logo
BOTNYeR_POSIBNIK

Исповедь бензоконтрабандиста

Газета «Индустриальное Запорожье», 11 сентября1993 г.

Ругайтесь, протестуйте, митингуйте, но все-таки признайтесь, что (спасибо Михаилу Сергеевичу) в интересные времена мы с вами попали. Обратите внимание, никто из умных людей не задает вопрос «А сколько стоит?» без привязки к конкретному времени. Потому, как то, что стоило столько-то, то завтра в три раза дороже. Это – к утру. К вечеру – еще в полтора. Ну, просто смешные цены!

Второй повод ну просто обхихикаться – поговорить об энергоресурсах. О бензине, в частности. Когда-тоя в Германии (ГДР) встретился с туристом из ЧССР (Чехии). Было это до печально известных пражских событий. Он, весьма симпатичный журналист, был настроен крайне антисоветски. «Единственное, – говорил он мне, – что агитирует за советский социализм, это – цены на бензин. Подумать только – стакан бензина стоит дешевле склянки газированной воды». Я тогда прикинул – действительно.

Сейчас, – как стакан водки.

Выдь на трассу, кинь оком: стоят канистры шеренгами, а на них выблескивают бутылочки – три, четыре, пять, шесть... Растет курс «градусной валюты», практически, пропорционально октановой.

Выдь на Набережную областного центра. Вышел. Вернее – выехал. Первый раз – 28 тыс. каэрбэ за канистру, второй – 35, третий – 40, четвертый... «Эн» стремится к бесконечности. И не поймешь ты, бедный водитель, где какой «октан», если 76-й бензин спокойнехонько продается за 93-й, от которого авто чихает и кашляет, как сибирский каторжанин.

Вот и влекут наших наичестнейших автолюбителей дороги то ли на север (Белгород, Орел, далее – везде), то ли на юго-восток (Ростов-на-Дону). Крути, не крути, а приведет тебя в Россию бензинный голод.

Тогда и я «под дикий шум, но трезво знающий работу», махнул на «чахоточном» бензине за красненьким «диетическим» к батюшке Дону. И не водицы зачерпнуть шеломом, а бензинчику канистрами.

Бесплатно (гонорар газеты не в счет) и охотно делюсь своим наивным опытом с дилетантами этого бизнеса, ибо не гожусь со своими советами ни одному профессиональному дельцу. Я имею ввиду, конечно же, не работников нефтебазы или какой-нибудь компании ЛТД. Речь идет о тех предприимчивых ребятах, которые (спасибо им) снабжают нас бензином через набережные и автострады. Они почти оптовики. По 20-30 канистр тянут их «жигуленки», «тавричанки» или, как у меня «москвичата». Провозят через таможни или, чаще, никому неведомыми контрабандистскими тропами.

Итак, совет первый: запаситесь канистрами в... небольшом количестве – 7-8 штук. Но используйте бочки, баки и т. п. емкости.

Во-вторых, желательно иметь в машине – справа от себя жену (тещу, свояченицу, соседку...), сзади от себя – аналогичный контингент. (Пассажир в машине – значит не оптовик). Тогда бдительное око таможенника начнет при досмотре косить на красивую жену, свирепую тещу или соседку.

Но до таможни еще нужно доехать, имея при себе:

- первое: то, что вы сможете «толкнуть» там за рубли. (В Ростове, между прочим, как в Греции, все есть).

- второе: нереспектабельно усталый вид, дабы таможенник расслабился и подумал: «Ну, что с него возьмешь?» Фальшивые командировочные удостоверения его взору не предлагать, ибо смотрит он в них, как в паспорт Маяковского.

- третье: то, что вы везете для «ченча» (бартера), должно быть эдак небрежно распространено по салону машины: за сиденьем, под сиденьем, на нем и под ним. Не имеет значения. Салон – это твоя крепость.

Багажник.

Важнейшая зацепка для таможенника. Он должен быть чист и пуст, как амбар после продразверстки: инструменты, запаска, две-три канистры, кошелка (жены, тещи, соседки), в которой, так себе – подарки для сестры, племянницы, свахи...

В качестве примечания скажу, что багажник, если он был загружен «контрабандой», легко опустошаем, а товар перегружаем в салон. Делать это нужно перед самой таможней, за 1-1,5 км до флагштока с желто-голубым полотнищем. После таможни рекомендуется обратная операция.

Итак, позади Мариуполь. Впереди – Таганрог. Используя мои скромные советы, вы спокойно пересекаете границу. Украинский таможенник представился, а затем:

- А ну, дядьку, відкривайте багажника. Документ на запаску є? Ну, добре, добре, не тушуйтесь, це я пожартував. Їдьте!

Ничего себе шуточки!

А Россия вообще не глядела. Думала взять реванш на обратном пути.

Город Чехова не афиширует свои нефтезапасы. Поэтому минуйте Таганрог. Тем более, что бензин там на полпорядка дороже, чем в Ростове. Каких-то 70-80 км вам не повредят. Зато не вздумайте проехать мимо любой ростовской заправки. Почему предупреждаю? Потому, что сам на этом чуть не погорел.

Еду мимо заправки в Ростове. На ней – ни единой машины. Делаю вывод, естественный для наших мест: «Нет машин, значит – нет бензина». Глупо, тупо и нелепо. Проехав три-четыре АЗС, решаю в следующей узнать, когда же будет бензинчик и почем? Заворачиваю, паркуюсь.

- Здрасьте!

- Здрасьте!

- Когда, ребята, бензин ждем?

- Не ждем. Уже есть.

- И что, можно заправиться, – недоумеваю я. – Вот так, запросто?

- Да, а что? – недоумевает было заправщик, но, увидев иностранный номер моей машины, понимающе кивает. – Лей!

Дорвавшись до родника, пью, не отрываясь. Бак, канистра, другая. Стоп. Вредно много пить за рубли, купленные на Анголенко. Еду «толкать» товар «контрабандный». Какой – не скажу из стратегических соображений. Выручаю 8 тыщ (потому как рублями)! Возвращаюсь на заправку. Почти целуя заправщика в темечко, вручаю ему мелитопольский арбуз и доливаю оставшиеся канистры. Камуфляж, т. е. мои попутчицы (жена, теща, соседка) отоваривается на улицах Ростова. Погружаю его назад. Беру курс на запад. Drang nach Westen. Еду в 3апорожье. Миную Таганрог, приближаюсь к границе. За километр до нее упаковываю пять канистр под родственный мне камуфляж.

Граница – на замке. И ничем не купить кристалльно чистых таможенников. Ибо их зарплата во сто крат превышает все предлагаемые взятки. (Глупая шутка!). Вот уже гордо развевается трехцветный российский. Весь внутренне сжимаюсь. Остановили.

- Слышь, батя, закурить дашь?

Угощаю с поспешной охотой. Сам закурить не могу из-за близкого соседства канистр.

- Валяй,батя!

Украинская граница. Государственный флаг. Державна рідна мова.

- Здрастуйте.Документи.

Протягиваю молча. Возвращают. Затем, махнув рукой:

- Та їдь, батьку. Що з тебе візьмеш?

Это меня устраивает. Поглядываю по сторонам. Справа, рядом с домом таможенников, cyета. Какие-то мужчины вшестером тянут огромный бак, другие тяжелые бочки. Это – оптовики.

Помните мой совет? То-то. Родился он здесь, при виде этих бочек.

Через три минуты пути моя машина уже на обочине. Перетаскиваю тяжелые канистры из салона в багажник. Закуриваю, несмотря на запрещающие знаки камуфляжного представительства в салоне.

Спокойно продолжаю путь. Бак забит под завязку. Семь канистр «диетического» красного бензина обещают мне месяцы беспроблемной автомобильной жизни.

Серьезный вывод

Решительно предлагаю категорически поощрять ввоз в нашу страну и область, в частности, нефтепродуктов. Российская сторона не против, так пусть украинская не мешает. Бензовозителей встречать хлебом-солью и всячески поощрять их челночные рейсы с последующей неограниченной продажей бензина на любых набережных и автострадах. Они, бензоводители, уже на автострадались.

Мало этого для решения проблемы? Безусловно! Ведь даже госпредприятия схвачены петлей за горло. Слышал, что собираются строить терминал для переработки нефти из очень южных стран. Это решит проблему в глобальном масштабе. Но когда? А уже сейчас следует еще более ужесточить контроль за отпуском тех крох горючого, что получают централизованно нефтебазы. Уверен, есть там утечка. Иначе откуда берутся реализаторы бензина далеко не из ростовского или белгородского направлений? Лучше бы не канистры, а цистерны, мощные бензовозы пересекали бы границы-кордона любыми путями-тропами. Везли бы питание нашим с вами «Жигулям», иномаркам, «москвичам», «тавриям», «запорожцам». Пусть Россия борется! А свои-то своих – за что? Если уж не решают ни правительство, ни парламент...

Предлагаю как представитель «четвертой власти». На себе испытавший, но себя обеспечивший!

Жаль, что не надолго!

Юрий Ботнер,

Запорожье – Мариуполь – Таганрог –

Ростов-на-Дону и обратно

Запитання для аналізу:

1. Як ви вважаєте, чи не боявся журналіст негативної реакції з боку влади на його публікацію?

2. Який резонанс могла викликати ця стаття?

3. Чи дійсно журналіст як представник «четвертої влади» міг зарадити складній ситуації з пальним, що була тоді в країні?

4.Чи не кинулась вам у вічі аналогія з бензоконтрабандою, що вона описана в нарисі про Туніс?

Наступні дві публікації – це іронічні спогади про минулі роки служби в Радянській Армії. Звичайно, багато в чому служба ця відрізнялася від багатьох однолітків, хоча б тому, що автор потрапив служити до спортивної роти. Але загалом описане притаманне повсякденню РА в ті часи.