51. Система "Канбан'
Канбан - система управления предприятием, основанная на принципе «нулевых производственных заделов». С практической точки зрения она является очень сложной для реализации. Предприятия получают детали и узлы ежедневно или даже несколько раз в течение дня. Если на типичном американском предприятии производственные запасы обновляются 10-20 раз в год, то на предприятиях, использующих эту систему, 50-100 раз в год.
Наибольшей эффективности в целом система управления производственными запасами на предприятии достигает тогда, когда она входит как одна из составляющих компонент в интегрированную автоматизированную систему управления предприятием (ИАСУ) с применением современных информационных технологий.
Канбан (камбан, яп. カンバン) — система организации производства и снабжения, позволяющая реализовать принцип «точно в срок».
Разработана и впервые в мире реализована фирмой «Тойота». В 1959 году эта фирма начала эксперименты с системой канбан и в 1962 году начала процесс перевода всего производства на этот принцип. В основе канбан лежат теоретические построения Фредерика Тейлора, Генри Форда.
В основе организации производства фирмы «Тойота» лежит годовой план производства и сбыта автомобилей, на базе которого составляются месячные и оперативные планы среднесуточного выпуска на каждом участке, основанные на прогнозировании покупательского спроса (период упреждения — 1 и 3 месяца). Суточные графики производства составляются только для главного сборочного конвейера. Для цехов и участков, обслуживающих главный конвейер, графики производства не составляются (им устанавливаются лишь ориентировочные месячные объемы производства).
Постоянное использование философии «точно в срок» позволяет раскрыть не обнаруженные до сих пор дефекты. Запасы очень хорошо приспособлены для сокрытия дефектов. Только при уменьшении запасов можно разглядеть проблемы. Это очень похоже на то, как высокий уровень воды скрывает подводные рифы.
«Канбан» — на японском языке означает карточка.
Виды
[править]Тарный канбан
Представляет собой единицу тары, на которой находится бирка «канбан». Бирка «канбан» на контейнере закреплена жестко и имеет следующие содержание:
наименование детали;
номер детали;
количество деталей;
адрес получателя детали;
адрес отправителя детали.
Система заказа деталей и узлов по тарному канбану осуществляется следующим образом: по мере окончания деталей в первом тарном канбане оператор убирает его с рабочего места на нижний ярус стеллажа (нижний ярус стеллажа является местом для складирования заказов оператора и получением заказов транспортировщиком) и работает из второго. Транспортировщик забирает порожнюю тару и, поскольку к таре прикреплен канбан, осуществляется обратная связь между оператором и кладовщиком через транспортировщика для заказа материалов.
Тарный канбан имеет недостаток — требуется дополнительное количество тары на каждую единицу детали или комплектующие при создании склада.
[править]Карточный канбан
Представляет собой карточку, разделённую на четыре раздела:
цвет карточки;
адрес отправителя детали;
наименование детали, номер детали, количество деталей или узлов, необходимое для поставки по адресу получателя;
адрес получателя детали.
Один из вариантов цветовой гаммы:
Синий — производственный канбан (между производственной линией и зоной выдачи);
Красный — складской канбан (между складом и зоной выдачи);
Зелёный — межцеховой канбан(между цехами, производствами заводами и.т.д.).
[править]Программный канбан
Одна из новых разновидностей управления веб-разработкой. Перспективный вариант для веб-студий и фрилансеров, работающих с большим количеством заказов. Технология работает по тому же принципу, что и карточный канбан, но при помощи специального программного обеспечения. В случае массового распространения данного средства управления, можно будет более точно планировать сроки на выполнение каких либо работ, а также лучше управлять проектами и потоком финансов.
[править]Принципы
1 принцип канбан — бирка должна находиться в таре с деталями или прикреплена к ним.
2 принцип канбан — два канбана на рабочем месте, то есть на одном рабочем месте допускается иметь две нормы деталей. Этот принцип распространяется только на мелкие и средние детали, транспортировка которых осуществляется в специальной таре — данный принцип устанавливает время на транспортировку деталей.
3 принцип канбан — отсутствие бракованных деталей на производственной линии (конвейере), так как если бракованные детали будут попадать на конвейер, будет отсутствовать стабильная работа транспортировщика и работа конвейера.
4 принцип канбан — формирование новой схемы складского хозяйства:
склад должен быть один, максимально приближённый к конвейеру;
склад формируется по принципу магазина самообслуживания — транспортировщик движется по складу и сам собирает в тележку необходимые детали и сборочные единицы;
детали и комплектующие в нужном количестве должны быть подготовленные для транспортировщика кладовщиком, одним из самых важных факторов является отсутствие пересчёта, либо быстрый пересчёт (мерная, ячеистая тара). Передача деталей и комплектующих от транспортировщика оператору также должна осуществляться без пересчёта — на первый план выходит доверие людей друг другу.
Для рационального использования рабочего времени кладовщика, транспортировщика и других необходимо применить или упростить систему документооборота (например, применитьштрих-кодирование).
- 1. Роль производственного менеджмента в системе рыночных отношений.
- 2. Сущность системы производственного менеджмента и его составляющие.
- 3. Научные подходы в системе производственного менеджмента.
- 4. Цели, задачи и общая схема реализации функции планирования.
- 5. Организация подготовки производства к выпуску новой продукции.
- 3. Организация (проектирование)работ по нормированию труда включает:
- 5.3. Конструкторская подготовка производства
- 5.4. Технологическая подготовка производства
- 5.5. Организационно-экономическая подготовка производства
- 6. Управление производственной деятельностью предприятия.
- 1.2.Цели, задачи и процессы управления производством
- 7. Производственный процесс и основные принципы его рациональной организации.
- 2.1. Производственные процессы.
- 2.3. Рациональная организация производственного процесса
- 8. Типы, формы и методы организации производства.
- 9. Организация работ и нормирование труда.
- 10. Оперативное управление производством и организация ритмичной работы предприятия.
- 1. Планирование:
- 2. Организация:
- 4. Контроль и координация работы:
- 6.2. Оперативное управление производством
- 6.2.1. Содержание, задача и состав системы оперативно-производственного планирования
- 6.2.6. Организация ритмичной работы предприятия
- 11. Управ. Вспомог-ным произ-вом и обслуживающим хоз-вом.
- 6.3. Управление вспомогательным производством
- 6.3.1. Организация инструментального хозяйства
- 6.3.1.1. Содержание и основные задачи инструментального хозяйства
- 6.3.2. Организация ремонтного хозяйства
- 6.3.2.1. Содержание и основные задачи ремонтного хозяйства предприятия
- Организация энергетического хозяйства
- 6.3.3.1. Содержание, состав и основные задачи энергетического
- 6.4. Управление обслуживающим хозяйством
- 6.4.1.Организация внутризаводского транспорта
- 6.4.1.1. Состав, функции и задачи транспортного хозяйства
- 6.4.1. 3. Организация грузовых перевозок.
- 6.4.2. Организация складского хозяйства
- 6.4.2.1. Назначение, основные задачи и функции складского хозяйства
- 12. Сущность управление трудовыми ресурсами предприятия.
- 13. Управление финансовой деятельностью предприятия.
- 14. Содержание осн-х эк-х методов управления в производственном менеджменте.
- 15. Коммерч-й и внутрифирм-й расчёт как важнейшие эк-кие методы упр-я пр-вом.
- 16. Конкурентоспособность продукции и предприятия в целом.
- 17. Производство и производственная система как объекты управления
- 1. Общие принципы - действуют во всех материальных системах;
- 2. Частные принципы - действуют в одной из сфер общества или отдельной организации;
- 3. Ситуационные принципы действуют в специфических видах деятельности.
- 18. Цели, задачи и процессы управления производством
- 1.2.Цели, задачи и процессы управления производством
- 19. Производственная структура предприятия и определяющие ее факторы
- 1.3. Производственная структура предприятия и определяющие ее факторы
- 20. Виды производственных операций
- 21. Классификация производственных процессов
- 4. По характеру выполняемых работ:
- 2.2.Классификация производственных процессов
- 22. Рациональная организация производственного процесса и всех его частей
- 2.3. Рациональная организация производственного процесса
- 23. Производственный цикл и его длительность
- 2.4. Производственный цикл и его длительность
- 24. Виды движения предметов труда.
- 2.5. Виды движения предметов труда. Пути сокращения
- 2.5.1. Последовательный вид движения предметов труда
- 2.5.2. Параллельно-последовательный вид движения предметов труда
- 2.5.3. Параллельный вид движения предметов труда
- 25. Экономическое значение и пути сокращения длительности производственного цикла
- 2.6. Экономическое значение и пути сокращения длительности
- 26. Типы производства и их технико-экономическая характеристика
- 2.7. Типы производства и их технико-экономическая характеристика
- 27. Понятие и сущность управленческих решений в управлении производством
- 3.2. Управленческое решение в цикле управления
- 28. Виды управленческих решений
- 3.3. Виды управленческих решений
- 3.4. Требования, предъявляемые к управленческим решениям
- 29. Управление конкурентоспособностью и эффективностью работы предприятия (организации)
- 4.1 Управление конкурентоспособностью и эффективностью работы предприятия (организации)
- 30. Обеспечение финансовой устойчивости предприятия (организации)
- 31. Управление производственными запасами
- 6.1. Управление производственными запасами
- 32. Содержание, задача и состав системы оперативно-производственного планирования
- 6.2.1. Содержание, задача и состав системы оперативно-производственного планирования
- 6.2.2. Состав календарно-плановых нормативов
- 6.2.3. Организация разработки оперативно-календарных планов
- 6.2.4. Организация работы по выполнению производственных программ
- 33. Диспетчеризация производства
- 6.2.5. Диспетчеризация производства
- 34. Содержание и основные задачи инструмент. Хозяйства
- 6.3.1.1. Содержание и основные задачи инструментального хозяйства
- 35. Определение потребности в инструменте
- 6.3.1.2. Определение потребности в инструменте
- 36. Содержание и основные задачи ремонтного хозяйства предприятия
- 6.3.2.1. Содержание и основные задачи ремонтного хозяйства предприятия
- 37. Основные методы, формы и способы организации технического обслуживания и ремонта производственного оборудования
- 6.3.2.2. Основные методы, формы и способы организации технического обслуживания и ремонта производственного оборудования
- 38. Планирование ремонта и технического обслуживания оборудования
- 6.3.2.3. Планирование ремонта и технического обслуживания оборудования
- 39. Содержание, состав и основные задачи энергетического хозяйства предприятия
- 6.3.3.1. Содержание, состав и основные задачи энергетического
- 6.3.3.2. Специфические особенности энергообеспечения предприятия
- 40. Нормирование и определение общего расхода энергии
- 6.3.3.3. Нормирование и определение общего расхода энергии
- 41. Состав, функции и задачи транспортного хозяйства предприятия
- 6.4.1.1. Состав, функции и задачи транспортного хозяйства
- 42. Классификация транспорта промышленных предприятий
- 6.4.1.2. Классификация транспорта промышленных предприятий
- 43. Управление грузовыми перевозками.
- 6.4.1. 3. Организация грузовых перевозок. Управление транспортным хозяйством
- 6.4.1. 4. Системы управления транспортными средствами
- 44. Назначение, основные задачи и функции складского хозяйства
- 6.4.2. Организация складского хозяйства
- 6.4.2.1. Назначение, основные задачи и функции складского хозяйства
- 45. Классификация складов
- 6.4.2.2. Классификация складов
- 46. Управление выполнением складских операций. Определение потребности в складских площадях
- 47. Понятие и показатели качества продукции
- 6.5.2.2. Понятие и показатели качества продукции
- 48. Стандартизация и сертификация продукции и системы управления качеством
- 6.5.2.4. Стандартизация и сертификация продукции и системы управления качеством
- 6.5.2. Управление качеством
- 6.5.2.1. Современная концепция управления качеством, изменение роли качества
- 6.5.2.3. Международные стандарты семейства исо 9000: структура и назначение стандартов
- 6.5.2.5. Всеобщее управление качеством и управление
- 49. Гибкие производственные системы
- 6.6. Автоматизация производственных процессов
- 6.6.1. Сущность и основные элементы автоматизации.
- 6.7. Гибкие производственные системы и автоматизированные системы управления производством
- 50. Концепция "Планирование потребностей /ресурсов" и основанные на ней системы mrp и drp
- 51. Система "Канбан'
- 52. Система "Точно в срок"