logo
Пожарная безопасность технологических процессов / Goryachev - PB tekhnologicheskikh processov 2007

§ 22.2. Учебные программы

Учебная программа — основной документ при любой форме и методике обучения. Программа обеспечивает получение соответствующего объема теоретических знаний, необходимых для понимания сущности явлений при возникновении пожара и его развитии, конкретных знаний в области пожарной профилактики, пожарной техники, связи, а также знаний по организации пожарной охраны и ее добровольных формирований. Учебная программа по любому виду противопожарной подготовки рабочих и служащих отражает как общие вопросы пожарной безопасности, необходимые и обязательные для всех обучаемых, так и частные вопросы, характерные для данной технологии. Соотношение между объемом общих и частных вопросов в программе может колебаться в зависимости от формы обучения (начальная подготовка, техническое обучение), уровня общей подготовки обучаемых (ИТР, техники, рабочие), их профессии.

Содержание вводного противопожарного инструктажа определено ведомственными правилами пожарной безопасности и приказом руководителя предприятия. На некоторых объектах имеются памятки для лиц, проводящих вводный инструктаж.

Целесообразно, чтобы программа вводного противопожарного инструктажа (продолжительностью примерно 1 ч) состояла из введения и трех тем (с изменяющимся соотношением объема тем в зависимости от квалификации инструктируемых; см. табл. 22.1).

Таблица 22.1

Номер

темы

Содержание темы

Затраты времени, %

для рабочих

для ИТР

Введение

10

5

1

Общие сведения о профилактике и тушении пожаров

20

30

2

Требования пожарной безопасности на объекте

25

50

3

Требования пожарной безопасности на рабочем месте

40

20

Материал введения, а также первых двух тем может быть одинаковым для рабочих всех специальностей, а материал третьей темы следует конкретизировать исходя из специализации обучаемых.

Первичный противопожарный инструктаж проводят с учетом специфики каждого рабочего места, а также с учетом подготовки инструктируемых и характера выполняемых ими работ. При инструктаже и обучении на рабочем месте изучают: пожарную опасность технологического процесса данного цеха, производственного участка и рабочего места; требования технологического регламента по поддержанию заданных параметров технологических операций; противопожарный режим во время работы, в период сдачи, приема смен и в нерабочее время; возможные причины повреждений и аварий, приводящие к возникновению пожаров и взрывов, меры их устранения. Следует учесть возможность замены рабочих одного участка рабочими другого участка и предусмотреть изучение ими противопожарных инструкций смежных участков.

Программы пожарно-технического минимума для отдельных отраслей промышленности приведены в соответствующих правилах и сборниках руководящих документов по пожарной безопасности. Несмотря на разнообразие отраслей промышленности и производств внутри отрасли, содержание программ примерно одинаково. Программы рассчитаны на 8...16 ч и, как правило, содержат пять тем: меры пожарной безопасности на объекте; меры пожар ной безопасности в цехе и на рабочем месте; вызов пожарной по мощи; пожарное оборудование и инвентарь; действия на пожаре.

В программу пожарно-технического минимума целесообразна включать дополнительно общетеоретическую тему, которая предусматривает изучение закономерностей процессов возникновения .и развития пожаров, общих принципов анализа пожарной опасности производств и основных направлений пожарно-профилактической работы. Все темы, кроме второй (меры пожарной безопасности в цехе и на рабочем месте), могут быть общими для многих категорий работников. Вторая тема по содержанию изменяется в зависимости от специальности и рабочего места обучаемого.

Программа для обучения ИТР должна предусматривать больший объем теоретического материала.