4. Контроль технического состояния корпусных конструкций. Виды и методы неразрушающего контроля и диагностики технического состояния корпуса и конструкций судна.
Техническое состояние корпуса судна определяют периодическими освидетельствованиями его основных частей. Освидетельствование корпусных конструкций производят визуально, путем испытаний и различных методов контроля. Освидетельствование корпуса судна с целью определения его технического состояния, установления необходимости, объема и метода ремонта основных корпусных конструкций, обеспечивающих требуемую прочность для безопасного плавания, называют дефектацией. По результатам дефектации производят оценку пригодности судна к дальнейшей эксплуатации. Для освидетельствования корпусных конструкций производят очистку поверхности от старой краски и продуктов коррозии, покрытий и изоляций. В местах, где покрытия пришли в негодность (изоляция декоративной обшивки, покрытие палуб мастикой и др.), производят частичное вскрытие их для осмотра корпусных конструкций. При обнаружении повышенного износа покрытие удаляют полностью. Освидетельствование путем испытаний проводят для проверки непроницаемости, а иногда и прочности корпусных конструкций. Обнаружение дефектов корпусных конструкций трещин, вмятин, гофр, бухтин, разрывов, утонений и др. осуществляют применением различных методов измерения и дефектоскопии.
Виды и методы неразрушающего контроля и диагностики технического состояния корпуса и конструкций судна. Дефектоскопия — это совокупность ряда физических методов контроля состояния материалов, изделий или конструкций на отсутствие в них дефектов, недопустимых техническими условиями. Для обнаружения дефектов применяют самые разнообразные приспособления и аппараты (мерительный инструмент, лупы, микроскопы, рентгеновские установки и другую аппаратуру). Этот метод контроля состояния металла производят без разрушений или ухудшения качества корпусных конструкций. Для проверки состояния корпусных конструкций наиболее широко применяют методы контроля, рассматриваемые ниже. Остаточную толщину элементов конструкций корпуса измеряют специальным индикатором и с помощью толщиномеров: механического, магнитного ультразвукового, ү-толщиномера. Для определения величины деформации листов обшивки применяют прогибомеры. Трещины на отдельных участках корпуса выявляют внешним осмотром при помощи лупы, дефектоскопов (ультразвуковых и рентгеновских аппаратов и др.), а также протиранием керосином. При этом способе проверяемые листы протирают с одной стороны керосином, а с другой — меловым полужидким раствором. Керосин, проникая в трещины, обнаруживается в виде пятен и полос на белом фоне меловой обмазки, воспроизводя направление трещины на поверхности изделия.
БИЛЕТ № 19.
1. Комплекс активной противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации. Судовые системы, предназначенные для предотвращения возникновения или распространения пожара. Средства пожаротушения на судах и их классификация.
Противопожа́рная защи́та — комплекс мер и технологий, предназначенных для защиты от пожара — то есть позволяющих снизить или полностью исключить возможность горения или повреждения огнем горючих материалов и объектов, построенных с их использованием.
Активная борьба с пожаром (тушение пожара) производится огнетушителями различного наполнения, песком и другими негорючими материалами, мешающими огню распространяться и гореть. Судно оборудовано автоматической установкой пожаротушения, необходимой использования её для тушения пожара.
Системы пожарной сигнализации
Пожарная сигнализация представляет собой комплекс технических средств для обнаружения загорания и оповещения о месте его возникновения, а также оповещения людей, находящихся в охраняемом помещении, о пуске систем объемного пожаротушения.
Сигнализация обнаружения пожара включает в себя пожарные извещатели, источники питания, линии связи и приемные устройства.
Автоматические пожарные извещатели по виду применяемых датчиков могут быть тепловые, дымовые или иные.
Тепловые извещатели могут быть с биметаллической пластиной, которая при повышении температуры изгибается и замыкает (или размыкает) контакты, и с плавкой вставкой. В помещениях с нормальной температурой воздуха устанавливаются извещатели, срабатывающие в интервале температур 54 – 78 оС, а в помещениях с высокой температурой воздуха (машинные помещения, камбузы и т.п.) – 80 – 100 оС.
В машинных помещениях могут устанавливаться извещатели, реагирующие на появление пульсаций температуры (теплоимпульсные). Они срабатывают при повышении амплитуды колебаний температуры помещения свыше 1,5 – 2,5 оС с частотой пульсаций 1,9 – 2,3 Гц, независимо от значений самой температуры.
Дымовые извещатели фиксируют ослабление прозрачности воздуха, забираемого из охраняемого помещения, с помощью фотоэлемента. При наличии в воздухе дыма, когда ослабление света превышает установленный предел, фотоэлемент срабатывает и приводит в действие исполнительное устройство сигнализации.
Применение дымовых извещателей предпочтительно в больших грузовых помещениях, в которых при возгорании температура воздуха повышается медленно, а задымленность может быть значительной.
Извещатель ручной пожарной сигнализации представляет собой кнопку, при нажатии которой замыкается контакт электрической цепи. Извещатели ручной сигнализации устанавливаются в коридорах жилых, служебных и производственных помещений, в вестибюлях и общественных помещениях, в машинных и производственных помещениях. Внутри жилых и служебных помещений на каждой палубе должно быть установлено по одному извещателю, а если длина коридора более 20 м – два извещателя в коридорах разных бортов в противоположных частях помещения. Приемным устройством системы пожарной сигнализации является пульт управления системы, устанавливаемый на ходовом мостике или в центральном пожарном посту. Если пульт управления установлен не в рулевой рубке, то в ней устанавливается индикационная панель.
Сигнализация обнаружения пожара должна обеспечивать быстрое определение объекта, с которого принят сигнал, для чего предпочтительно применение мнемосхем (а на пассажирских судах – обязательно). При срабатывании извещателя должна срабатывать звуковая и визуальная сигнализация на пульте управления системы. Если в течение 2 мин эти сигналы не привлекут внимания и не будет подтвержден их прием, во всех жилых помещениях экипажа, служебных, машинных помещениях, на постах управления автоматически подается сигнал тревоги.
В некоторых типах систем пожарной сигнализации предусмотрено не только определение луча, к которому подключен сработавший датчик, но и номера датчика. С этой целью параллельно к контактам датчика подключается балластное сопротивление или конденсатор. При срабатывании датчика его сопротивление отключается и образуется контур с оставшимися резисторами, измерение сопротивления в котором позволяет определить номер сработавшего датчика.
Не требуется установка отдельной сигнализации в помещениях, оборудованных спринклерной системой.
Системы пожарной сигнализации необходимо проверять систематически, но не реже одного раза в три дня. Все неисправности следует немедленно устранять, и результаты проверки и принятые меры отражать в судовом журнале.
- 1. Корпус судна и его элементы. Понятие о прочности. Теоретический чертёж судна и его назначение. Системы набора корпуса судна, основные продольные и поперечные балки набора.
- 4Х тактный цикл дизеля. Индикаторная диаграмма.
- 2Х тактный цикл дизеля. Индикаторная диаграмма.
- 3. Основные электрические величины – электрический ток, напряжение, мощность
- 4. Общие требования к техническому обслуживанию стс и к.
- 1. Посадка и остойчивость судна, теоретические основы. Остойчивость, метацентрическая высота. Информация об остойчивости.
- 2. Процессы газообмена 2-х и 4-х тактных дизельных двигателей. Понятие наддува. Импульсный газотурбинный и наддув при постоянном давлении. Коэффициент избытка воздуха.
- 3. Генераторы судовой электростанции. Техническое обслуживание щеточного аппарата синхронного генератора.
- 2. Принцип работы холодильной установки. Холодильные агенты и хладоносители.
- 3. Техническое обслуживание кислотных аккумуляторных батарей (акб).
- 4. Техническое обслуживание судовых помещений.
- 1. Международная конвенция о грузовой марке 1966 года.
- 3. Измерение сопротивления изоляции электрооборудования. Техническое обслуживание распределительных устройств.
- 4.Техническое обслуживание судовых систем.
- 1.Категории затопленных отсеков. Влияние свободной поверхности на остойчивость на больших углах крена.
- 2.Судовые паровые котлы: классификация, устройство водотрубных, огнетрубных, комбинированных и утилизационных котлов, устройства для сжигания топлива в котлах.
- Процесс сгорания топлива
- Подача воздуха
- Сгорание топлива
- 3. Средства, обеспечивающие распределение нагрузки при параллельной работе генераторов.
- 4.Осмотр судна в доке и на плаву.
- 1. Конструктивные меры противопожарной безопасности.
- 2.Основные термодинамические процессы для идеальных газов.
- 3.Судовые силовые трансформаторы.
- 4.Техническое обслуживание дизелей и их отдельных сборочных единиц и деталей.
- 1. Конвенция солас.
- 2. Цикл Карно.
- 3. Техническое обслуживание взрывозащищенного электрооборудования и сетей. Осмотры электрооборудования
- 4.Очистки, осмотры и испытания котлов.
- 1. Международный кодекс по спасательным средствам. Индивидуальные и коллективные спасательные средства.
- 3. Аварийные дизель - генераторы и система их автоматического запуска.
- 4.Техническое обслуживание элементов котла.
- 1. Международная конвенция марпол по предотвращению загрязнения с судов. Судовые документы по пзм, сроки их действия, возобновление документов.
- 2.Основные понятия о машинах и механизмах. Кинематическая пара, кинематическая цепь. Виды передач.
- 3. Классификация полупроводниковых преобразователей электроэнергии.
- 4.Техническое обслуживание вспомогательных механизмов и оборудования.
- 2. Сопротивление материалов: виды деформаций, напряжений, нагрузок.
- 3. Частотные преобразователи для управления асинхронными электродвигателями.
- 4.Смазывание вспомогательных механизмов и оборудования, техническое обслуживание подшипников.
- 1. Судовые системы, предназначенные для предотвращения возникновения или распространения пожара. Средства пожаротушения на судах и их классификация. Противопожарное снабжение.
- 2.Детали машин: детали и узлы общего и специального назначения, виды соединений.
- 3. Щитовые электроизмерительные приборы (эп). Подключение электроизмерительных приборов. Погрешность результата измерения.
- 4.Техническое обслуживание холодильных установок. Удаление хладона. Наполнение системы хладоном и дозарядка.
- 1. Классификация судовых помещений по назначению. Размещение помещений в основном корпусе судна.
- 2. Основные неподвижные и подвижные детали судовых дизелей.
- 3. Электрическое освещение – основное и аварийное. Судовые электронагревательные и отопительные приборы и устройства. Обслуживание и предъявляемые к ним требования.
- 4. Система технического обслуживания судна. Общие требования по то судна. План-графики по то стс и к.
- 1. Судовые документы, требуемые ктм рф. Судовые документы, выдаваемые рмрс России в соответствии с требованиями мк солас 74/88 с поправками. Мппсс-72 и регламента радиосвязи 1997 г.
- 2. Подготовка дизельной установки к действию после длительной стоянки, во время которой производились работы, связанные с разборкой. Подготовка дизельной установки к действию в зимнее время.
- 3. Режимы работы судовых электроприводов. Факторы, обеспечивающие нормальную работу судовых электрических машин. Защита электродвигателей в электроприводах.
- 4. Надзор за судами в эксплуатации. Использование результатов в процессе технического надзора за судами.
- 2. Работа дизеля в режимах и условиях, отличных от нормальных. Подготовка к манёврам и остановка дизельной установки.
- 3. Приборы контроля и сигнализации. Датчики и индикаторы, применяемые в судовых системах. Аварийно-предупредительная сигнализация (апс).
- 4. Виды и порядок прохождения инструктажа по технике безопасности.
- 1. Мкуб - его цели и требования. Основные резолюции имо по внедрению мкуб.
- International Management Code for the Safe Operation of Ships and for Pollution Prevention (International Safety Management (ism) Code) » — мкуб
- 2. Ввод дизеля в режим эксплуатационной нагрузки. Работа гд и обслуживающих его систем в сложных условиях.
- 3. Средства автоматики и дистанционного управления. Готовность к действию и ввод в действие электрических систем автоматики. Основные требования к системам дау.
- 4. Техника безопасности при обслуживании дизельных установок.
- 1. Система управления безопасностью судоходной компании. Назначенное лицо. Национальные нормативные документы по внедрению мкуб.
- 2. Контроль и регулировка параметров рабочего процесса судовых дизелей.
- 3. Техническая документация по судовому электрооборудованию, виды технической документации. Электрические схемы и чертежи, их отличие друг от друга.
- 4. Работа главной дизельной установки в аварийных условиях и во время обкатки.
- 1. Международная конвенция марпол-73/78: правила регистрации операций с нефтью и нефтепродуктами. Ответственность и контроль.
- 2.Подготовка котла к действию, обслуживание котла в действии, вывод котла из действия.
- 3. Проверки работы адг, сети аварийного освещения, авральной и пожарной сигнализации, водонепроницаемых дверей; периодичность проверок.
- 1. Кодекс торгового мореплавания рф. Устав службы на судах ммф. Дисциплинарный устав.
- 2. Обслуживание котла на режимах, отличных от нормальных. Водный режим котла. Меры предосторожности при упуске воды из котла. Хранение бездействующего котла.
- 3. Электробезопасность. Защита от поражения электрическим током, защитное заземление. Диэлектрические средства защиты, периодичность проверок их на электрическую прочность.
- 4. Контроль технического состояния корпусных конструкций. Виды и методы неразрушающего контроля и диагностики технического состояния корпуса и конструкций судна.
- 2.Типы насосов, входящих в состав судовых систем. Птэ насосов по типам.
- 3. Функции элементов сар и назначение. Система дистанционного автоматического управления гд.
- 4. Требования птэ по технической эксплуатации и обслуживанию машинных и котельных помещений. Предремонтная дефектация элементов корпуса судна, организация и этапы выполнения.
- 1. «Наставление по предотвращению загрязнения с судов». Пломбирование клапанов на судне. Бункеровочные операции.
- 2. Работа гд с выключенными цилиндрами. Регулировка параметров рабочего процесса гд.
- 4. Взаимодействие должностных лиц в процессе ремонта. Доковый ремонт. Доковый ремонт
- 2. Работа гд с перегрузкой. Работа гд в режиме холостого хода. Подготовка гд к маневрам и остановке.
- 3. Аварийный безбатарейный телефон для связи мостик-цпу- румпельная. Частоты судовой рабочей носимой укв.
- 4. Написание ремонтной ведомости. Проведение тендера на ремонт судна. Распределение обязанностей на предстоящий ремонт судна.
- 2. Указания по техническому обслуживанию вентиляторов и поршневых компрессоров.
- 3. Общая характеристика рулевых электроприводов и требования к ним.
- 4. Испытания судна после ремонта. Окончание ремонта на заводе. Гарантийный период после ремонта.
- 1. Якорное устройство, назначение и состав. Общие сведения и классификация. Швартовное устройство. Общие сведения, назначение и классификация. Якорное устройство.
- Якорная цепь.
- 2. Указания по техническому обслуживанию теплообменных аппаратов, фильтров, сосудов под давлением и тормозных устройств.
- 3. Подготовка грузовых устройств к работе. Электрическое торможение грузоподъемников переменного тока.
- 4. Техника безопасности при обслуживании судового электрооборудования.
- 1. Особые районы. Применение положений международных конвенций и национальных правил России по предупреждению загрязнения с судов. Процедуры на судне по предотвращению загрязнения водной среды.
- 2. Техническая эксплуатация рулевых машин. Техническая эксплуатация устройств для предотвращения загрязнения моря.
- 3. Регулирование скорости вращения асинхронного двигателя.
- Изменение числа пар полюсов на статоре электродвигателя
- 4.Птб при обслуживании энергетических установок. Общие положения.
- 2. Техническая эксплуатация механизмов привода аппарелей, рамп, закрытий люков и лацпортов. Техническая эксплуатация грузовых средств мко и лифтов.
- 3. Аппаратура защиты электроприводов.
- 4. Птб при обслуживании двигателей внутреннего сгорания.