logo search
госы 2011

1.Определение (предельного) допустимого давления в трубе с опасным дефектом геометрии. Расчет коэффициента снижения рабочего давления.

Критерием, по которому дефекты подразделяются на опасные и неопасные является обеспечение прочности трубопровода на уровне нормативной. При нормативной прочности трубопровод выдерживает испытательное давление, соответствующее окружным напряжениям, равным 95 % предела текучести материала трубы [формула (1)].

Если расчетное разрушающее давление окажется ниже испытательного, то дефект относится к категории опасных. В этом случае предусматривается соответствующее снижение рабочего давления. В результате расчета по разработанной методике все дефекты классифицируются по степени опасности на опасные и неопасные. Опасные дефекты должны быть устранены в первую очередь. Если ремонт участка с опасным дефектом сразу невозможен, то эксплуатация нефтепровода с таким дефектом должна осуществляться только при пониженном рабочем давлении: где рдоп — допустимое давление в зоне дефекта; Кр — коэффициент снижения рабочего давления,

2. Оценка состояния внутренней полости нефтепровода. В процессе эксплуатации внутренняя полость труб нефтепровода засоряется скоплением воды, парафина, паров, механических примесей. Постепенное нарастание этих скоплений приводит к росту гидравлического сопротивления трубопровода, что и может служить показателем состояния внутренней полости. В настоящее время для оценки состояния внутренней полости используют понятия эффективного диаметра трубопровода и коэффициент эффективности работы трубопровода. Фактическая величина гидравлического уклона определяется следующим образом

Теоретический гидравлический уклон в этом случае будет определяться с использованием

Эффективный диаметр показывает каким должен быть диаметр простого трубопровода, чтобы его гидравлический уклон равнялся фактическому уклону участка.

.

Если Dэф меняется в процессе эксплуатации и отличается от Dэк, то это может быть связано с загрязнением трубопровода после очистки, повышенной шероховатостью труб при работе в зоне смешанного трения и с наличием не полностью открытых задвижек или других местных сопротивлений на участке, или загрязнение участка достигло максимального значения. Величина Dэф позволяет качественно оценить состояние внутренней полости. Более информативным является понятие коэффициента эффективности работы участка

. Если принять, что отложения равномерно распределены по участку, то

, ,

где – толщина отложений; Vот – объем отложений; Vтр – объем внутренней полости участка. Следует помнить, что обработкой одного режима диспетчерских данных невозможно получить Е с точностью более 5%, то есть даже для чистого трубопровода будут получаться Е от 0,95 до 1,05. Сделать какой либо вывод по такому результату невозможно. Чтобы получить Е с точностью порядка 0,1%, необходима статистическая обработка 2030 диспетчерских данных (двое суток стабильной работы), либо проведение специальных контрольных замеров с использованием приборов повышенной точности.

Предварительные причины засорения нефтепровода могут быть определены по характеру изменения Е во времени. Если в зимнее время снижение Е замедляется или даже эффективность начинает расти, то полость засоряется водой. Повышение эффективности работы при повышении температуры грунта говорит о наличии процесса отложения парафина на стенках труб. Окончательный вывод можно сделать исследовав состав отложений выносимых из трубопровода при очистке. В соответствии с правилами эксплуатации МН очистку нефтепровода следует производить при снижении его пропускной способности на 3%. Учитывая, что .

Снижение фактической производительности Qф на 3% по отношению к производительности чистого нефтепровода Q произойдет при снижении Е до 0,948 при работе в зоне Блазиуса и до 0,944 при работе в зоне смешанного трения.