logo search
ответы на билеты в МКК

1. Конструктивные меры противопожарной безопасности.

Конструктивная противопожарная защита является одной из мер обеспечения противопожарной безопасности судна, которая включает в себя также системы пожаротушения и системы пожарной сигнализации.  Конструктивная противопожарная защита представляет собой комплекс пассивных средств, выполняющих три функции:  предотвращение возникновения пожара;  ограничение распространения огня и дыма при возникновении пожара;  создание условий для безопасной эвакуации людей из судовых помещений и для успешного тушения пожара.  Первая задача решается путем ограничения применения горючих материалов. Негорючими считаются материалы, которые не горят при нагревании до 750 оС и не выделяют горючих газов в количестве, достаточном для их воспламенения.  Из негорючего материала – стали или равноценного ей – должны быть выполнены корпус судна, надстройки, рубки, палубы и конструкционные переборки.  Для внутренней отделки судна не должны применяться лаки, краски и другие отделочные покрытия на легковоспламеняющейся основе (нитроцеллюлозной и т.п.).  Декоративное покрытие (зашивка) внутренних судовых помещений (переборок, подволоков) и его обрешетник должны быть целиком изготовлены из негорючих материалов.  Изоляционные материалы во всех судовых помещениях, исключая грузовые помещения и охлаждаемые кладовые, должны быть негорючими.  Ограничивается общий объем горючих материалов, применяемых для отделки и облицовки жилых и служебных помещений.  Палубы камбузов и пекарен должны быть покрыты керамическими плитками или равноценным покрытием из негорючего материала.  Из негорючего материала должны быть изготовлены урны для отходов. Они не должны иметь отверстий в стенках и днище.  Ограничение распространения огня и дыма обеспечивается применением огнестойких и огнезадерживающих конструкций.  Огнестойкие конструкции, или конструкции типа А, образуются переборками или палубами. Они изготавливаются из стали или другого равноценного материала и предотвращают прохождение через них дыма и пламени до конца 60 мин стандартного испытания огнестойкости до температуры 925 оС. Конструкции типа А изолированы негорючими материалами так, чтобы средняя температура на стороне, противоположной воздействию огня, повышалась не более чем на 140 оС по сравнению с первоначальной, а в любой точке – не более чем на 180 оС:  А-60 – в течение 60 мин:  А-30 – в течение 30 мин;  А-15 – в течение 15 мин;  А-0 – в течение 0 мин.  Огнезадерживающие конструкции, или конструкции типа В, изготавливаются целиком из негорючих материалов. Они сохраняют непроницаемость для пламени в течение 30 мин стандартного испытания огнестойкости до температуры 821 оС. Их изоляция должна обеспечивать нагревание поверхности на стороне, противоположной воздействию огня, не более чем на 140 оС выше первоначальной температуры (в среднем), а любой точке – не более чем на 225 оС:  В-15 – в течение 15 мин;  В-0 – в течение 0 мин.  Грузовые помещения должны отделяться друг от друга и от машинных помещений перекрытиями из стали или другого равноценного материала, однако они могут не быть перекрытиями типа А.  Эффективной мерой ограничения распространения огня при пожаре является деление судна на главные вертикальные противопожарные зоны.  Двери жилых и служебных помещений, выходящие в коридор, должны открываться внутрь помещений, чтобы не препятствовать эвакуации через коридор.