logo
госы 80901с

6.5.2.2. Понятие и показатели качества продукции

Качество продукции (по международному стандарту ISO 8402-86) — совокупность свойств и характеристик продукции (услуг), которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Качество продукции тесно связано с потребительной стоимостью, ибо последняя характеризует способность вещи удовлетворять определенную потребность. Одна и та же потребительная стоимость может в различной степени удовлетворять потребность. Поэтому качество характеризует меру потребительной стоимости, степень ее пригодности и полезности.

С понятием качества тесно связано понятие технического уровня продукции - относительной характеристики качества продукции, основанной на сопоставлении значений показателей, определяющих техническое совершенство оцениваемой продукции с соответствующими базовыми показателями.

Базовый образец должен сочетать в себе столько и такие технические и экономические показатели, которые в наибольшей степени отвечают требованиям конкретного рынка на момент предполагаемого выхода на него с данным товаром.

Выбор базового образца для сравнения является сложным решением вопроса о приведении экспертного изделия в соответствие с показателями потребности предполагаемого потребителя. Необходимо обеспечить максимальную близость классификационных показателей образца и сравниваемого изделия.

Под обеспечением качества понимается совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, необходимых для создания уверенности в том, что продукция удовлетворяет определенным требованиям к качеству.

Показатель качества продукции — это количественная оценка одного или нескольких свойств продукции. Основные показатели качества продукции отражены в стандартах (международных, национальных, отраслевых, стандартах предприятий) и технических условиях (ТУ).

Современная наука и практика выработали систему количественной оценки свойств продукции, которые и дают показатели качества (см. рис. 6.8.).

Ниже приведена классификация свойств предметов (товаров) по следующим десяти группам, которые дают единичные показатели качества.

Показатели назначения характеризуют приспособленность изделий для использования по назначению и область их применения. Это: мощность двигателя, скорость, производительность станка и т.д.

Надежность - способность изделия к безотказной работе в нормальных условиях эксплуатации.

Показатели надежности - безотказность, сохранность, ремонтопригодность, долговечность изделия.

Ремонтопригодность - приспособленность изделия к техническому обслуживанию и ремонту

Долговечность- способность изделия сохранять свои свойства в заданных пределах определенное время

Экологические показатели - это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации и потреблении продукции; например, содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных веществ, излучений при хранении и эксплуатации продукции.

Эргономические показатели позволяют определять удобство и безопасность эксплуатации изделий. Они отражают взаимодействие человека с изделием, его соответствие гигиеническим, антропометрическим, физиологическими психологическим свойствам человека. К таким показателям можно отнести степень: освещенности, микроклимата, шума, вибрации, расположение и удобство сидений, органов управления, рациональность интерьера и рабочего места.

Показатели технологичности — характеризуют эффективность кон-структорско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции.

К ним относятся показатели блочности и агрегатности конструкций, удельной трудоемкости, материало- и энергоемкости и т.д.

Эстетические показатели характеризуют способность продукции к красоте. Они определяют такие свойства продукции как рациональность формы, целостность композиции, информационную выразительность, красоту форм, оригинальность, соответствие среде, стилю, моде и т п.

Показатели стандартизации и унификации - это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Чем меньше оригинальных изделий, тем лучше; это важно как для изготовителя, так и для потребителя.

Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту у продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности. При определении этих показателей следует учитывать наличие в изделиях отечественных изобретений, а также новых технических решений, защищенных патентами в стране и возможность беспрепятственной реализации продукции как в своей стране, так и за рубежом.

Показатели безопасности характеризуют особенности использования продукции с точки зрения безопасности для покупателя и обслуживающего персонала при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании, потреблении продукции.

Показатели транспортабельности выражают приспособленность продукции для транспортировки.

Количественное значение показателей качества продукции определяется методами:

• экспертных оценок, базирующихся на количественных оценках специалистами данных видов продукции.

Рассмотренная система показателей используется для определения уровня качества, представляющего собой относительную характеристику, основанную на сравнении совокупности показателей качества данной продукции с соответствующей совокупностью ее базовых показателей. Уровень качества оценивается на всех стадиях инновационного процесса.

Система качества — совокупность организационной структуры, ответственности, методов, процессов и ресурсов, обеспечивающих проведение политики в области качества (рис.6.9).

Рис.6.9 Принципы и элементы системы качества продукции

Качество как фактор конкурентоспособности.

Качество — это совокупн потребит свойств товара, удовлетвор конкретную потребность. К показат кач-ва продукц относятся показатели назначения, надежности, экологичности, эргономичности, технологичности, эстетичности, стандартизации и унификации, патентно-правовые. Эти показатели формируются в нормативах на стадии маркетинга, уточняются в конструкторской документации на стадии НИОКР, материализуются на стадии производства, используются на стадии эксплуатации. Предпосылки изменен отношения к кач-ву: - количествен удовлетворен потребностей по важнейш видам продукции, необх обществу; -ограниченность мировых сырьевых ресурсов; -общепризнанное изменение роли кач-ва продукц при оценке её конкурентоспособн на внутрен и международ рынке; -резкое возрастание экономич последствий от использов продукции низкого качества.

Качество как экономич категория явл обществен оценкой, характеризует степень удовлетворенности потребителей в конкретных условиях потребления той совокупностью свойств продукции, котор наделили ее изготовители. В то же время по отношению к предпр достигнутое кач-во выпускаемой продукции непосредственно влияет на его конкретные экономич результаты деят. Экономич категории кач-ва проявляются двояко: через прибыль производителя от продажи качественно изготовленного продукта и через его затраты на обеспечен ожидаемого покупателем кач-ва. Характеристики кач-ва прямо пропорциональны показателям конкурентоспособн. Кач-во продукции явл главн фактором, формир конкурентные преимущества предпр в отрасли и на рынке.