logo
BOTNYeR_POSIBNIK

Концерт – достойный большого мастера

Газета «Индустриальное Запорожье», 30 квітня 1995 р.

Наведена нижче стаття зайняла добру шпальту у черговому номері «Индустриального Запорожья». Прощання перед від’їздом Яна Табачника із Запоріжжя було помітною подією культурного життя. До речі, на цей гала-концерт були запрошені лише два журналісти – Юрій Гаєв та автор статті, що наводиться нижче.

Гранд – это значит – грандиозно. И действительно, все это было так: с масштабом, размахом, рекламным вертолетом. И если раньше (помните те времена?) такое было под силу разве что целым организационным комитетам под руководством «направляющей», то сейчас гранд шоу устраивает один человек.

И зовут его Ян Табачник. Знаменитый запорожский музыкант задумал праздник задолго до 23 апреля. Размышлял над списком приглашенных артистов (только – звезды), над программой (чтобы – ах!), над многими организационными проблемами.

И вот настала суббота. Журналистское стремление быть первыми принесло нас еще на репетицию. На сцене – прогон будущего шоу, а в полутемном зале известнейший шоумен, популярнейший конферансье Борис Брунов. Грех не воспользоваться моментом, не задать пару-тройку вопросов.

- Борис Сергеевич, запорожцы рады вас вновь видеть в нашем городе. Вы не первый раз...

- Я приезжал сюда с Кобзоном, без Кобзона, с разными группами. Город мне всегда нравился. Но, к сожалению, сейчас – это наша общая беда – вышел в город, написано: «Казино», «Фламинго», «Кока-кола». И нет до боли родных украинских слов. Есть все же ощущение красивого зеленого города.

И потом – он театральный город. И очень хорошо, что такой артист, как Табачник, тоже у вас. Ян Табачник, без преувеличения, является национальным достоянием Украины. Известный и почитаемый.

Я – человек очень занятой (все же художественный руководитель и исполнительный директор Московского театра эстрады), был приглашен только для приветствия, сказать несколько добрых слов, но вот предложили вести программу. С удовольствием, не отказался.

Импровизация?.. (смеется)... Хороша, когда подготовлена. У меня есть номера, интермедии... Но буду и импровизировать. Ведь я специально приехал на этот концерт. Даже что-то приготовил и об Украине, и о Запорожье.

- И Людмила Марковна приехала...

- Гурченко – суперзвезда и в сводных концертах выступает чрезвычайно редко. Ее уговорить практически невозможно. И тем не менее она здесь! Это ситуация особая: приехала приветствовать коллегу.

Беру у мэтра Брунова автошарж и спешу вместе с коллегами узнать, кто же все-таки прибыл на бенефис Яна Табачника, поздравить его с 30-летием творческой деятельности. На заднике за сценой высвечивает экран фамилии: «Юрий Григорьев» – знаем и любим этого талантливого имитатора, прославившегося своим знаменитым номером с настройкой транзисторного приемника. Очень смешно. Так же, впрочем, как и великолепные юморные миниатюры писателя-сатирика Ефима Смолина. Но вот «натыкаемся» на фамилию Гулько. Да, да, того самого эмигранта Мишу Гулько с Брайтон-Бич, которого в простонародье называют по чину и фамилии «поручик Голицин». Что же привело бывшего харьковчанина на его бывшую родину. Мы-то знаем – что. Но как не спросить у него самого.

- Не объяснить словами. Чувств больше. Наверное, главное, в чем мне повезло, что я принадлежу к компании артистов. Я весь на эмоциях. Поёшь песни, приятно, что их потом другие поют. Может быть, даже не знают, что Гулько их пел.

- Как Вас застало приглашение Яна?

- Очень просто. Он был в Нью-Йорке, были раньше знакомы с ним, как аккордеонисты. Наши пути перекрещивались. Он – в Виннице, я тогда был в Харькове. Встречались. Но особенно остро – в Нью-Йорке. Он захотел меня повидать. Пришел в ночной ресторан «Арбат», где я работаю. У него брали интервью работники местного телевидения. И как раз я зашел.

- Миша!

- Яша! – Трогательная встреча. Посмотрел на меня, увидел, услышал мои песни. Одним словом, я согласился с приглашением Яна! Гастроли – это одно дело, денежное. Рубль положишь, два возьмешь. А тут – совсем другой привкус.

- Несколько слов о Вашей знаменитой песне. Сколько ходит версий.

- Печально известная история песни о поручике Голицыне. Некоторые люди поприсваивали авторство. Песня очень старая, времен революции. Но кто ее автор? Я ее взял в Париже и впервые исполнил в 80-м году. В ресторане Парижа мне напели ее русские люди. И так она пошла. А кто там ее потом присваивал, не имеет значения. Жанна Бичевская в одном из интервью рассказывала, что она купила кассету в Париже, мою касету в 81 году. Потом Малинин ее запел. Меня это мало волнует. Я ее пою.

Спел ее Михаил и на этот раз, когда концерт набрал силу. Но сначала бенефицианта приветствовали и исполняли для него свои номера знаменитости. Зиновий Михайлович Высоковский, например.

- Я приехал к другу, соратнику. Вы же видите, сколько понаехало нашего брата. В это время, когда страну превратили в дурдом под названием «Просто Мария», только и остается, что беречь братство и дружбу.

- На этот раз «пан Зюзя» из кабачка «13 стульев» преобразился в знаменитого одесского аптекаря, в брюзжании которого ярко блещут еврейский юмор и мудрость Бабеля. Впрочем, сам З.Высоковский родом с юга России, из Таганрога. От него до нас рукой подать.

Поддержал коллегу по «кабачку» «пан Гималайский». Правда, сейчас Р.Рудин предстал в образе баснописца-графомана.

Заканчивая о мастерх разговорного жанра, отмечу, что, на мой взгляд, как-то выпадал из обоймы Михаил Ульянов. Этот замечательный драматический актер, извините, пробормотал что-то вместо приветствия и прочел ... отрывок из Евтушенковской «Братской ГЭС». Ей Богу, уместнее (да и все ожидали) услышать его блестящий монолог из «Тевье-молочника». Пусть поймут меня правильно, но обидно за провинцию, которая «все проглотит».

Блестящим, содержательным и душевным были приветствия делегации мэрии Черновцов и артистов из Буковины. Даже речь их была музыкальна, красива, настоящая – украинская. В нехитрых коломийках и песнях гости, бывшие земляки Яна Петровича, сумели и сделать комплимент «файному легеню», и передать: «Привет от узких черновицких улочек, от земли, которая напоила тебя волшебной живой водой».

Зал взорвался в очередной раз аплодисментами, когда вышла великолепная украинская певица Нина Матвиенко. Перед тем, как спеть (Боже, какой голос!), поклонилась Яну Петровичу и сказала:

- У меня сегодня отличный день, ибо меня пригласил сам кавалер весенней музы. Дай Бог, чтобы этот человек долго творил и приводил в трепет наши женские сердца

После небольшой разрядки, когда свои задорные номера продемонстрировали артисты одесской оперетты Семен Крупник и Александр Кузенков, а затем залихватски исполнили свои «Частушки Яну» Н.Вашуков и М.Бандурин (С.-Петербург) «аккордеон без Яна, словно песня без баяна», порадовали всех инструментальной музыкой знаменитый саксофонист Алексей Козлов и «золотая труба Израиля» Аркадий Агашкин.

Еще одна далекая «звезда» – Рита Каган – пианистка и певица – блестяще исполнила две еврейские песни и вручила юбиляру широкополую шляпу австралийских овцеводов.

С двойным праздником поздравил – себя – с 30-летием театра на Таганке, и юбиляра – с такой же датой – бывший выпускник Львовского музучилища, ныне популярный артист театра и кино Б. Хмельницкий.

Раскованно и весело было в зале. И – на сцене. Свою струю задора внес любимый поэт эстрадных певцов Юрий Рыбчинский.

Завершала первое отделение концерта «тяжелая артиллерия». Впрочем, хрупкую Людмилу Гурченко такое сравнение повергло бы в шок. Но ее талантище, ее великолепное исполнение песен не поддаются описанию. «На закуску» Людмила Марковна, сама ярая поклонница аккордеона, и, говорят, умелый игрок на этом инструменте, исполнила свою любимую песню, автором которой является Табачник – «О березе» – любимице тети Розы, о двух каштанах, которые посадила Жанна... Но если об «артиллерии», то это, конечно, Юрий Богатиков!

Его голос (без фонограммы) сотрясал зал. Да и песню он «вручил» юбиляру великолепную: незабываемые «Два кольори». Кстати, знаменитого певца недавно симферопольцы (это теперь его город) избрали народным депутатом Крыма. Что ж, такой голос нужен парламенту! Был бы он только справедлив...

Яна Табачника приветствовали и Михаил Жванецкий, и Роман Карцев, и Клара Новикова... Но – издалека. Из Америки, Австралии. Популярные мастера юмора сейчас там. Выручил, космический мост связи.

После небольшого антракта начался «Новый день». Выступала великолепная группа юбиляра и потряс своей виртуозной игрой сам маэстро. Это был фейерверк еврейской музыки и танца, фонтан искромётности, море обаяния.

Шел шестой (!) час концерта. И чудесную, я бы сказал – многозначительную «коду» поставил юный запорожский певец, лауреат конкурсов Сережа Косаренко:

«Доки буде Україна,

доки будуть козаки!».

Есть кому в Запорожье, пусть не в этом жанре, взять эстафету мастерства у Яна Петровича.

Блестящее гранд-шоу увидели и услышали запорожцы прошлой субботой!

Юрий БОТНЕР

Запитання для аналізу:

  1. Як має підготуватися журналіст до візиту на концерт, до зустрічей із всесвітньо відомими зірками естради, аби досить компетентно вести з ними розмову?

  2. Резонанс статті – що це таке? Якого резонансу могла набути ця публікація? Чому?

  3. Чому вище наведений матеріал відносимо до жанру репортажу? Елементи яких інших жанрів були використані у ньому? Поясніть власну думку.

  4. Спробуйте підготувати аналогічний матеріал спочатку гіпотетично, потім… Потім обов’язково буде можливість зустрітися з справжніми зірками.

В наступній публікації студент знайде дві гілки розвитку подій – аналіз книги про Запорізький Обласний музично-драматичний театр імені В.Магара (в минулому - театр імені Щорса), а також побачить елементи рецензії на вказану книгу.