logo search
госы 80901с

16. Конкурентоспособность продукции и предприятия в целом.

Конкурентосп-ть - комплекс потребит-х и ст-ных хар-к товара, опр-щих успех этого товара и его производителя на рынке.

Конкурентосп-ть является категорией, определяющей рыночный механизм воздействия на производителей, заставляя их постоянно повышать производительность и эффективность производственно-сбытовой деятельности под угрозой вытеснения с рынка. Действие этого механизма как эк-го рычага заставляет пр-лей постоянно заниматься повышением кач-ва и конкурентосп-ти своей прод-и

Конкурентосп-ть продукции – комплекс ст-ных и потребит-х хар-к, опр-щих успех этого товара на рынке

Конкуренция - 1. Соперничество на каком-либо поприще между отдел. лицами, заинтерес-ми в достижении одной и той же цели каждый для себя лично, в частности, между предпр-лями - за большую долю прибыли, за рынки сбыта, за источники сырья. 2. Эко-кий процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы, коммуникаций субъектов рыночной с-мы в процессе создания, сбыта и потребления мат-ных и духовных благ. 3. Регулятор рыночных отношений, стимулятор ускорения НТП и эф-ти общ-ного пр-ва.

Конкурентная карта рынка - 1.Классиф-я конкурентов по занимаемой ими позиции на рынке. 2.Распр-е рыночных долей конкурентов, позволяющее контролировать место конкурента (или собственной фирмы) на рынке.

Товар – главное действующее лицо на рынке. Он наиболее конкр-й носитель мат-й и дух-й культуры общ-ва, наиболее верный индикатор эк-кой силы пр-ля.

Успех конкретного товара на рынке означает предпочтение покупателя, отданное предприятию-пр-ю этого товара в условиях широкого предложения товаров-аналогов конкурентами (другими производителями).

Конкурентосп-ть пр-я в конечном счете опр-тся конкурентосп-тью пр-мого товара и вкл-т комплекс эк-ких хар-к, опр-щих его положение на отраслевом рынке

Между конкурентосп-тью прод-и и пр-я сущ-т несколько отличий:

1. конкурентосп-ть товара опр-тся в любой малый промежуток времени; конкурентосп-ть пр-я отражает его позицию на рынке в достаточно длит-м промежутке времени

2. оценку конкурентосп-ти пр-ля дает не только потребитель (через потреб-ю оценку конкурентосп-ти прод-и), но и сам пр-ль (определяя выгодно ли ему заниматься конкр-м бизнесом)

Конкурентосп-ть пр-я оценивается 2 группами показателей:

1. хар-ки товара формируемые пр-вом (кач-во товара и себест-ть его производства)

2. эк-кие и технические хар-ки условий создания сбыта товара

Опр-е позиции пр-я на рынке предусм-т классификацию факторов непосредственно влияющих на изменение его доли в объеме продаж на рынке

В кач-ве основных направлений укрепления конкур-х позиций пр-я выступают след-е:

1. ориентация деят-ти на выпуск прод-и пользующейся спросом на рынке

2. 3обесп-е получения стабильных рез-в пр-но-хоз-ной деятельности

3. обесп-е более низких издержек производства

4. поддержание более высокой пр-ти труда

5. обесп-е качества продукции требуемого рынка

6. обесп-е технич-го ур-ня пр-ва, позволяющее расширять объемы пр-ва и продаж

7. совершенствование сбытовой

обеспечение финансовых возможностей предприятия

Основные факторы обеспечения конкурентоспособности предприятия.

Конкурентосп-ть - комплекс потребит-х и ст-ных хар-к товара, опр-щих успех этого товара и его производителя на рынке.

Конкурентосп-ть является категорией, определяющей рыночный механизм воздействия на производителей, заставляя их постоянно повышать производительность и эффективность производственно-сбытовой деятельности под угрозой вытеснения с рынка. Действие этого механизма как эк-го рычага заставляет пр-лей постоянно заниматься повышением кач-ва и конкурентосп-ти своей прод-и. Конкурентосп-ть продукции – комплекс ст-ных и потребит-х хар-к, опр-щих успех этого товара на рынке

К осн-м факторам обесп-я конкур-ти предприятия можно отнести:

-эко-кий потенциал и темпы роста экономики; -участие в межд-ном разделении труда;

-уровень развития науки и техники; -динамичность и емкость внутреннего рынка;

-социально-экономическую и внутриполитическую ситуацию; -гибкость финансовой системы; -гос-ное регулирование экономики; -обесп-ть трудовыми и мат-ми рес-ми и ур-нь квалификации трудовых ресурсов.

В рамках ком-кой деят-ти для любого самост-го пр-я или фирмы ключевыми факторами успеха в конкурентной борьбе являются:

-завоевание устойчивого финансового состояния предприятия;

-наличие передовой технологии и высокого потенциала собств-х НИ и ОКР;

-умение проводить и эффективно использовать маркетинговые исследования;

-сп-ть к маневрированию за счет изм-я кач-ных и ценовых хар-к реал-го товара.

Сюда можно отнести оказание комплекса услуг, вкл-щих инженеринговые, консалтинговые, технич-го обслуж-я, услуги транспорта, связи, посреднические; наличие собственной сети снабжения и сбыта, обслуживаемых опытными специалистами.

Конкур-ть продукции измеряется на основе 3 групп показателей:

- кач-ных хар-ют св-ва товара, благодаря которым он удовле-т конкр-ю потребность.

- эко-ких включают единоврем-е затраты на приобр-е товара и затраты на эксплуатацию товара, кот-е в сов-ти образуют такой пок-ль, как цена потребления товара (ЦПТ).

- орг-но-ком-ких опр-т конкур-ть товара в завис-ти от хар-ра и кач-ва исследований рынка, степени эф-ти работы по продвижению товара, стимулир-я продаж, рекламной деят-ти, целевой стратегии, рез-ти функц-ния сбытовой сети и каналов товародвижения.

Все качественные показатели делятся на:

- классификац-е пок-ли, кот-е хар-т принадлежность изделия к опр-й группе и опр-т назначение, область прим-я и условия исп-я данного товара,

- оценочные пок-ли, кот-е кол-но хар-т св-ва, образующие качество продукции.

Основные показатели и общая схема конкурентоспособности.

Конкурентоспособность продукции измер на основе групп показателей: качествен, экономич, организац-коммерч. Число показателей конкурентоспобн конкретн товара (услуги) зависит от:

-его вида;-сложности; -требуемой точности оценки; -цели оценки (исследования) и др. Качествен показат конкурентоспособн характериз св-ва товара, благодаря котор он удовлетвор конкретную потребность. Все качеств показат делятся на:

-Классификацион показатели характериз принадлежность изделия к определённой группе и имеющей опред назначение, область примен и условия использов данного товара.

-Оценочные показатели-количественно характериз св-ва, образующие качество продукции;

*сопоставляемыеспоказатели (функциональные, эстетические, надёжности, эргономичности и др.); *регламентируемы экологические, показатели безопасности, показатели взаимозаменяемости и совместимости).

-Экономич показат конкурентоспобн товара включ единовремен затраты на приобретение товара и затраты на эксплуатацию товара, котор в совокупности составляют цену потребления товара;

-Организац-коммерч определяют конкурентоспособность товара в зависимости от характера и качества исследований рынка, степени эффективности работы по продвижению товара, стимулирования продаж, рекламной деятельности, целевой стратегии, результативности функционирования сбытовой сети и каналов товародвижения.

Они также свидетельствуют о качестве коммерческой работы и включают в себя рациональность торгового контракта, форм и методов поставки, условий и форм платежа, технического обслуживания.

Другими словами данные показатели определяют эффективность маркетинговой программы.

Показат конкурентоспособн м/б: Измеримыми, котор имеют естественную физическую меру, выраженную в количествен форме. Неизмеримыми, котор выражаются лишь в качествен описаниях и не имеют числен значений. Это эргономич, эстетические, а также большинство организационно-коммерческих.

Схема оценки конкурентоспособн продукц: 1 этапом оценки явл маркетингов исследован рынка, в результ котор опред след факторы: емкость рынка, аналогичн изделия, состояние конкуренции, уровень цен и тенденции их развития, деят конкурентов, круг потребителей. На основании информац о потребностях потребителей формируются требования к товару;

2-м этапом оценки явл выбор показателей, по котор будет производиться оценка. Здесь обращают внимание на регламентир показат. При расчёте значимости показателей конкурентоспособн проводится ранжирование выбранных показат в зависимости от их значимости для потребителя. Расчёт коэффициента весомости осуществляется экспертным методом; на 3 этапе формир группа аналогов, устанавлив значения их показателей и выбирается базовый образец; 4 этап явл наиб сложным и ответственным. На нем проводится сопоставлен показат оцениваемого и базового образцов, котор выполн отдельно по качествен и экономич показат.