logo
госы 2011

2. Система смазки и охлаждения подшипников насосных агрегатов.

Основное насосно-силовое оборудование перекачивающих станций имеет принудительную систему смазки. С помощью шестеренчатого насоса заполняют маслом бак. Основной насос подает масло через фильтры и маслоохладитель в маслопроводы, соединенные с узлами, требующими смазки (подшипниками), откуда масло возвращается в бак. Отработавшее масло насосом перекачивается в емкость. Аккумулирующий бак предназначен для подачи масла при аварийных ситуациях, например при остановке насосов в случае отключении электроэнергии.

Маслоохладитель представляет собой трубчатый теплообменник. Вода циркулирует по решетке из латунных трубок, а масло — по межтрубному пространству внутри корпуса. В верхней части маслоохладителя имеются два крана для спуска воздуха из масляной и водяной камер.

Масляная коммуникация состоит из напорных и сливных труб, предназначенных для подвода и отвода масла. После сборки напорную масляную линию испытывают под давлением 5 кгс/см2, а всасывающую -под давлением 2 кгс/см2. На напорном масляном трубопроводе перед подшипниками установлены регулирующие вентили или дроссельные шайбы, которые дают возможность обеспечить необходимую подачу масла к подшипникам. На сливных патрубках подшипников имеются смотровые окна и места для установки термометров. Температура подшипников не должна превышать 60 °С.

Систему смазки рассчитывают исходя из уравнения теплового баланса

Q = nN( l – ηП ) GcM (t2м – t1м) GcB (t2B - t 1в) kFӨcp, (2.8) где n — число действующих агрегатов; N — мощность на валу двигателя; ηП — КПД подшипника; gm ' gB — расход масла и воды соответственно; cm' CB Q — удельная теплоемкость масла и воды соответственно; t ' t — температура масла на входе и выходе подшипника; t 1в' t2B — температура воды на входе и выходе охладителя;

k — коэффициент теплопередачи в холодильнике; F — поверхность теплообмена; Өср — средняя разность температур между маслом и водой.

В уравнении (2.8) первое выражение представляет собой количество тепла, выделяемое во всех подшипниках установки, второе — тепло, уносимое маслом от подшипников (оно равно количеству тепла, поступающего в водомаслоохладитель), третье -тепло, воспринимаемое водой, и четвертое — тепло, передаваемое от масла к воде. Исходя из уравнения теплового баланса определяют необходимый расход масла.

В процессе работы контролируют температуру масла на выходе из маслоохладителей, она должна находиться в пределах 35-55°С.

Качество и свойства смазочного масла определяют по плотности, содержанию воды, вязкости, температуре вспышки и воспламенения, содержанию кислот, смол, золы и примесей твердых веществ. Лучшими считаются такие сорта масла, у которых температура незначительно влияет на вязкость. Срок службы масла зависит от его качества, степени изношенности деталей, материала трущихся деталей, удельных давлений, температурного режима и количества масла в циркуляционной системе.

Качество масла периодически проверяют в лаборатории. Масло следует заменить, если содержание механических примесей более 1,5 %, содержание воды свыше 0,25 %, кислотное число более 1,5 мг КОН на 1 г масла, температура вспышки снижена до 150°С, содержание кокса повысилось до 3 %.