, ОК и др.);

  8. с подготовкой кадров, их преобразованием, повышением квалификации, периодической аттестацией;

  9. с маркетинговыми исследованиями рынков, организацией рекламы и сбыта продукции и др. расходы.

Для обеспечения правильной организации учета затрат все указанные затраты разделяются на следующие виды затрат: