logo
госы 80901с

3.3. Виды управленческих решений

Управленческие решения можно классифицировать по многочисленным признакам. Классификация необходима для определения общих и конкретно-специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить их качество, эффективность и преемственность. Наиболее распространенными являются следующие принципы классификации (УР):

по функциональному содержанию:

плановые;

организационные;

контролирующие;

прогнозные;

координирующие;

учетные;

аналитические.

по характеру задач:

экономические;

организационные;

технологические;

технические;

прочие.

по характеру целей:

стратегические;

тактические;

текущие (оперативные).

по уровням иерархии:

на уровне предприятия;

на уровне подразделения.

по характеру разработки:

единоличные, индивидуальные;

групповые, коллективные;

по организационному оформлению:

жесткие;

ориентирующие;

гибкие;

нормативные.

по исходным методам разработки:

неформализуемые, которые обосновываются эвристическими методами;

математические, при обосновании которых широко используются математические методы;

графические.

по условиям принятия:

принимаемые в условиях определенности (хорошо структурированные, детерминированные);

в условиях риска, относящиеся к вероятностным;

в условиях неопределенности, относящиеся к поисковым;

по способу воздействия на управляемый объект:

прямые директивные, доводимые до исполнителей в виде приказа, распоряжения, косвенного воздействия (на основе средств стимулирования);

функциональные (в области финансов, управления проектами и т. п.);

по форме:

письменные;

устные;

кодированные;

Обычно в принятии любого решения присутствуют в различной степени три момента: инструкция, суждение и рациональность.

При принятии чисто интуитивного решения ЛПР основываются на собственном ощущении того, что их выбор правилен. Менеджер, ориентирующийся только на интуицию, становится заложником случайности, и с точки зрения статистики шансы его на правильный выбор не очень высоки.

Решения, основанные на суждении, во многом схожи с интуитивными, но в их основе лежат знания и осмысленный опыт прошлого. Этот способ тоже не очень надежен, хотя подкупает своей быстротой и дешевизной.

Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несет на себе отпечаток личности менеджера. В связи с этим принято различать:

уравновешенные решения, принимаемые менеджерами, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым к гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступать к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.

импульсивные решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения оказываются недостаточно обоснованными и надежными, принимаются с наскока, рывками.

инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В них, наоборот, контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в них трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство;

рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей

осторожные решения характеризуются тщательностью оценки всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.

Перечисленные виды управленческих решений принимаются, в основном, в процессе оперативного управления персоналом. Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы управления принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.

под оптимальностью УР подразумевается свойство УР быть наилучшим в соответствии с критерием (системой критериев) оптимальности.

Эффективным является решение, приводящее к нужным и действенным результатам

Результативным можно назвать решение, реализация которого приводит к итоговым результатам. Можно оптимально разработать УР, эффективно его реализовать, но получить негативные результаты.

Результативное решение в нашем понимании способствует достижению даже не цели системы управления, а цели организации (фирмы, страны), которой должна соответствовать система управления.

Классификация управленческих решений, их основные функции.

Различные компоненты управленческого решения выступают способом воздействия управляющей подсистемы на управляемую, что ведет к достижению поставленных целей.

С позиции общей теории принятие решений – это выбор из множества наиболее предпочтительной альтернативы.

Под решением понимается:

-Элементы множества возможных альтернатив;

-Нормативные документы, регламентирующие деятельность системы управления;

-Устное или письменное распоряжение о необходимости выполнения конкретного действия, операции, процесса и т.д.

-Процесс, предполагающий временной интервал, в течение которого решение разрабатывается;

-Акт выбора;

-Продукт выбора, волевой акт, ориентированный на наличие альтернатив с определением целей и мотивов поведения ЛПР.

Управленческое решение – это:

-Продукт управленческого труда;

-Выбор определенного курса действий из возможных вариантов;

-Выбор предварительно осмысленной цели, средств и методов ее достижения;

-Выбор способа действий, гарантирующего положительный исход.

В общем случае управленческое решение – творческий акт субъектов управления, определяющий программу действий по эффективному разрешению проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемых систем и анализа информации по ее состоянию.

Функции управленческих решений: 1-Направляющая; 2-Координирующая; 3-Мотивирующая.

Выделяют 2 группы задач, требующих решения:

-функциональные задачи – обусловленные разделением труда, полномочиями отдельных исполнителей;

-ситуационные задачи – появляются в результате нарушения взаимодействий подсистем организации или под влиянием факторов внешней среды.

Многообразие управленческих решений и особенности их разработки раскрывает их классификация:

-По стадии жизненного цикла товара; -По подсистемам системы менеджмента (их анализ);

-По цели (коммерческие и некоммерческие); -По роли управления (на верхнем уровне, среднем и низшем);- По масштабности (комплексные и частные);- По продолжительности действия/периоду действия (стратегические/долговременные, тактические и оперативные);- По объекту воздействия (внешние и внутренние); -По методам формализации (текстовые, графические и математические); -По форме отражения/юридическому оформлению (план, программа, приказ, распоряжение; инструкция); -По сложности/степени уникальности (стандартные/традиционные-рутинные и нестандартные/новаторские-творческие); По способу передаче/доведения решения (письменные, электронные, вербальные); -По источнику возникновения (инициативные, решения по предписанию); -По методам разработки (количественные, эвристические); - По целевой направленности (одноцелевые, многоцелевые);

-По степени регламентации (регламентирующие, ориентирующие, рекомендующие).