logo
Конспект лекций по дисциплине «Проектирование технологических комплексов механосборочного производст

5.8. Производственно-техническая структура и основные элементы гибких автоматизированных производств

Гибкое производство как объект проектирования и управления представляет собой систему нового класса, отличающуюся, прежде всего, сложностью, комплексностью и многофункциональностью компонентов.

Одним из основных требований, обеспечивающих типизацию решений в области ГАП, является принцип модульности, в соответствии с которым ГАП компонуется из отдельных типовых модулей и систем.

Ниже приведена классификация структурных звеньев рассматриваемого гибкого автоматизированного производства по уровню иерархической подчиненности и служебного назначения звеньев.

Гибкое автоматизированное производство (ГАП)- производственная часть интегрированного предприятия или самостоятельное предприятие, являющееся совокупностью гибких производственных комплексов (цехового уровня), систем и служб, обеспечивающих взаимодействие и управление всей хозяйственной деятельностью с помощью ЭВМ, нацеленное на реализацию «малолюдной» и «безбумажной» технологии, способное обеспечить выпуск широкой и постоянно обновляемой номенклатуры изделий, гибко реагирующее на внешние и внутренние возмущения с целью обеспечения работоспособности.

Гибкий производственный комплекс (ГПК)- самостоятельное производственно-техническое структурное подразделение (цехового уровня) в ГАП, состоящее из гибкой производственной системы (ГПС), служб: инженерно-технологической и инструментальной подготовки и оперативного обеспечения производства (ИТО), технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта технических средств (TOP), а также системы управления на основе ЭВМ - КСУ ГПК, выполняющей функции оперативного планирования, управления оперативной подготовкой производства, учета, анализа и управления ходом производства.

Гибкая производственная система (ГПС)- производственная часть ГПК, состоящая из одного или нескольких гибких технологических и транспортно-складских комплексов (ГТК и ТСК), объединенных компьютеризованным управляюще-диспетчерским комплексом (КУДК), автономно функционирующая в «малолюдном» режиме в течение заданного интервала времени, обладающая свойством автоматизированной переналадки при производстве изделий произвольной номенклатуры в пределах технических возможностей оборудования.

Гибкий технологический комплекс (ГТК)- совокупность однородных по виду технологической обработки или по типу обрабатываемых деталей гибких обрабатывающих модулей и ячеек, объединенных единым транспортным модулем транспортно-складского комплекса и единой компьютерной системой управления и контроля.

Гибкий технологический участок (ГТУ)- организационно-производственное структурное подразделение ГПС, объединяющее несколько ГТК близкого технологического назначения, обслуживаемое, как правило, одной производственной бригадой.

Транспортно-складской комплекс (ТСК)- совокупность взаимосвязанных автоматических транспортных и складских устройств и средств вычислительной техники, предназначенных для организации движения материальных и сопровождающих их информаионных потоков в ГПС.

Для транспортно-складских комплексов, базирующихся на применении автономных транспортных и транспортно-манипуляционных роботов, обеспечивающих высокую структурную и функциональную гибкость ГТК, целесообразно использовать термин гибкий транспортно-складской комплекс (ГТС К).

Гибкий обрабатывающий модуль (Г0М)- автономно функционирующая группа гибких обрабатывающих ячеек, объединенных групповыми локальными (стационарными) автоматическими устройствами загрузки партий заготовок и удаления партий обработанных деталей.

Гибкая обрабатывающая ячейка (Г0Я)- автономно функционирующая на время обработки партий однородных деталей единица оборудования, оснащенная автоматическими устройствами (роботами) для загрузки заготовок и удаления обработанных деталей, накопителями деталей, имеющая возможность автоматизированной переналадки на различные изделия ограниченного класса.

Гибкий транспортный модуль (ГТМ)- составная часть транспортно-складского комплекса, представляющая собой совокупность стационарных и подвижных роботов, трасс, причальных устройств, устройств командообмена и внешнего энергообеспечения, а также стационарных и подвижных буферных накопительных устройств, предназначенная для организации транспортных связей гибких технологических модулей и ячеек со складским модулем, временного накопления предметов труда, а также удаления отходов.

Складской модуль (СМ)- составная часть транспортного модуля, предназначенная для хранения и учета, выдачи и приема заготовок, полуфабрикатов и готовых изделий, инструмента или технологической оснастки, а также формирования комплектов из них в процессе подготовки производственных заданий.