logo
Пожарная безопасность технологических процессов / Goryachev - PB tekhnologicheskikh processov 2007

§ 20.1. Особенности пожарного надзора на стадии проектирования технологических процессов производств

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Минист­ров СССР № 312 от 30 марта 1981 г. «О мерах по дальнейшему улучшению проектно-сметного дела» совершенствование системы проектирования производственных объектов народного хозяйства, наряду с другими направлениями, предполагает обеспечение высокого уровня разработки в проектах вопросов пожарной безопасности. Ответственность за решение этих вопросов возложена на проектные организации. Значительная роль в обеспечении пожарной безопасности проектируемых объектов принадлежит и органам государственного пожарного надзора, которые должны максимально использовать большие возможности проектной стадии развития производства. Каждое новое производство с момента зарождения идеи и принятия решения о его создании проходит несколько стадий своего развития: I—научно-исследовательская работа (НИР); II — опытно-конструкторская работа (ОКР); III — собственно проектирование промышленного объекта; IV — строительство объекта; V — эксплуатация объекта; VI — реконструкция объекта. Возможности влияния органов госпожнадзора по обеспечению требований пожарной безопасности на каждой из названных стадий различны. На стадии НИР, когда идет первичная отработка принципиальных вопросов технологии, еще не ясны возможные масштабы будущего производства, его аппаратурное оформление, методы веде­ния технологического процесса, оно не увязано с другими объектами, не ясно его территориальное расположение и т. д. Осуществлять пожарный надзор за производством на этой стадии еще рано.

На стадии ОКР также еще многое не ясно, так как идет опытно-конструкторская проработка узлов, деталей, аппаратов, их изготовление, опробование, доводка, но нет еще технологического процесса в целом. Кроме того, этой стадии может и не быть, если подобное производство и оборудование уже существует; Поэтому стадия ОКР также не может быть эффективно использована органами госпожнадзора для влияния на качество пожарной безопасности производств.

На стадии проектирования результаты НИР и ОКР начинают материализовываться в проекте. Здесь принимаются проектные решения по основным частям производства (технология, энергети­ка, вентиляция, водоснабжение и т. д.). Эти проектные решения дают, как правило, достаточно фактического материала для реальной оценки пожарной опасности технологического процесса и соответствия принятых решений требованиям пожарной безопасности. На этой стадии есть время и возможность в кратчайший срок и с минимальными затратами осуществить изменения, внести коррективы с целью повышения пожарной безопасности проектируемого производства.

На стадии строительства реализуется разработанный проект.. На этой стадии вносить изменения в ранее разработанные решения нежелательно.

На стадии эксплуатации следует обеспечить безопасность уже построенного и действующего объекта и вносить какие-либо изменения очень трудно. На этой стадии практикой объективно проверяется правильность принятых решений, обнаруживаются просчеты и ошибки. Поэтому информация а пожарной опасности отдельных узлов, агрегатов, участков быстро увеличивается. То, что можно исправить и доработать, делается. Однако принципиальные вопросы, требующие значительных затрат, как правило, оставляются до реконструкции.

На стадии реконструкции влияние госпожнадзора такое же, как на стадии проектирования, и даже превосходит его ввиду наличия опыта эксплуатации производства.

Значение и взаимосвязь качества проработки вопросов пожар­ной безопасности на различных стадиях создания нового производства можно показать на примере крупного пожара на установке каталитического риформинга нефтеперерабатывающего комбината. Пожар возник в результате применения (для получения высокооктановых бензинов и ароматических углеводородов) нового селективного растворителя, представляющего собой смесь взрывоопасных нитросоединений. На стадии НИР и ОКР опасные свойства нового растворителя были изучены недостаточно.

Проектная организация запроектировала противопожарную за­щиту с учетом только действующих норм и правил. После пуска установки в эксплуатацию незначительное загорание на сальнике насоса вызвало перегрев и бурное разложение растворителя внутри технологического оборудования. Произошел взрыв в насосной.

Пожар распространился на аппаратный двор, что вызвало серию мощных взрывов четырех высоких ректификационных колонн и появление многочисленных очагов пожара на территории комбината. Технологический процесс был изменен: взрывоопасный растворитель был заменен на менее опасный.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР №312 от 30 марта 1981 г. ответственность за выполнение в проектах всех нормативных требований, в том числе по пожар ной безопасности, возлагается на проектные организации, конкретно — на главного инженера проекта, который обязан письменно удостоверить, что проект выполнен в соответствии с действующими нормами, правилами, инструкциями и государственными стандартами.

Согласование проектных материалов с надзорными органами, в том числе с госпожнадзором, остается обязательным в двух случаях: когда при проектировании возникает необходимость частичного обоснованного отступления от требований действующих норм и правил; когда на предлагаемые проектные решения нет утвержденных норм и правил.

Органы госпожнадзора, кроме того, дают заключения в части требований пожарной безопасности по проектам норм и правил, подлежащих применению при проектировании вновь строящихся и реконструируемых предприятий, зданий и сооружений; осуществляют (в выборочном порядке) контроль за выполнением проектными и строительными организациями противопожарных требований, предусмотренных общегосударственными нормами и правилами, при проектировании, строительстве и реконструкции пред приятий, зданий и сооружений; участвуют в государственных ко миссиях по приемке в эксплуатацию предприятий, зданий и сооружений.