logo search
госы 80901с

3. Научные подходы в системе производственного менеджмента.

Анализ теории и практики управления производством позволяет установить необходимость применения к производственному менеджменту следующих научных подходов:

Известно 13 научных подходов к менеджменту:

1 Системный. При системном подходе любая система (объект) предприятия рассматривается как открытая система взаимосвязанных элементов, имеющих вход (ресурсы, проблема), выход (цель), связь с внешней средой и обратную связь. В системе «вход» перерабатывается в «выход». Система – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определённую целостность (единство).

2 Комплексный. При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экономические, экологические, экономические, организационные социальные, психологические, политические и другие аспекты менеджмента и их взаимосвязи.

3 Интеграционный нацелен на исследование и усиление взаимосвязей между:

-Отдельными подсистемами,

-Стадиями жизненного цикла объекта,

-Уровнями управления по вертикали,

-Субъектами управления по горизонтали.

Интеграция – это углубление сотрудничества субъектов управления, их объединение, а также углубление взаимодействия и взаимосвязи между компонентами системы управления.

4 Маркетинговый предполагает ориентацию производственного менеджмента при решении любых задач на потребителя. Приоритеты выбора: повышение качества объекта в соответствии с нуждами и потребностями потребителей; экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества; экономия ресурсов в производстве за счет фактора масштаба производства, научно-технического прогресса, применения системы менеджмента.

5 Функциональный заключается в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые необходимо выполнить для её удовлетворения. После установления функций создается несколько альтернативных объектов для их выполнения и выбирается тот из них, который требует минимальных совокупных затрат.

6 Динамический. Объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчинённости. Проводится ретроспективный анализ за последние 5-10 лет и более, и перспективный анализ (прогноз).

7 Воспроизводственный. Ориентирован на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими, по сравнению с лучшими, аналогичными объектами на данном рынке, совокупными затратами за счет применения опережающей базы сравнения при планировании обновления объекта; экономии времени, как экономии прошлого, живого и будущего труда за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта; рассмотрения во взаимосвязи воспроизводственного цикла выпускаемой, проектируемой и перспективной моделей объекта; интеграции науки и производства в рамках комплексного объединения (для крупных предприятий);.

8 Процессный. Рассматривает функции управления (планирование, организацию, контроль и мотивацию) как взаимосвязанные. Процесс управления является общей суммой всех функций, серией непрерывных взаимосвязанных действий.

9 Нормативный. Заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента. Нормативы устанавливаются по основным элементам для каждой подсистемы:

-Для функциональной: нормативы качества планов, качества учёта и контроля, стимулирования труда и т.п.

-Для обеспечивающей подсистемы: нормативы обеспеченности работников и подразделений всем необходимым для нормальной работы, связанной с выполнением поставленных перед ними целями и задачами, а также нормативы эффективности использования ресурсов.

10 Количественный (математический). Заключается в переходе от качественных оценок (их словесного описания) к количественным при помощи ЭМММ, статистических методов, инженерных расчётов, экспертных оценок и т.п.

11 Административный. Заключается в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат (продолжительности элементов системы менеджмента) в нормативных актах(приказах, распоряжениях, указах, стандартах, инструкций, сертификатах и т.п.).

12 Поведенческий. Заключается в оказании помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, творческих способностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению фирмой (от итал. firma – право подписи на деловом документе). Основной целью данного подхода является повышение эффективности работы фирмы за счёт повышения эффективности функционирования её человеческих ресурсов.

13 Ситуационный. при котором пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией, так как из-за обилия внешних и внутренних факторов не существует единого лучшего способа управлять объектом. Самым эффективным в конкретной ситуации является метод, который максимально адаптирован к ней.