logo
госы 2011

2. Компоновка компрессорных цехов

При традиционном исполнении компрессорных цехов обычно принимают однорядную установку агрегатов с расстоянием между ними от 12 до 18 м. Поршневые ГПА обычно располагают на ну­левой отметке, а газотурбинные, в зависимости от типа ГПА, — либо на нулевой отметке, либо на отметке +4,8 м (5,2 м). Здания поршневых ГПА, как правило, однопролетные (ширина пролета 12м), конструкция зданий для газотурбинных и электроприводных ГПА во многом зависит от типа применяемого привода, однако общим для них является наличие в компрессорных цехах двух залов: машинного и нагнетатель-ного. Ширина первого колеблется от 12 до 24 м, второй имеет ширину 6 м. Машинный зал отнесен по противопожарным нормам к категории Г, это означает, что разрешается уста-новка всего оборудования в нормальном исполнении. Помещения, в которых размещают нагнетатели, относят к категории А, поэтому электрооборудование должно иметь взрыво-безопасное исполнение.

Различие категорийности помещений и предопределяет решение компрессорного цеха в два пролета с разделительной непроницаемой стеной между залами. В месте прохо-да через раздели­тельную стенку промежуточного вала привода нагнетателя делают уплотнение, защищающее машинный зал от проникновения природного газа из зала нагнетателей.

Газотурбинные установки, у которых выносная камера сгорания расположена под агрегатом, а выхлопные патрубки направлены вниз, устанавливают на высоких рамных фундаментах, сход­ных с фундаментами паровых турбин. Из работающих ГТУ к ним относят регенеративную ГТК-10-4. У большей части современных ГТУ выходной патрубок направлен вверх или вбок, что позволяет выполнять фундамент для всего ГГПА в виде подушки из монолит­ного или сборного железобетона. Фундаментную подушку заглубляют в грунт на глубину 1,5 — 2 м. При монолитном фундаменте не­избежен большой объем "мокрых" работ. Сборные фундаменты раньше состояли из набора блоков, чаще соединяемых с помощью сварки закладных деталей. Более современные фундаменты изготавливают из облегченных конструкций. Часто фундаменты выполняют свайными.

Современные ГГПА выполнены в виде блочных конструкций, т е. состоящими из отдельных поставочных блоков, полностью законченных изготовлением. Наиболее распространено деление на блоки: блок ГТУ на раме-маслобаке (или рамах); блок нагнетателя на раме; блок воздухоподготовительных устройств; блок воздушного охлаждения масла (или промежуточного теплоносителя); I блок систем автоматического управления и регулирования. Для I установки ГГПА необходимы воздухоподводящие и газоотводящие устройства (элементы тракта). В регенеративные ГТУ дополнительно включают блоки воздухоподогревателей и горячие воздуховоды.

Преимущество крупных блоков — меньший объем работ по монтажу ГПА и сокращение сроков сооружения КС.

Преимущества установки нагнетателя на отдельной раме — возможность выполнения ее более жесткой для восприятия усилий от труб с минимальными деформациями, а также возможность компоновки в ней маслонасосов системы уплотнений нагнетателя.

Блок воздухоподготовительных устройств обычно включает инертные фильтры для сепарации крупных частиц, фильтры тонкой очистки, панели шумоглушения, противооблединительное устройство, иногда — систему для увлажнения и охлаждения воздуха в жаркое время года. Обычно его устанавливают с максимальным возвышением над поверхностью земли.

Блок воздушного охладителя масла (или промежуточного теплоносителя) монтируют на легком фундаменте. Он содержит, кроме АВО, вентиляторы с электро-двигателями и редукторами, жалюзи, подогреватели масла, трубопроводную обвязку. Системы автоматического управления и регулирования (САУ и САР) обычно размещают не только в отдельном блок-боксе I и на главном щите управления, но также и на опорных рамах I и специальных сборках. Должно быть предусмотрено простое соединение отдельных составных частей САУ и САР.

Масло охлаждают с помощью промежуточного теплоносителя. В летнее время это вода, зимой — незамерзающая смесь воды и этиленгликоля. Для охлаждения промежуточного теплоносителя установлены два специальных, отличающихся увеличенной длиной труб и большой толщиной (высотой) трубных пучка.