logo
ВОПРОСЫ

13.1.2. Функции-члены

Пользователям, по-видимому, понадобится широкий набор операций над объектами типа Screen: возможность перемещать курсор, проверять и устанавливать области экрана и рассчитывать его реальные размеры во время выполнения, а также копировать один объект в другой. Все эти операции можно реализовать с помощью функций-членов.

Функции-члены класса объявляются в его теле. Это объявление выглядит точно так же, как объявление функции в области видимости пространства имен. (Напомним, что глобальная область видимости – это тоже область видимости пространства имен. Глобальные функции рассматривались в разделе 8.2, а пространства имен – в разделе 8.5.)

Определение функции-члена также можно поместить внутрь тела класса:

class Screen {

public:

// определения функций home() и get()

void home() { _cursor = 0; }

char get() { return _screen[_cursor]; }

// ...

};

home() перемещает курсор в левый верхний угол экрана; get() возвращает символ, находящийся в текущей позиции курсора.

Функции-члены отличаются от обычных функций следующим:

ptrScreen->home();

myScreen.home();

(в разделе 13.9 область видимости класса обсуждается более детально);

Функция-член может быть перегруженной (перегруженные функции рассматриваются в главе 9). Однако она способна перегружать лишь другую функцию-член своего класса. По отношению к функциям, объявленным в других классах или пространствах имен, функция-член находится в отдельной области видимости и, следовательно, не может перегружать их. Например, объявление get(int, int) перегружает лишь get() из того же класса Screen:

class Screen {

public:

// объявления перегруженных функций-членов get()

char get() { return _screen[_cursor]; }

char get( int, int );

// ...

};

(Подробнее мы остановимся на функциях-членах класса в разделе 13.3.)