Объемно-планировочные решения технологических комплексов (цехов)
Современные здания цехов по своим конструктивным признакам относят к одноэтажным промышленным зданиям каркасного типа с мостовыми кранами. Их основные параметры - площадь и строительный объем. Площади главных корпусов цехов достигают 50- 300 тыс. м2 при длине зданий более 1 км, строительные объемы -1-3 млн. м3. Каркас зданий с мостовыми кранами состоит из многих элементов, основными из которых являются колонны, фермы и подкрановые балки. Колоннами называются элементы здания, на которых устанавливаются несущие конструкции покрытия (стропильные и подстропильные фермы) и конструкции, по которым перемещаются мостовые краны (подкрановые балки). Колонны устанавливают в узлах сетки координационных осей здания.
Пространство между рядами колонн, а также размер между их осями называют пролетом. Размеры пролетов строго регламентированы и в новых цехах в соответствии с ГОСТ 23838-89 «Здания предприятий» кратны модулю 3000 мм (допускается 1500 мм) при размере пролета до 18000 мм и 6000 мм (допускается 3000 мм) при размере пролета свыше 18000 мм. Здания цехов практически всегда многопролетные, в них различают крайние и средние ряды колонн. Размер по осям соседних колонн вдоль рядов называют шагом колонн. Он обычно равен 6 или 12 м. Увеличение его является прогрессивной тенденцией, поскольку способствует улучшению использования межколонного пространства. При значительных размерах здания по его длине и ширине устраивают температурные швы, устанавливая спаренные колонны. Температурные швы необходимы для компенсации тепловых расширений конструкций здания цеха. Высоту пролета от пола до низа несущих конструкций покрытия называют генеральным высотным размером. Система координационных осей и высотные отметки образуют трехмерную систему координат, позволяющую определить и закрепить в пространстве положение любого объекта: точки, линии, поверхности, объема.
Каркас здания цеха, являясь опорой для ограждающих конструкций, выполняет также технологические функции: колонны воспринимают нагрузку от навешенных на них коммуникаций и мостовых кранов. Число кранов в современных крупных цехах достигает 50 и более штук при грузоподъемности до 100-125 т. Элементы каркаса выполняют из стали или железобетона в зависимости от режима работы здания, условий службы его конструкций и наличия в местах возведения здания этих материалов. Режим работы здания устанавливают по режиму работы мостовых кранов в соответствии с ГОСТ 25546-82 «Краны грузоподъемные. Режимы работы», а условия службы - в зависимости от характера вредных воздействий: тепла, пыли, агрессивных выделений и т. п. Например, здание нагревательных колодцев прокатного цеха характеризуется и тяжелым режимом работы колодцевые грузоподъемных кранов, и особыми условиями по уровню тепловыделений. В таких случаях применяют стальной каркас. Использовать железобетон обычно вынуждает лишь дефицит металла, поскольку стоимость стального и железобетонного каркаса соизмерима, но стальной легче на 30-35 %. Так, металлические двухветвевые колонны имеют массу 5-20 т, а железобетонные - от 20-35 т для зданий легких и до 27-70 т для зданий тяжелых прокатных станов. В качестве ограждающих элементов стен и покрытий прокатных цехов до 70х годов 20 века использовались железобетонные, а в местах выделения тепла (отделения нагрева и охлаждения металла) - стальные панели и плиты. В настоящее время почти во всех цехах начали применять легкие плиты «сэндвич», изготовленные в виде многослойной конструкции, состоящей из двух оцинкованных листов с полимерным покрытием снаружи и заполнителя типа минеральной ваты и др. материалов внутри.
Для зданий современных цехов характерно наличие развитого подземного хозяйства, стоимость возведения которого достигает 50-60 % объема всех строительно-монтажных работ. Подземное хозяйство включает в себя:
- фундаменты колонн и оборудования;
- каналы и тоннели для расположения трубопроводов систем смазки, гидравлики, электрокабельных, вентиляционных и водоканализационных сетей, а также пешеходные тоннели;
- специальные подвалы (машинные залы, маслоподвалы, вентиляционные камеры, насосные);
- специальные устройства (ямы для окалины, борова для отвода дымовых газов) и т. п.
Фундаменты под колонны и оборудование выполняют обычно из монолитного или сборного железобетона. Для групп оборудования фундаменты имеют вид массивов, пронизанных всевозможными каналами и разделенных температурными швами. В отдельные массивы укладывают по 500-1800 мЗ бетона. Оборудование устанавливают на фундаментные (анкерные) болты, общее число которых в цехе может превышать 20 тыс. шт. Стремление к снижению затрат на подземное хозяйство привело к устройству в некоторых цехах технических подвалов глубиной до 7000 мм. Тяжелое оборудование в них установлено на монолитные фундаменты, а более легкое - на сборное перекрытие, опирающееся на сетку колонн размером 6х6 м. В объеме подвала размещают электротехническое, санитарно-техническое и другое оборудование, прокладывают легкодоступные для обслуживания коммуникации. Другое решение, преследующее те же цели, - это устройство технического этажа, когда основное оборудование поднимают на 4000-6500 мм над полом здания, а все вспомогательные системы, системы трубопроводов и др. размещают на уровне пола здания.
Цехи оборудуют сложными инженерными системами для поддержания в объеме зданий заданного микроклимата, создания необходимых условий труда и обеспечения требований пожаробезопасности. Это системы отопления, вентиляции и кондиционирования, освещения, пожаротушения и др. Аэрация и естественное освещение зданий осуществляется через светоаэрационные фонари и оконные проемы. В местах значительных тепло- и пылевыделений устраивают аэрационные фонари, обеспечивающие хорошее отведение тепла и пылеудаление. Общее отопление в цехах преимущественно воздушное с использованием отопительных агрегатов, которые представляют собой радиаторы с проточным теплоносителем и встроенным вентилятором, подающим теплый воздух в цех. В качестве теплоносителя используется в основном горячая вода. Цеха первого и второго переделов выполняются зачастую неотапливаемыми, т.к. тепловыделений от оборудования бывает достаточно для обогрева цеха.
Встроенные помещения (посты управления, машинные залы, электропомещения и пр.), количество которых в современных цехах значительно, выполняют из легких плит «сендвич» на металлическом каркасе или из кирпича и железобетона, если по условиям пожаро- и взрывобезопасности требуется обеспечить высоких предел огнестойкости конструкций. Отапливают встроенные помещения радиаторами, через которые протекает теплоноситель. Для встроенных помещений, подвалов и т.п. применяют в основном искусственную (приточно-вытяжную) вентиляцию с механическим побуждением, в обоснованных случаях заменяя её кондиционированием.
Планировочная схема здания цеха - это взаимное расположение пролетов, в которых ведется основное производство. Пролеты здания могут иметь одно направление или быть взаимноперпендикулярными. В последнем случае пролеты, имеющие большую протяженность, называются продольными, а им перпендикулярные - поперечными. Здания с поперечными пролетами имеют в плане форму букв Г, Т, П, Ш, форму гребенки или более сложную.
При планировке цеха следует предусматривать создание рациональных грузопотоков, исключающих встречное движение металла; передачу металла между агрегатами на минимально возможные расстояния; обоснование технологии складирования металла, инструмента и сменного оборудования; расположение отделений с большими тепловыделениями или вредными выделениями в наружных и даже двусветных пролетах; учет очередности строительства и перспектив расширения цеха. Помещения обеспечивающих хозяйств следует размещать в отдельно стоящих зданиях. Здания вальцешлифовальных, вальцетокарных, подшипниковых, ремонтных и других мастерских следует блокировать со зданиями цехов, но при условии обеспечения необходимой их аэрации. Расположение мастерских в зоне печей, рабочих клетей, раскатных полей не допускается. Для цехов первого и второго переделов указанные мастерские следует располагать, как правило, в отдельных зданиях, соединенных со становыми пролетами закрытыми галереями. При компоновке объемов цеха следует предусматривать устройство технических этажей. Площадь технического этажа должна быть рационально использована для размещения вспомогательного оборудования и коммуникаций.
Размеры пролетов здания устанавливают, исходя из габаритов основного оборудования и условий размещения в цехе складов, полигонов для обработки продукции, а также встроенных помещений и обеспечивающих хозяйств с учетом типов внутрицехового транспорта и технического прогресса в конструкциях промышленных зданий. Поточные линии необходимо размещают в цехах вдоль пролетов. Длину пролета, занятого оборудованием определяют суммированием длин агрегатов и расстояний между ними. Если длина такого пролета получается неоправданно большой, то прибегают к его «излому», т. е. переходят к последовательно-возвратной схеме.
Ширина пролета определяется в зависимости от ширины оборудования, устанавливаемого в данном пролете, необходимых для его обслуживания проходов. В каждом случае ширина пролета определяется индивидуально. Должны быть учтены также габариты встроенных помещений, если в их расположении в районе размещения оборудования есть необходимость, например, посты управления. Встроенные помещения, персонал которых не участвуют в технологическом процессе, стараются размещать в тех зонах, где количество технологического оборудования минимально. Расчетную ширину пролета округляют до ближайшей унифицированной, но не свыше 42 м. В оправданных случаях допускается увеличение этого размера. В настоящее время для уменьшения стоимости строительства часто используют нестандартные значения для пролетов, поэтому при проектировании необходимо обеспечивать максимальное заполнение пролетов оборудованием и стремиться к их уменьшению.
В качестве примера такого решения можно рассмотреть пролет холодильников стана 5000 г.п. ЛПЦ №9 ОАО «ММК», который составляет 55000 мм. Максимальная длина горячекатаного листа, обрабатываемого в этом пролете – 52000 мм. Согласно теории пролет должен составлять 57000 мм, но при таком варианте 2000 мм на всей длине пролета оказались бы неиспользуемыми.
Размеры пролетов немеханизированных складов в плане рассчитывают из полной площади складов с учетом следующих соображений. Ширину пролета выбирают унифицированной с преобладающим числом пролетов, занятых оборудованием. Если расчетная длина пролета склада окажется приемлемой по условиям компоновки, расчет оканчивают. В противном случае прорабатывают варианты размещений склада в нескольких параллельных пролетах, затем в одном или нескольких пролетах увеличенной или уменьшенной ширины и т. п.
Генеральный высотный размер Н пролетов с мостовыми кранами определяют по формуле:
Н≥Н1+Н2+100мм, (2.6)
где Н1 – отметка уровня подкранового рельса, мм;
Н2 – высота крана от уровня головки рельса до наиболее выступающих по высоте частей крана, мм.
Затем размер округляют до ближайшего унифицированного. Для зданий с мостовыми кранами он устанавливается в соответствии с ГОСТ 23838-89 «Здания предприятий» до высоты 3600 мм кратным 300 мм, а для высоты более 3600 мм 600 мм (допускается 300 мм). Отметку уровня подкранового рельса определяют по следующей зависимости:
Н1=Н3+Н4+Н5, (2.7)
где НЗ - отметка верха наиболее высокого оборудования, мм;
Н4 - высота наиболее габаритной детали или узла, которые необходимо переносить краном над оборудованием, мм;
Н5 - размер между верхним уровнем крюковой подвески и уровнем головки подкранового рельса, мм.
Размеры Н2 и Н5 находят по ГОСТ 25711-83 «Кран мостовые электрические общего назначения грузоподъемностью от 5 до 10т», ГОСТ 6711-81 «Краны мостовые электрические общего назначения грузоподъемностью 80-500т» или по каталогам мостовых кранов. Размер Н3 может быть по чертежам оборудования, размер Н4 зависит от условий монтажа оборудования.
Пролет крана определяют по осям подкрановых рельсов
Lk=L-2l, (2.8)
где L - пролет здания, мм;
l - расстояние между координационной осью и осью подкрановых балок, мм.
Обычно расстояние между координационной осью и осью подкрановых балок составляет 750-1500 мм в зависимости от грузоподъемности крана и необходимости прохода вдоль подкрановых путей, которая устанавливается в зависимости от режима работы крана. Крайние положения крюковой подвески определяют зону обслуживания краном. При компоновке основного и вспомогательного оборудования в пролете необходимо обеспечивать возможность его обслуживания мостовыми кранами. Если это невозможно, и оборудование попадает в зоны, необслуживаемые мостовыми грузоподъемными кранами, то для его обслуживания используют траверсы с противовесами
При проектировании новых цехов по возможности стараются отказаться от мостовых кранов в пользу механического и напольного транспорта, особенно в цехах четвертого и пятого переделов. Предполагается, что освобождение каркаса здания от несения технологических функций вместе с облегчением строительных конструкции приведет в будущем к увеличению шага колонн до 48-60 м, а пролетов - до 72-100 м.
- Содержание
- Техническое задание на проектирование производственного объекта………………………………………………….………….118
- Введение. Понятие о проекте и проектировании
- Основные характеристики процесса проектирования
- Цель проекта технологического комплекса
- Задачи проекта технологического комплекса
- Уровни проектирования технологического комплекса
- Экономическое, социальное планирование
- Технико-экономическое проектирование
- Технологическое проектирование
- Разработка проектной документации
- Разработка рабочей документации
- Вопросы для самоконтроля.
- Временной лаг
- 2.1.2 Социальный стандарт
- Основные направления в проектировании технологических комплексов
- Проектная производственная программа
- Регламент отгрузки продукции
- Ресурсы
- Содержание технологического проектирования
- 2.2.1. Исходные данные
- 2.2.2. Организация производства в технологическом комплексе
- 2.2.3. Определение параметров оборудования
- 2.2.4. Оформление результатов и оценок технологического проектирования
- 2.2.5. Окончание технологического проектирования
- Объемно-планировочные решения технологических комплексов (цехов)
- 2.4. Особенности выполнения графической документации
- Вопросы для самоконтроля.
- 3. Разработка проектной и рабочей документации
- Разработка проектной документации
- Исходные данные для разработки проектной документации
- 3.1.2. Техническое задание на проектирование производственного объекта
- 3.1.3. Состав проектной документации
- 3.2. Государственная экспертиза проектной документации
- Объем проектной документации и порядок представления ее на экспертизу
- Основные вопросы, подлежащие проверке при экспертизе
- Заключение по результатам экспертизы проектов строительства
- 3.3. Разработка рабочей документации
- 3.4. Виды проектов
- 3.5. Методы проектирования
- Вопросы для самоконтроля.
- Технология процессов проектирования и строительства
- Генеральные исполнители в проектировании и строительстве
- Структура проектной организации
- Практическая организация процесса проектирования
- Частные вопросы проектирования и строительства
- Разработка генерального плана металлургического завода
- 4.4.2. Инженерные изыскания
- Организационно-техническая подготовка строительства
- Строительство производственных зданий. Монтаж оборудования
- Промышленная безопасность опасных производственных объектов
- Разработка строительных заданий для оборудования проектируемых технологических комплексов
- Вопросы для самоконтроля.
- Автоматизация процессов проектирования
- Системы автоматизированного проектирования
- Цели создания и назначение сапр
- Принципы и признаки сапр
- Основы строения сапр
- Состав и структура сапр
- Стадии разработки сапр
- Прогнозирование в сапр.
- Вопросы для самоконтроля.
- Технология производства.
- Технический проект оборудования
- Техническое задание на проектирование и изготовление оборудования
- Циклограмма работы подъемно-транспортного оборудования
- Компоновка мастерской ремонта оборудования
- Задания смежным отделам
- Графическая часть