logo search
BOTNYeR_POSIBNIK

Барселона

С нею был знаком шапочно, а то и меньше. Помню, в Днепропетровске на кубковый матч с «Днепром» приезжали знаменитая футбольная команда и пять автобусов с болельщиками к ней впридачу. Разбив на «ноль» наших футболистов, «Барса» гордо покидала город на Днепре, и уловил я лишь увиденную в окне автобуса обворожительную улыбку красавицы-каталонки.

А здесь, в аэропорту международнейшего класса, ко мне подлетел смуглявчик и, широко улыбаясь, предложил сеньору (т. е. мне) тележку для багажа. Напуганный киевско-бориспольскими ценами за подобные услуги я, сам того не ожидая, заговорил по немецки: «Nein! Ich brauche nichts!». (Нет, мне ничего не нужно!). На что получил первую же «этическую оплеуху»: «Синьор! Но динэро!» (Бесплатно!).

И покатил я на «но динэро» свои вещи из терминала «А» в терминал «В», откуда через 5 часов предстоял перелёт в Пальму – столицу Мальорки.

Армена встречала семья. Радостно, бурно. По-кавказски. Запомнилась его старшая дочурка, которая путая от радости армянские, русские и испанские слова, щебетала что-то вроде объяснения в любви своему папаше. И, как оказалось, слова извинения за то, что сегодня же улетала вместе со своим барселонским классом на Канарские острова.

Армен объяснил непонятную для меня головоломку: как же это после полугода жизни в Испании позволить такую роскошь ребёнку?

- Сколько же это стоит, Армен?

- Дорого. 600 долларов.

- И вы себе можете это позволить?

- Я – нет. Жена – да. Она ведь здесь работает. А средняя зарплата в Испании – что-то около 250 тысяч песет (2 тысячи долларов).

Итак, Барселона. Я протягивал руку, чтобы раскрыть … самораздвигающиеся стеклянные двери. Я искал урну, куда можно было бросить окурок, а это оказалось чистейшее закрытое сооружение, в котором нужно было нажать кнопку, и оно раздвигалось… И далее неоднократно попадал впросак, деликатно незамечаемый испанцами.

Обаятельная гид-переводчица Виктория, поблёскивая очками, обрадовала украинских туристов сверхпрограммной обозревательной поездкой по столице Каталонии – Барселоне.

Мы сели в стеклянное чудо, именуемое автобусом, и покатили по автострадам. А мелодичный Викториин голос всё объявлял:

- Испания – вторая по площади в Западной Европе страна после Франции. Население – 42 миллиона человек. Зато туристов ежегодно принимает свыше 60 миллионов. Отсюда и главный источник доходов. Название от древнегреческого слова Гесперия (вечерняя звезда), с конца VI века до н.э. называлась Иберией. Обособлена от других стран морями и – по суше – высокими Пиренеями. Важнейший прекрёсток через Гибралтар имел и имеет не только хозяйственное, но и политическое значение. А прибрежные зоны стали в наш век мировой Меккой туризма и курортом.

Во времена франкистской диктатуры (1939-1975 гг.) Испания была тоталитарным фашистским государством, хотя формально считалась монархией. Со смертью «каудильйо», который был «ответственен лишь перед Богом и историей» на испанский престол был коронован Хуан Карлос I. И вот после 36 чёрных лет над Испанией засияло безоблачное небо. Начались реформы.

Нигде я не видел и не слышал, чтобы народ так любил бы своего короля. Его профиль – почти на всех монетах. Его портреты – на стенах и колышущихся плакатах. На многих написано «Король, мы любим тебя!». «Ну-ну», – снисходительно думал я, вспоминая «всеобщую любов» к нашему «вождю народов». Но Хуан Карлос I – не Иосиф Джугашвили.

Вот вижу на стенах и заборах разноцветную аэрозольную мозаику и те же слова: «Хуан, мы любим тебя!» На наших заборах совпадают только некоторые буквы…

Оказалось, что король противопоставил натиску политиканов-фашистов (как оказалось, – и коммунистов) дорогу серьёзным демократическим преобразованиям. За «несчастные» 20 лет страна проделала путь от дремучей отсталости к расцвету. Пусть не сравнялась она с Германией, Англией, странами Бенилюкса. Но уровень жизни испанцев для нас пока (увы!) – далёкая мечта.

Демократизм короля проиллюстрирую на одном лишь факте. Однажды у некого незадачливого автолюбителя отказал двигатель его машины. Тщетно голосовал он пролетающим по автострадам. Но вдруг остановился мотоцикл, и водитель в чёрном шлеме предложил подвезти к ближайшему пункту автосервиса. При расставании шофёр спросил, кого он должен благодарить за любезность. Мотоциклист поднял шлем, и перед ним предстал … король Хуан Карлос I! Да, действительно, августейшая особа любит частенько оторваться от своей охраны и мчать на любимом мотоцикле по отличнейшим асфальтам Испании. Это не сюжетный трюк экскурсовода, а исторический факт, обошедший все газеты к западу от Пиренеев.

Милые мои пожилые запорожцы, годящиеся мне в отцы и матери, еле-еле дотягивающие от пенсии к пенсии! Да и вы, читатели, живущие на честную зарплату. Лучше пропустите нижеследующие строки и не читайте их. Они могут оскорбить вас и вызвать недовольство. Ибо писать я буду о чуде, имя которому –