1. Судовые системы, предназначенные для предотвращения возникновения или распространения пожара. Средства пожаротушения на судах и их классификация. Противопожарное снабжение.
Класс A: Твердые материалы
Класс B: Горючие жидкости
Класс C: Горение газов, в т.ч. сжиженных
Класс D: Щѐлочные металлы (натрий, литий, кальций и др.)
Класс E: Электроприборы и проводка под напряжением.
Пожары класса "А" - горение твердых горючих материалов. К таким материалам
относятся дерево и изделия из него, ткани, бумага, резина, некоторые пластмассы и
другие.
Тушение этих материалов производится в основном водой, водными растворами, пеной.
Пожары класса "В" - горение жидких веществ, их смесей и соединений. К этому классу
веществ относятся нефть и жидкие нефтепродукты, жиры, краски, растворители и другие
горючие жидкости.
Тушение таких пожаров производится в основном с помощью пены путем покрытия ее
слоем поверхности горючей жидкости, отделяя ее, таким образом, от зоны горения и
окислителя. Кроме того, пожары класса "В" можно тушить распыленной водой,
порошками, углекислотой.
Пожары класса "С" - горение газообразных веществ и материалов. К этому классу
веществ относятся горючие газы, используемые на морских судах в качестве
технологического снабжения, а также перевозимые морскими судами горючие газы в
качестве груза (метан, водород, аммиак и др.). Тушение горючих газов производится
компактными струями воды или с помощью огнетушащих порошков.
Пожары класса "D" - возгорания, связанные со щелочными и подобными металлами и их
соединениями при их контакте с водой. К таким веществам относятся натрий, калий,
магний, титан, алюминий и др. Для тушения таких пожаров используют
теплопоглощающие огнетушащие вещества, например, некоторые порошки, не
вступающие в реакцию с горящими материалами.
Пожары класса "Е" - горение, возникающее при воспламенении находящегося под
напряжением электрооборудования, проводников или электроустановок.
Спринклерные системы (Функция обнаружения пожара).
Автоматическая спринклерная система пожаротушения и сигнализации обнаружения пожара устанавливается на судне так, чтобы защищать жилые помещения, камбузы и иные служебные помещения, за исключением помещений, которые не представляют значительной пожароопасности (пустые помещения, санитарные помещения и т.д.).
Спринклерная система состоит из танка с водой для питания системы, насоса и системы
трубопроводов. Система обеспечивает постоянное давление воды в трубопроводах. От основного трубопровода имеются ответвления во все защищенные системой помещения, снабженные головками распылителей. Головки распылителей снабжены стеклянными предохранителями, наполненными жидкостью. Эти предохранители рассчитаны на определенную температуру, при достижении которой они лопаются и открывают отверстие для распыления воды в помещение.
Так как трубопроводы находятся под давлением, воды начинает распыляться, образуя
парообразную завесу, способную погасить пламя.
Спринклерная система разделена на секции покрытия судна. Каждая секция имеет собственную станцию управления, включающую клапана перекрытия. При срабатывании головки распыления в определенной секции, датчик давления определяет возникший перепад давления и подает сигнал на центральную панель индикации, которая находится на Мостике.
Типовая панель индикации обеспечивает звуковой и визуальный сигнал (сирена и лампочка индикации). Лампочка указывает, в какой секции судна сработала система и тип сигнализации (перепад давления в системе в результате срабатывания головки распылителя либо перекрытие подачи воды в секцию изолирующим клапаном системы).
При полном расходовании пресной воды в танке системы предусматривается автоматическое использование забортной воды. Как правило, спринклерная система используется как первоначальное автоматическое средство тушения
пожара до прибытия судовых пожарных бригад. Использование морской воды в системе
нежелательно, и по возможности секцию следует своевременно изолировать, чтобы остановить расход пресной воды. Прибывшие пожарные продолжат борьбу с пожаром иными имеющимися средствами.
В случае использования в системе забортной морской воды, необходимо тщательно промыть всю систему трубопроводов пресной водой. Сработавшие головки распылителей должны быть заменены запасными (необходимый запас которых всегда должен иметься на судне).
Главная пожарная система судна. Fire main System
Такой системой на судне является система тушения пожаров забортной водой, состоящая из пожарных насосов и трубопроводов, пожарных гидрантов и рукавов с регулируемыми насадками.
Система предназначена для использования забортной воды в качестве огнегасящего агента, используя эффект охлаждения (устранение элемента «Тепло» в Пожарном треугольнике).
К сиситеме водотушения могут подключаться пеногенераторы, образующие пену высокократного расширения.
Система состоит из пожарных насосов и трубопроводов, пожарных гидрантов и рукавов с
регулируемыми насадками. Она покрывает всѐ пространство судна, все проходы, помещения, включая машинные отделения, открытые палубы.
Диаметр пожарной магистрали и ее ответвлений должен быть достаточным для эффективного распределения воды при максимально требуемой подаче двух одновременно работающих
пожарных насосов; однако на грузовых судах достаточно, чтобы такой диаметр обеспечивал подачу только 140 куб.м /ч.
Максимальное давление в любом кране не должно превышать давления, при котором возможно эффективное управление пожарным рукавом.
Каждый пожарный насос должен обеспечивать подачу по меньшей мере двух струй воды для борьбы с пожаром под необходимым давлением.
Производительность насоса должна быть не менее 40% общей производительности пожарных насосов и в любом случае не менее 25 куб.м /ч.
На грузовом судне нет необходимости, чтобы общая требуемая производительность пожарных насосов превышала 180 м/ч.
На судах должны быть предусмотрены пожарные насосы с независимыми приводами в
следующем количестве:
- на пассажирских судах валовой вместимостью 4000 рег.т и более: по меньшей мере 3 насоса;
- на пассажирских судах валовой вместимостью менее 4000 рег.т и на грузовых судах валовой вместимостью 1000 рег.т и более: по меньшей мере 2;
На танкерах, с целью сохранения в случае пожара или взрыва целостности пожарной магистрали, на ней должны быть установлены изолирующие клапаны в носовой части в защищенном месте и на палубе грузовых танков с интервалами не более 40 м.
Количество и размещение кранов (гидрантов) должны быть такими, чтобы по меньшей мере две струи воды из разных кранов, одна из которых подается по цельному рукаву, доставали до любой части судна, а также до любой части любого порожнего грузового помещения, любого грузового помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки или любого помещения специальной категории, причем в последнем случае до любой его части должны доставать две струи,
подаваемые по цельным рукавам. Кроме того, такие краны должны располагаться у входов в защищаемые помещения.
Трубопроводы и краны должны быть расположены так, чтобы к ним можно было легко
присоединить пожарные рукава.
Для обслуживания каждого пожарного рукава предусмотрен клапан с тем, чтобы любой пожарный рукав можно было отсоединять при работающих пожарных насосах.
Изолирующие клапаны для отключения участка пожарной магистрали, расположенного в
машинном помещении, в котором находится главный пожарный насос или насосы, остальной части пожарной магистрали устанавливаются в легко доступном и удобном месте за пределами машинных помещений.
Расположение пожарной магистрали должно быть таким, чтобы при закрытых изолирующих клапанах ко всем судовым кранам, кроме тех, которые расположены в вышеупомянутом машинном помещении, могла подаваться вода от пожарного насоса, расположенного за пределами этого машинного помещения, по трубопроводам, проходящим вне его.
Международное Морское Соединение. International Shore Connection
Любое судно, тоннажем выше 500 тонн должно иметь по крайней мере одно Международное Морское Соединение, для возможности подключения к пожарной магистрали с другого судна или с берега.
Подключения для такого соединения должно быть предусмотрено на баке и корме судна.
Системы углекислотного тушения
Для грузовых помещений количество имеющегося углекислого газа должно быть достаточным для получения минимального объема свободного газа, равного 30% валового объема наибольшего грузового помещения судна, защищаемого системой.
Для машинных помещений количество имеющегося углекислого газа должно быть достаточным для получения минимального объема свободного газа, равного большему из следующих объемов:
40% валового объема наибольшего машинного помещения, защищаемого таким образом, за исключением объема части шахты, или 35% валового объема наибольшего защищаемого машинного помещения, включая шахту.
Однако для грузовых судов валовой вместимостью менее 2000 рег.т приводимые проценты могут 23быть снижены до 35 и 30% соответственно; кроме того, если два или более машинных помещения не полностью отделены друг от друга, они рассматриваются как образующие одно помещение. При этом объем свободного углекислого газа должен определяться из расчета 0,56 м^3/кг.
Система стационарных трубопроводов для машинных помещений должна обеспечивать подачу в помещение 85% газа в пределах 2 мин.
Системы углекислого газа должны отвечать следующим требованиям:
- должны быть предусмотрены два отдельных средства управления подачей углекислого газа в защищаемое помещение и для обеспечения срабатывания сигнализации о пуске газа. Одно должно использоваться для выпуска газа из резервуаров для его хранения. Другое должно использоваться для открытия клапана на трубопроводе, осуществляющем подачу газа в защищаемое помещение;
- эти два средства управления должны находиться внутри шкафа, легко определяемого для
конкретного защищаемого помещения. Если шкаф со средством управления закрывается на замок, ключ от шкафа должен находиться в футляре с разбивающейся крышкой на видном месте рядом со шкафом.
Системы пожаротушения паром
Как правило, не должно допускаться применение пара в качестве огнетушащего вещества в стационарных системах пожаротушения. Если же применение пара допущено Администрацией, он должен применяться только в ограниченных зонах в дополнение к требуемому огнетушащему веществу, причем паропроизводительность котла или котлов, обеспечивающих подачу пара, должна быть не менее 1,0 кг в час на каждые 0,75 м валового объема наибольшего из защищаемых таким образом помещений.
Стационарные системы пожаротушения высокократной ПЕНОЙ в машинных
помещениях.
1. Любая стационарная система пожаротушения высокократной пеной в машинных
помещениях должна обеспечивать быструю подачу через стационарные выпускные отверстия количества пены, достаточного для заполнения наибольшего защищаемого помещения, с интенсивностью, обеспечивающей образование за одну минуту слоя пены толщиной не менее 1 м. Количество имеющегося пенообразователя должно быть достаточным для выработки пены в объеме, равном пятикратному объему наибольшего защищаемого помещения. Кратность пенообразования не должна превышать 1000:1.
2. Каналы подачи пены, воздухозаборники пеногенератора и количество пеногенераторных
установок должны обеспечивать эффективные выработку и распределение пены.
3. Расположение выходных каналов пеногенератора должно быть таким, чтобы пожар в
защищаемом помещении не мог повредить пенообразующее оборудование.
4. Пеногенератор, его источники энергии, пенообразователь и средства управления системой должны быть легко доступны, просты в эксплуатации и быть сосредоточены в возможно меньшем количестве мест, которые вероятнее всего не будут отрезаны пожаром в защищаемом помещении.
Пенный концентрат представляет собой густую жидкость. Для образования пены она разбавляется водой в соотношениях между 1 и 6%, в зависимости от типа концентрата.
Наиболее часто применяемой в установках пенотушения является пена AFFF (Aqueous Film Forming Foam).
Эта пена, помимо эффекта перекрытия доступа кислорода к горению, производит покрытие поверхности топлива водяной плѐнкой, предотвращая образование паров. Такая пена очень быстро сбивает пламя. Она лучше проникает вглубь материалов при тушении Пожаров Класса А.
Тип огнетушителя | Цвет | Класс Пожара | Лучшее применение |
Вода |
Красный |
А |
При горении твердых материалов |
Пена |
Кремовый |
A, B | Лучше при тушении горящих жидкостей (нефтепродукты, ЛВЖ, краски и лаки). |
Порошок |
Голубой |
A, B, C, Е | Лучше при тушении электроприборов под напряжением и электропроводки, применяется при любых видах пожара. |
CO2 (Углекислый газ) |
Черный |
A, B, C, Е | Лучше при тушении электроприборов под напряжением и электропроводки, применяется при любых видах пожара. |
- 1. Корпус судна и его элементы. Понятие о прочности. Теоретический чертёж судна и его назначение. Системы набора корпуса судна, основные продольные и поперечные балки набора.
- 4Х тактный цикл дизеля. Индикаторная диаграмма.
- 2Х тактный цикл дизеля. Индикаторная диаграмма.
- 3. Основные электрические величины – электрический ток, напряжение, мощность
- 4. Общие требования к техническому обслуживанию стс и к.
- 1. Посадка и остойчивость судна, теоретические основы. Остойчивость, метацентрическая высота. Информация об остойчивости.
- 2. Процессы газообмена 2-х и 4-х тактных дизельных двигателей. Понятие наддува. Импульсный газотурбинный и наддув при постоянном давлении. Коэффициент избытка воздуха.
- 3. Генераторы судовой электростанции. Техническое обслуживание щеточного аппарата синхронного генератора.
- 2. Принцип работы холодильной установки. Холодильные агенты и хладоносители.
- 3. Техническое обслуживание кислотных аккумуляторных батарей (акб).
- 4. Техническое обслуживание судовых помещений.
- 1. Международная конвенция о грузовой марке 1966 года.
- 3. Измерение сопротивления изоляции электрооборудования. Техническое обслуживание распределительных устройств.
- 4.Техническое обслуживание судовых систем.
- 1.Категории затопленных отсеков. Влияние свободной поверхности на остойчивость на больших углах крена.
- 2.Судовые паровые котлы: классификация, устройство водотрубных, огнетрубных, комбинированных и утилизационных котлов, устройства для сжигания топлива в котлах.
- Процесс сгорания топлива
- Подача воздуха
- Сгорание топлива
- 3. Средства, обеспечивающие распределение нагрузки при параллельной работе генераторов.
- 4.Осмотр судна в доке и на плаву.
- 1. Конструктивные меры противопожарной безопасности.
- 2.Основные термодинамические процессы для идеальных газов.
- 3.Судовые силовые трансформаторы.
- 4.Техническое обслуживание дизелей и их отдельных сборочных единиц и деталей.
- 1. Конвенция солас.
- 2. Цикл Карно.
- 3. Техническое обслуживание взрывозащищенного электрооборудования и сетей. Осмотры электрооборудования
- 4.Очистки, осмотры и испытания котлов.
- 1. Международный кодекс по спасательным средствам. Индивидуальные и коллективные спасательные средства.
- 3. Аварийные дизель - генераторы и система их автоматического запуска.
- 4.Техническое обслуживание элементов котла.
- 1. Международная конвенция марпол по предотвращению загрязнения с судов. Судовые документы по пзм, сроки их действия, возобновление документов.
- 2.Основные понятия о машинах и механизмах. Кинематическая пара, кинематическая цепь. Виды передач.
- 3. Классификация полупроводниковых преобразователей электроэнергии.
- 4.Техническое обслуживание вспомогательных механизмов и оборудования.
- 2. Сопротивление материалов: виды деформаций, напряжений, нагрузок.
- 3. Частотные преобразователи для управления асинхронными электродвигателями.
- 4.Смазывание вспомогательных механизмов и оборудования, техническое обслуживание подшипников.
- 1. Судовые системы, предназначенные для предотвращения возникновения или распространения пожара. Средства пожаротушения на судах и их классификация. Противопожарное снабжение.
- 2.Детали машин: детали и узлы общего и специального назначения, виды соединений.
- 3. Щитовые электроизмерительные приборы (эп). Подключение электроизмерительных приборов. Погрешность результата измерения.
- 4.Техническое обслуживание холодильных установок. Удаление хладона. Наполнение системы хладоном и дозарядка.
- 1. Классификация судовых помещений по назначению. Размещение помещений в основном корпусе судна.
- 2. Основные неподвижные и подвижные детали судовых дизелей.
- 3. Электрическое освещение – основное и аварийное. Судовые электронагревательные и отопительные приборы и устройства. Обслуживание и предъявляемые к ним требования.
- 4. Система технического обслуживания судна. Общие требования по то судна. План-графики по то стс и к.
- 1. Судовые документы, требуемые ктм рф. Судовые документы, выдаваемые рмрс России в соответствии с требованиями мк солас 74/88 с поправками. Мппсс-72 и регламента радиосвязи 1997 г.
- 2. Подготовка дизельной установки к действию после длительной стоянки, во время которой производились работы, связанные с разборкой. Подготовка дизельной установки к действию в зимнее время.
- 3. Режимы работы судовых электроприводов. Факторы, обеспечивающие нормальную работу судовых электрических машин. Защита электродвигателей в электроприводах.
- 4. Надзор за судами в эксплуатации. Использование результатов в процессе технического надзора за судами.
- 2. Работа дизеля в режимах и условиях, отличных от нормальных. Подготовка к манёврам и остановка дизельной установки.
- 3. Приборы контроля и сигнализации. Датчики и индикаторы, применяемые в судовых системах. Аварийно-предупредительная сигнализация (апс).
- 4. Виды и порядок прохождения инструктажа по технике безопасности.
- 1. Мкуб - его цели и требования. Основные резолюции имо по внедрению мкуб.
- International Management Code for the Safe Operation of Ships and for Pollution Prevention (International Safety Management (ism) Code) » — мкуб
- 2. Ввод дизеля в режим эксплуатационной нагрузки. Работа гд и обслуживающих его систем в сложных условиях.
- 3. Средства автоматики и дистанционного управления. Готовность к действию и ввод в действие электрических систем автоматики. Основные требования к системам дау.
- 4. Техника безопасности при обслуживании дизельных установок.
- 1. Система управления безопасностью судоходной компании. Назначенное лицо. Национальные нормативные документы по внедрению мкуб.
- 2. Контроль и регулировка параметров рабочего процесса судовых дизелей.
- 3. Техническая документация по судовому электрооборудованию, виды технической документации. Электрические схемы и чертежи, их отличие друг от друга.
- 4. Работа главной дизельной установки в аварийных условиях и во время обкатки.
- 1. Международная конвенция марпол-73/78: правила регистрации операций с нефтью и нефтепродуктами. Ответственность и контроль.
- 2.Подготовка котла к действию, обслуживание котла в действии, вывод котла из действия.
- 3. Проверки работы адг, сети аварийного освещения, авральной и пожарной сигнализации, водонепроницаемых дверей; периодичность проверок.
- 1. Кодекс торгового мореплавания рф. Устав службы на судах ммф. Дисциплинарный устав.
- 2. Обслуживание котла на режимах, отличных от нормальных. Водный режим котла. Меры предосторожности при упуске воды из котла. Хранение бездействующего котла.
- 3. Электробезопасность. Защита от поражения электрическим током, защитное заземление. Диэлектрические средства защиты, периодичность проверок их на электрическую прочность.
- 4. Контроль технического состояния корпусных конструкций. Виды и методы неразрушающего контроля и диагностики технического состояния корпуса и конструкций судна.
- 2.Типы насосов, входящих в состав судовых систем. Птэ насосов по типам.
- 3. Функции элементов сар и назначение. Система дистанционного автоматического управления гд.
- 4. Требования птэ по технической эксплуатации и обслуживанию машинных и котельных помещений. Предремонтная дефектация элементов корпуса судна, организация и этапы выполнения.
- 1. «Наставление по предотвращению загрязнения с судов». Пломбирование клапанов на судне. Бункеровочные операции.
- 2. Работа гд с выключенными цилиндрами. Регулировка параметров рабочего процесса гд.
- 4. Взаимодействие должностных лиц в процессе ремонта. Доковый ремонт. Доковый ремонт
- 2. Работа гд с перегрузкой. Работа гд в режиме холостого хода. Подготовка гд к маневрам и остановке.
- 3. Аварийный безбатарейный телефон для связи мостик-цпу- румпельная. Частоты судовой рабочей носимой укв.
- 4. Написание ремонтной ведомости. Проведение тендера на ремонт судна. Распределение обязанностей на предстоящий ремонт судна.
- 2. Указания по техническому обслуживанию вентиляторов и поршневых компрессоров.
- 3. Общая характеристика рулевых электроприводов и требования к ним.
- 4. Испытания судна после ремонта. Окончание ремонта на заводе. Гарантийный период после ремонта.
- 1. Якорное устройство, назначение и состав. Общие сведения и классификация. Швартовное устройство. Общие сведения, назначение и классификация. Якорное устройство.
- Якорная цепь.
- 2. Указания по техническому обслуживанию теплообменных аппаратов, фильтров, сосудов под давлением и тормозных устройств.
- 3. Подготовка грузовых устройств к работе. Электрическое торможение грузоподъемников переменного тока.
- 4. Техника безопасности при обслуживании судового электрооборудования.
- 1. Особые районы. Применение положений международных конвенций и национальных правил России по предупреждению загрязнения с судов. Процедуры на судне по предотвращению загрязнения водной среды.
- 2. Техническая эксплуатация рулевых машин. Техническая эксплуатация устройств для предотвращения загрязнения моря.
- 3. Регулирование скорости вращения асинхронного двигателя.
- Изменение числа пар полюсов на статоре электродвигателя
- 4.Птб при обслуживании энергетических установок. Общие положения.
- 2. Техническая эксплуатация механизмов привода аппарелей, рамп, закрытий люков и лацпортов. Техническая эксплуатация грузовых средств мко и лифтов.
- 3. Аппаратура защиты электроприводов.
- 4. Птб при обслуживании двигателей внутреннего сгорания.