2. Парафинизация нефтепровода
Транспортируемая в настоящее время по МН Западной Сибири нефть содержит в своем составе от 2,5 до 5% парафина. При температурах 2535С и выше парафин растворен в нефти и не оказывает существенного влияния на ее транспорт. При более низких температурах, при температурах ниже температуры начала кристаллизации Тнк парафин выделяется в виде кристаллов, которые при определенных условиях могут отложиться на стенках трубопровода. Плотность отложений зависит от состава нефти, скорости ее течения в трубопроводе и температуры нефти и грунта. Считается, что благоприятными условиями для образования парафиновых отложений являются малая вязкость нефти, меньше 0,2 Ст, и оптимальный диапазон изменения температуры в нефтепроводе – Тнк > Т > Т0. Большое влияние на процесс образования отложений оказывает скорость течения нефти. При отсутствии течения отложения практически не образуются или образуются рыхлые и непрочные, легко смываемые при начале движения нефти. По мере увеличения скорости возрастает интенсивность образования отложений, достигая максимума при скорости Vм. Дальнейшее увеличение скорости приводит к снижению интенсивности образования отложений и при скорости V0 образование отложений прекращается.
Образующиеся на стенках труб отложения только на 4060% состоят из парафинов, оставшаяся часть представлена другими компонентами приблизительно пропорционально их содержанию в нефти. Прочность отложений зависит от состава парафинов в нефти, чем выше их температура плавления, тем больше прочность отложений. Отложения в нефтепроводах Западной Сибири представляют собой высоковязкую жидкость типа консистентных смазок.
3. Система разгрузки и охлаждения торцевых уплотнений.
Устройства, уплотняющие выход вала насоса из корпуса как в процессе работы, так и при остановках агрегатов, находятся под воздействием динамического или статического напора. В основных насосах, перекачивающих нефть или нефтепродукты, величина напора в камерах уплотнений колеблется от двух—трех десятков до 700 800 м.
При последовательном соединении насосов в первом насосе напор в камере уплотнения минимален, а в третьем максимален. Работа уплотнения под большим напором снижает надежность узла уплотнения. Поэтому для снижения напора в камерах уплотнения до допустимых значений предусматривают систему гидравлической разгрузки с отводом части перекачиваемой жидкости по специальному трубопроводу в зону пониженного давления.
Обычно жидкость из линии разгрузки подают либо в резервуар сбора утечек, либо в коллектор насосной станции со стороны всасывания. Наличие постоянной циркуляции жидкости из полости всасывания насоса через щелевые уплотнения 1 и полость камеры 2 торцевого уплотнения 3 обеспечивает не только снижение напора в камерах уплотнений, но и охлаждение деталей торцевого уплотнения. Отсутствие такой циркуляции контактных колец торцевого уплотнения может привести к нарушению режима работы торцевого уплотнения и даже к аварии.
С появлением торцевых уплотнений, обеспечивающих необходимую надежность работы насосного агрегата, при напорах в камере уплотнений до 500 — 800 м стало возможным от групповой системы разгрузки отказаться, а охлаждение торцевых уплотнений обеспечить путем создания циркуляции жидкости из полости нагнетаний насоса в полость всасывания насоса Такая схема получила название индивидуальной системы охлаждения торцевых уплотнений.
Объем постоянно циркулирующей жидкости заметно сокращается (2 — 4 м3/ч). Нагнетательную полость насоса соединяют с камерами уплотнений 2 трубопроводом 4 диаметром 14 16 мм. Жидкость при этом охлаждает торцевые уплотнения 3 и через щелевые уплотнения 1 проходит в полость всасывания насоса. Вентиль 5, устанавливаемый на выходе из нагнетательной полости, позволяет регулировать объем циркулирующей жидкости. Недостатком является некоторое снижение объемного КПД насоса и засорение вентиля и трубопроводов, обнаруженное при промышленном испытании этой системы.
Представляет интерес индивидуальная система охлаждения, основанная на использовании перетока части перекачиваемой жидкости под действием перепада динамического напора на всасывании насоса и во всасывающей полости рабочего колеса
При этом циркуляция жидкости в указанной системе охлаждения торцевых уплотнений не влияет на объемный КПД насоса, так как происходит переток жидкости из полости всасывания насоса в полость всасывания центробежного колеса. Объемный КПД насоса не изменяется и при износе щелевого уплотнения, что заметно проявляется в традиционной схеме разгрузки торцевых уплотнений центробежных насосов.
В настоящее время в насосах, перекачивающих нефть, нашла применение импеллерная система охлаждения торцевых уплотнений. Вместо обычных щелевых уплотнений устанавливают втулку с винтовой нарезкой, которая при вращении вместе с валом насоса создает динамический напор, действующий в сторону, противоположную местоположению камеры уплотнения .
- Экзаменационный билет № 1
- 1 Порядок обозначения трассы мнгп на местности, на переходах через реки и озера, автомобильные и железные дороги
- 2.Технологическая схема мн
- 4.Понятие о жидкости (газе), как сплошной среды. Теплофизические свойства капельных, газообразных сред.
- Экзаменационный билет № 2
- Периодичность очистки
- 2: Декларация о намерениях, обоснование инвестиций.
- 3: Генеральный план нпс.
- 4: Понятие о многокомпонентных и многофазных средах. Определение однородной и неоднородной, изотропной и анизотропной сплошной среды.
- Экзаменационный билет №3
- 1.Минимально и максимально-допустимые значения защитных потенциалов на подземных стальных коммуникациях объектов трубопроводного транспорта нефти и газа. Опасность явлений недозащиты и перезащиты.
- 2 Стадийность проектирования.
- 3.Технологическая схема нпс
- 4 Простейшие модели жидких и газообразных сплошных сред: идеальная, вязкая ,несжимаемая ,сжимаемая , ньютоновская , упругая, с тепловым расширением, совершенного и реального газов.
- Экзаменационный билет № 4
- 1. Схема возникновения блуждающих токов на магистральных нефтегазопроводах.
- 2. Гидравлический расчет нефтепровода
- 3.Общецеховая маслосистема компрессорной станции
- Экзаменационный билет №5
- 1. Характеристика стальных труб: ударная вязкость kcu, kcv, эквивалент углерода, процент волокна в изломе образцов двтт, временное сопротивление, предел текучести
- 2.. Определение числа нпс и их расстановка по трассе
- 3 Системы перекачки нефти и нефтепродуктов
- 4. Виды движения сплошных сред: неустановившееся, пространственное, плоское, одномерное.
- Экзаменационный билет №6
- Оценить свариваемость трубных сталей 17г2сф, 09г2сф
- Системы календарного планирования и контроля реализации проектов.
- Установки подготовки топливного и пускового газа.
- Характеристики смеси: плотность, скорость (барицентрическая, среднемассовая, диффузионная
- Экзаменационный билет №7
- 1Критерии очистки полости нгп от парафина, грунта, металла
- 2 Диаграммы применяемые для управления проектами.
- Сеть предшествования
- 4 Понятие о массовых и поверхностных, внутренних и внешних силах. Тензор напряжений и его свойства.
- Экзаменационный билет №8
- 1.Определение (предельного) допустимого давления в трубе с опасным дефектом геометрии. Расчет коэффициента снижения рабочего давления.
- 3.Системы охлаждения технологического газа на компрессорных станциях.
- 4.Обобщенный закон Ньютона. Уравнения движения вязкой жидкости Навье - Стокса. Обобщенный закон Ньютона
- Экзаменационный билет № 9
- 2.Процесс контроля исполнения и управления проектом.
- 3.Конструкция и компоновка насосного цеха.
- 4. Модель идеальной жидкости. Уравнения движения Эйлера.
- 1.Ремонтные конструкции для нгп постоянного и временного ремонта
- 3.Системы очистки технологического газа
- 4.Уравнение Бернулли для идеальной и вязкой жидкости. Геометрическая и энергетическая интерпретация слагаемых уравнения Бернулли.
- 1.Порядок производства вскрышных работ на действующих нгп
- 2. Парафинизация нефтепровода
- 4.Термодинамические силы и потоки. Законы молекулярного переноса тепла и массы в исследовании процессов тепломассообмена в сплошных средах.
- 1 Порядок врезки вантузов на действующем нп. Применяемое оборудование
- 2. Система смазки и охлаждения подшипников насосных агрегатов.
- Определение оптимальной периодичности очистки
- Понятие о формуле размерности, критериях и числах подобия
- Гидравлические испытания линейной части действующих нефтепроводов
- Технологическая схема газотурбинного компрессорного цеха с неполнонапорными центробежными нагнетателями
- Нормативно-техническая и законодательная база систем проектирования и организации строительства объектов
- Понятие о массовых и поверхностных, внутренних и внешних силах. Тензор напряжения и его свойства.
- Порядок вырезки дефектного участка с помощью труборезов типа мрт. Преимущества и недостатки труборезов мрт перед вырезкой с помощью кумулятивных зарядов.
- Технологическая схема газотурбинного компрессорного цеха с полнонапорными центробежными нагнетателями.
- Особенности последовательной перекачки нефтей и нефтепродуктов.
- Закономерности гидродинамики и теплообмена при ламинарном течении вязкого потока в трубах. Понятие о пограничном слое.
- . № Экзаменационный билет № 15
- Порядок вырезки дефектного участка с помощью кумулятивных зарядов. Преимущества и недостатки вырезки дефектных участков с помощью кумулятивных зарядов по сравнению с труборезами.
- 2. Средства контроля и защиты насосного агрегата
- 3. Механизм образования парафиновых отложений
- 4. Точные решения уравнений движения вязкой жидкости. Законы гидравлического сопротивления трения.
- Экзаменационный билет № 16
- 1. Многоразовый герметизатор «Кайман». Преимущества перед пзу, глиняными тампонами
- 2. Компоновка компрессорных цехов
- Коэффициент гидравлической эффективности участка мн
- 4. Технологический расчёт трубопровода. Базисные формулы трения, гидравлический уклон, влияние геометрии на режим течения. Потери на трение, местные сопротивления.
- Экзаменационный билет № 17
- 1.Конструкции и порядок работы механических и мембранных дыхательных клапанов рвс
- 2. Средства измерения количества нефти на нпс, конструктивные особенности и области применения
- 3. Особенности перекачки высоковязких и высокозастывших нефтей.
- 4.Понятие о турбулентном течении. Подход Рейнольдса к описанию сложного сдвигового течения, его динамические уравнения.
- Экзаменационный билет № 18
- Генеральные планы компрессорных станций
- 4. Виды потерь напора: потери по длине и потери в местных сопротивлениях.
- Экзаменационный билет № 19
- Изоляция сварных кольцевых стыков труб с заводской изоляцией в полевых условиях с помощью термоусаживающихся манжет.
- 3. Основные этапы подготовки нефти и газа до товарных качеств.
- Экзаменационный билет № 20
- 1. Схема компенсации намагниченности мнгп с помощью источников постоянного тока, с помощью постоянных магнитов
- 2. Компрессорные станции с центробежными газотурбинными гпа.
- 3. Эквивалентным диаметром
- 4. Виды движения сплошных сред: неустановившееся, пространственное, плоское, одномерное.
- Экзаменационный билет № 21
- 2 Система сглаживания волн давления.
- 3. Совместная работа насосных станций и линейной части
- 4. Характеристики смеси: плотность, скорость (барицентрическая, среднемассовая, диффузионная).
- Экзаменационный билет № 22
- Конструкция и работа предохранительного гидравлического клапана (кпг).
- 3.Изменение основных технологических параметров перекачки при снижении эффективности работы линейной части.
- 4.Понятие о жидкости (газе), как сплошной среды. Теплофизические свойства капельных, газообразных сред.
- 86. Виды движения сплошных сред: неустановившееся, пространственное, плоское, одномерное.
- 87. Модель вязкой ньютоновской и неньютоновской жидкости
- 89. Установки подготовки топливного и пускового газа.
- 90. Ремонтные конструкции для нгп постоянного и временного ремонта
- 91. Коэффициент гидравлической эффективности участка мн
- 92. Особенности перекачки высоковязких и высокозастывших нефтей.
- 93. Системы очистки технологического газа
- 94. Технологическая схема нпс
- 95. Компрессорные станции с центробежными газотурбинными гпа.