logo
ответы на билеты в МКК

3. Общая характеристика рулевых электроприводов и требования к ним.

ЭЛЕКТРОПРИВОД – это управляемая электромеханическая система, осуществляющая преобразование электрической энергии в механическую и наоборот.

Классификационные признаки рулевых электроприводов могут быть весьма разнообразны. Например, приводы могут быть классифицированы по типу передачи, роду тока, по степени автоматизации, по системам управления и т. д.

Основным классификационным признаком, в значительной степени влияющим на характеристики электрооборудования, является тип передачи крутящего момента от электропривода к баллеру руля. В практике применяются приводы двух основных типов – механические и гидравлические.

Механические приводы состоят из систем зубчатых передач, дающих постоянное или почти постоянное передаточное число от баллера руля к валу двигателя и подразделяются на следующие:

винтовые;

секторные, применяемые главным образом на судах транспортного флота;

штуртросовые, имеющие электрическую рулевую машину, устанавливаемую в рубке, и тросовую передачу от нее к баллеру руля. Эти приводы используются преимущественно на речных судах.

Гидравлический привод получил наибольшее распространение и потому является основным на всех судах нашего флота. Эти приводы могут быть разделены на две группы:

1) приводы с постоянно установленной гидравлической системой управления и с изменением направления движения жидкости путем реверсирования двигателя;

2) приводы с насосом переменной производительности, в которых при постоянном направлении вращения двигателя, соединенного с насосом, изменяется направление движения жидкости в системе путем регулирования в самом насосе.

Основные требования, предъявляемые к рулевым электроприводам:

Рулевой электропривод должен обеспечивать:

– перекладку руля с борта на борт на полном переднем ходу при спецификационной осадке судна за время не более 28 с;

– непрерывную перекладку руля с борта на борт на полном переднем ходу при спецификационной осадке судна в течение 30 мин;

– длительную работу при ходе по курсу в режиме не менее 350 перекладок в час;

– изменение вращающего момента электродвигателя в пределах от 0 до 200 % номинального;

– режим стоянки электродвигателя под током в течение 1 мин с нагретого состояния;

– безотказность, надежность и живучесть в течение всего периода эксплуатации судна;

– ограничение момента двигателя при перегрузке или заклинивании руля вплоть до его полной остановки и выхода его на автоматическую характеристику при прекращении перегрузки;

– автоматическое удержание руля на заданном курсе как при отрицательном моменте на баллере, так и при остановке привода без применения механических тормозов;

– удобство, простоту управления и постоянный контроль работы привода;

– возможность управления из разных мест: ходовой рубки, верхнего мостика, румпельного отделения;

– автоматическое ограничение предельных углов перекладки.

Помимо этих требований Международная конвенция требует наличия вспомогательного рулевого привода, который должен быстро включаться, быть достаточно прочным и надежным, иметь возможность преодоления момента на баллере для управления судном при эксплуатационной скорости.