1.Определение (предельного) допустимого давления в трубе с опасным дефектом геометрии. Расчет коэффициента снижения рабочего давления.
Критерием, по которому дефекты подразделяются на опасные и неопасные является обеспечение прочности трубопровода на уровне нормативной. При нормативной прочности трубопровод выдерживает испытательное давление, соответствующее окружным напряжениям, равным 95 % предела текучести материала трубы [формула (1)].
Если расчетное разрушающее давление окажется ниже испытательного, то дефект относится к категории опасных. В этом случае предусматривается соответствующее снижение рабочего давления. В результате расчета по разработанной методике все дефекты классифицируются по степени опасности на опасные и неопасные. Опасные дефекты должны быть устранены в первую очередь. Если ремонт участка с опасным дефектом сразу невозможен, то эксплуатация нефтепровода с таким дефектом должна осуществляться только при пониженном рабочем давлении: где рдоп — допустимое давление в зоне дефекта; Кр — коэффициент снижения рабочего давления,
2. Оценка состояния внутренней полости нефтепровода. В процессе эксплуатации внутренняя полость труб нефтепровода засоряется скоплением воды, парафина, паров, механических примесей. Постепенное нарастание этих скоплений приводит к росту гидравлического сопротивления трубопровода, что и может служить показателем состояния внутренней полости. В настоящее время для оценки состояния внутренней полости используют понятия эффективного диаметра трубопровода и коэффициент эффективности работы трубопровода. Фактическая величина гидравлического уклона определяется следующим образом
Теоретический гидравлический уклон в этом случае будет определяться с использованием
Эффективный диаметр показывает каким должен быть диаметр простого трубопровода, чтобы его гидравлический уклон равнялся фактическому уклону участка.
.
Если Dэф меняется в процессе эксплуатации и отличается от Dэк, то это может быть связано с загрязнением трубопровода после очистки, повышенной шероховатостью труб при работе в зоне смешанного трения и с наличием не полностью открытых задвижек или других местных сопротивлений на участке, или загрязнение участка достигло максимального значения. Величина Dэф позволяет качественно оценить состояние внутренней полости. Более информативным является понятие коэффициента эффективности работы участка
. Если принять, что отложения равномерно распределены по участку, то
, ,
где – толщина отложений; Vот – объем отложений; Vтр – объем внутренней полости участка. Следует помнить, что обработкой одного режима диспетчерских данных невозможно получить Е с точностью более 5%, то есть даже для чистого трубопровода будут получаться Е от 0,95 до 1,05. Сделать какой либо вывод по такому результату невозможно. Чтобы получить Е с точностью порядка 0,1%, необходима статистическая обработка 2030 диспетчерских данных (двое суток стабильной работы), либо проведение специальных контрольных замеров с использованием приборов повышенной точности.
Предварительные причины засорения нефтепровода могут быть определены по характеру изменения Е во времени. Если в зимнее время снижение Е замедляется или даже эффективность начинает расти, то полость засоряется водой. Повышение эффективности работы при повышении температуры грунта говорит о наличии процесса отложения парафина на стенках труб. Окончательный вывод можно сделать исследовав состав отложений выносимых из трубопровода при очистке. В соответствии с правилами эксплуатации МН очистку нефтепровода следует производить при снижении его пропускной способности на 3%. Учитывая, что .
Снижение фактической производительности Qф на 3% по отношению к производительности чистого нефтепровода Q произойдет при снижении Е до 0,948 при работе в зоне Блазиуса и до 0,944 при работе в зоне смешанного трения.
- Экзаменационный билет № 1
- 1 Порядок обозначения трассы мнгп на местности, на переходах через реки и озера, автомобильные и железные дороги
- 2.Технологическая схема мн
- 4.Понятие о жидкости (газе), как сплошной среды. Теплофизические свойства капельных, газообразных сред.
- Экзаменационный билет № 2
- Периодичность очистки
- 2: Декларация о намерениях, обоснование инвестиций.
- 3: Генеральный план нпс.
- 4: Понятие о многокомпонентных и многофазных средах. Определение однородной и неоднородной, изотропной и анизотропной сплошной среды.
- Экзаменационный билет №3
- 1.Минимально и максимально-допустимые значения защитных потенциалов на подземных стальных коммуникациях объектов трубопроводного транспорта нефти и газа. Опасность явлений недозащиты и перезащиты.
- 2 Стадийность проектирования.
- 3.Технологическая схема нпс
- 4 Простейшие модели жидких и газообразных сплошных сред: идеальная, вязкая ,несжимаемая ,сжимаемая , ньютоновская , упругая, с тепловым расширением, совершенного и реального газов.
- Экзаменационный билет № 4
- 1. Схема возникновения блуждающих токов на магистральных нефтегазопроводах.
- 2. Гидравлический расчет нефтепровода
- 3.Общецеховая маслосистема компрессорной станции
- Экзаменационный билет №5
- 1. Характеристика стальных труб: ударная вязкость kcu, kcv, эквивалент углерода, процент волокна в изломе образцов двтт, временное сопротивление, предел текучести
- 2.. Определение числа нпс и их расстановка по трассе
- 3 Системы перекачки нефти и нефтепродуктов
- 4. Виды движения сплошных сред: неустановившееся, пространственное, плоское, одномерное.
- Экзаменационный билет №6
- Оценить свариваемость трубных сталей 17г2сф, 09г2сф
- Системы календарного планирования и контроля реализации проектов.
- Установки подготовки топливного и пускового газа.
- Характеристики смеси: плотность, скорость (барицентрическая, среднемассовая, диффузионная
- Экзаменационный билет №7
- 1Критерии очистки полости нгп от парафина, грунта, металла
- 2 Диаграммы применяемые для управления проектами.
- Сеть предшествования
- 4 Понятие о массовых и поверхностных, внутренних и внешних силах. Тензор напряжений и его свойства.
- Экзаменационный билет №8
- 1.Определение (предельного) допустимого давления в трубе с опасным дефектом геометрии. Расчет коэффициента снижения рабочего давления.
- 3.Системы охлаждения технологического газа на компрессорных станциях.
- 4.Обобщенный закон Ньютона. Уравнения движения вязкой жидкости Навье - Стокса. Обобщенный закон Ньютона
- Экзаменационный билет № 9
- 2.Процесс контроля исполнения и управления проектом.
- 3.Конструкция и компоновка насосного цеха.
- 4. Модель идеальной жидкости. Уравнения движения Эйлера.
- 1.Ремонтные конструкции для нгп постоянного и временного ремонта
- 3.Системы очистки технологического газа
- 4.Уравнение Бернулли для идеальной и вязкой жидкости. Геометрическая и энергетическая интерпретация слагаемых уравнения Бернулли.
- 1.Порядок производства вскрышных работ на действующих нгп
- 2. Парафинизация нефтепровода
- 4.Термодинамические силы и потоки. Законы молекулярного переноса тепла и массы в исследовании процессов тепломассообмена в сплошных средах.
- 1 Порядок врезки вантузов на действующем нп. Применяемое оборудование
- 2. Система смазки и охлаждения подшипников насосных агрегатов.
- Определение оптимальной периодичности очистки
- Понятие о формуле размерности, критериях и числах подобия
- Гидравлические испытания линейной части действующих нефтепроводов
- Технологическая схема газотурбинного компрессорного цеха с неполнонапорными центробежными нагнетателями
- Нормативно-техническая и законодательная база систем проектирования и организации строительства объектов
- Понятие о массовых и поверхностных, внутренних и внешних силах. Тензор напряжения и его свойства.
- Порядок вырезки дефектного участка с помощью труборезов типа мрт. Преимущества и недостатки труборезов мрт перед вырезкой с помощью кумулятивных зарядов.
- Технологическая схема газотурбинного компрессорного цеха с полнонапорными центробежными нагнетателями.
- Особенности последовательной перекачки нефтей и нефтепродуктов.
- Закономерности гидродинамики и теплообмена при ламинарном течении вязкого потока в трубах. Понятие о пограничном слое.
- . № Экзаменационный билет № 15
- Порядок вырезки дефектного участка с помощью кумулятивных зарядов. Преимущества и недостатки вырезки дефектных участков с помощью кумулятивных зарядов по сравнению с труборезами.
- 2. Средства контроля и защиты насосного агрегата
- 3. Механизм образования парафиновых отложений
- 4. Точные решения уравнений движения вязкой жидкости. Законы гидравлического сопротивления трения.
- Экзаменационный билет № 16
- 1. Многоразовый герметизатор «Кайман». Преимущества перед пзу, глиняными тампонами
- 2. Компоновка компрессорных цехов
- Коэффициент гидравлической эффективности участка мн
- 4. Технологический расчёт трубопровода. Базисные формулы трения, гидравлический уклон, влияние геометрии на режим течения. Потери на трение, местные сопротивления.
- Экзаменационный билет № 17
- 1.Конструкции и порядок работы механических и мембранных дыхательных клапанов рвс
- 2. Средства измерения количества нефти на нпс, конструктивные особенности и области применения
- 3. Особенности перекачки высоковязких и высокозастывших нефтей.
- 4.Понятие о турбулентном течении. Подход Рейнольдса к описанию сложного сдвигового течения, его динамические уравнения.
- Экзаменационный билет № 18
- Генеральные планы компрессорных станций
- 4. Виды потерь напора: потери по длине и потери в местных сопротивлениях.
- Экзаменационный билет № 19
- Изоляция сварных кольцевых стыков труб с заводской изоляцией в полевых условиях с помощью термоусаживающихся манжет.
- 3. Основные этапы подготовки нефти и газа до товарных качеств.
- Экзаменационный билет № 20
- 1. Схема компенсации намагниченности мнгп с помощью источников постоянного тока, с помощью постоянных магнитов
- 2. Компрессорные станции с центробежными газотурбинными гпа.
- 3. Эквивалентным диаметром
- 4. Виды движения сплошных сред: неустановившееся, пространственное, плоское, одномерное.
- Экзаменационный билет № 21
- 2 Система сглаживания волн давления.
- 3. Совместная работа насосных станций и линейной части
- 4. Характеристики смеси: плотность, скорость (барицентрическая, среднемассовая, диффузионная).
- Экзаменационный билет № 22
- Конструкция и работа предохранительного гидравлического клапана (кпг).
- 3.Изменение основных технологических параметров перекачки при снижении эффективности работы линейной части.
- 4.Понятие о жидкости (газе), как сплошной среды. Теплофизические свойства капельных, газообразных сред.
- 86. Виды движения сплошных сред: неустановившееся, пространственное, плоское, одномерное.
- 87. Модель вязкой ньютоновской и неньютоновской жидкости
- 89. Установки подготовки топливного и пускового газа.
- 90. Ремонтные конструкции для нгп постоянного и временного ремонта
- 91. Коэффициент гидравлической эффективности участка мн
- 92. Особенности перекачки высоковязких и высокозастывших нефтей.
- 93. Системы очистки технологического газа
- 94. Технологическая схема нпс
- 95. Компрессорные станции с центробежными газотурбинными гпа.