5.8. Производственно-техническая структура и основные элементы гибких автоматизированных производств
Гибкое производство как объект проектирования и управления представляет собой систему нового класса, отличающуюся, прежде всего, сложностью, комплексностью и многофункциональностью компонентов.
Одним из основных требований, обеспечивающих типизацию решений в области ГАП, является принцип модульности, в соответствии с которым ГАП компонуется из отдельных типовых модулей и систем.
Ниже приведена классификация структурных звеньев рассматриваемого гибкого автоматизированного производства по уровню иерархической подчиненности и служебного назначения звеньев.
Гибкое автоматизированное производство (ГАП)- производственная часть интегрированного предприятия или самостоятельное предприятие, являющееся совокупностью гибких производственных комплексов (цехового уровня), систем и служб, обеспечивающих взаимодействие и управление всей хозяйственной деятельностью с помощью ЭВМ, нацеленное на реализацию «малолюдной» и «безбумажной» технологии, способное обеспечить выпуск широкой и постоянно обновляемой номенклатуры изделий, гибко реагирующее на внешние и внутренние возмущения с целью обеспечения работоспособности.
Гибкий производственный комплекс (ГПК)- самостоятельное производственно-техническое структурное подразделение (цехового уровня) в ГАП, состоящее из гибкой производственной системы (ГПС), служб: инженерно-технологической и инструментальной подготовки и оперативного обеспечения производства (ИТО), технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта технических средств (TOP), а также системы управления на основе ЭВМ - КСУ ГПК, выполняющей функции оперативного планирования, управления оперативной подготовкой производства, учета, анализа и управления ходом производства.
Гибкая производственная система (ГПС)- производственная часть ГПК, состоящая из одного или нескольких гибких технологических и транспортно-складских комплексов (ГТК и ТСК), объединенных компьютеризованным управляюще-диспетчерским комплексом (КУДК), автономно функционирующая в «малолюдном» режиме в течение заданного интервала времени, обладающая свойством автоматизированной переналадки при производстве изделий произвольной номенклатуры в пределах технических возможностей оборудования.
Гибкий технологический комплекс (ГТК)- совокупность однородных по виду технологической обработки или по типу обрабатываемых деталей гибких обрабатывающих модулей и ячеек, объединенных единым транспортным модулем транспортно-складского комплекса и единой компьютерной системой управления и контроля.
Гибкий технологический участок (ГТУ)- организационно-производственное структурное подразделение ГПС, объединяющее несколько ГТК близкого технологического назначения, обслуживаемое, как правило, одной производственной бригадой.
Транспортно-складской комплекс (ТСК)- совокупность взаимосвязанных автоматических транспортных и складских устройств и средств вычислительной техники, предназначенных для организации движения материальных и сопровождающих их информаионных потоков в ГПС.
Для транспортно-складских комплексов, базирующихся на применении автономных транспортных и транспортно-манипуляционных роботов, обеспечивающих высокую структурную и функциональную гибкость ГТК, целесообразно использовать термин гибкий транспортно-складской комплекс (ГТС К).
Гибкий обрабатывающий модуль (Г0М)- автономно функционирующая группа гибких обрабатывающих ячеек, объединенных групповыми локальными (стационарными) автоматическими устройствами загрузки партий заготовок и удаления партий обработанных деталей.
Гибкая обрабатывающая ячейка (Г0Я)- автономно функционирующая на время обработки партий однородных деталей единица оборудования, оснащенная автоматическими устройствами (роботами) для загрузки заготовок и удаления обработанных деталей, накопителями деталей, имеющая возможность автоматизированной переналадки на различные изделия ограниченного класса.
Гибкий транспортный модуль (ГТМ)- составная часть транспортно-складского комплекса, представляющая собой совокупность стационарных и подвижных роботов, трасс, причальных устройств, устройств командообмена и внешнего энергообеспечения, а также стационарных и подвижных буферных накопительных устройств, предназначенная для организации транспортных связей гибких технологических модулей и ячеек со складским модулем, временного накопления предметов труда, а также удаления отходов.
Складской модуль (СМ)- составная часть транспортного модуля, предназначенная для хранения и учета, выдачи и приема заготовок, полуфабрикатов и готовых изделий, инструмента или технологической оснастки, а также формирования комплектов из них в процессе подготовки производственных заданий.
- 1 Инженерное проектирование Лекция 1
- 1.1 Процесс инженерного проектирования
- 1.2 Основные понятия и определения инженерного проектирования
- Лекция 2
- 1.3 Термины и обозначения математической логики и теории множеств
- 1.4 Типы проектно-конструкторского процесса
- Лекция 3
- 2 Методологические основы проектирования
- 2.1 Требования к проектам технических систем
- 2.2 Многовариантность проектных решений
- 2.3 Основные этапы создания технических систем
- Лекция 4
- 2.4 Системный подход в проектировании
- Лекция 5
- 2.5 Стадии проектно-конструкторского процесса
- 2.6 Методы проектирования
- 2.7 Требования, предъявляемые к процессу проектирования
- Лекция 6
- 3. Основы построения систем автоматизированного проектирования технических систем
- 3.1 Задачи автоматизации процесса проектирования
- Лекция 7
- 3.2 Цель создания сапр
- 3.3 Состав сапр
- 4 Проектирование комплексов механосборочного производства
- 4.1 Требования, предъявляемые к предприятиям
- 4.2 Классификация предприятий
- Лекция 9
- 4.3 Режим работы предприятия и фонды времени
- Лекция 10
- 4.4 Проектирование механосборочных цехов крупносерийного и массового производства
- Лекция 11
- 4.5 Определение количества рабочих мест
- 4.6 Расчет количества основного технического оборудования
- Лекция 12
- 4.7 Определение количества рабочих – сборщиков и других категорий работающих в цехе
- 4.8 Расчет количества рабочих – станочников
- Лекция 13
- 4.9 Выбор параметров здания цеха
- Лекция 14
- 4.10 Виды площадей цеха и их расчет
- Лекция 15
- 4.11 Компоновка механосборочных цехов
- 4.12 Проектирование участка сборки комплектов
- 4.13 Проектирование участка узловой сборки
- Лекция 17
- 4.14 Проектирование испытательных участков.
- 4.15 Сдаточный участок
- Лекция 18
- 4.16 Планировка оборудования механического цеха.
- Лекция 19
- 4.17 Планировка автоматических линий
- Лекция 20
- 4.18 Особенности проектирования механосборочных цехов серийного, мелкосерийного и единичного производства
- Лекция 21
- 4.19 Проектирование роботизированных участков
- 4.20 Определение количества станков в ртк
- 4.21 Проектирование вспомогательных участков и отделений механосборочных цехов
- 4.21.1 Система инструментообеспечения
- 4.21.2 Система инструментообеспечения
- Лекция 24
- 4.21.3 Ремонтно-механическая база цеха
- 4.21.4 Отделение по транспортировке и переработки стружки
- 4.21.5 Участок или отделение по приготовлению сож
- Лекция 25
- 4.22 Выбор структуры складской системы
- Лекция 26 Автоматизированные производства в машиностроении
- 5.1 Научно-технические и технологические возможности и задачи внедрения гибких автоматизированных производств
- 5.2 Групповая технология обработки деталей в гибких автоматизированных производствах
- Лекция 28
- 5.3 Методы группирования деталей
- Лекция 29
- 5.4 Технико-экономическая и организационная эффективность внедрения гибкихавтоматизированных производств
- Лекция 30
- 5.5 Пример гап механообработки
- Лекция 31
- 5.6 Анализ производства как объекта гибкой автоматизации
- 5.7. Оценка гибкости системы
- Лекция 33
- 5.8. Производственно-техническая структура и основные элементы гибких автоматизированных производств
- Лекция 34
- 5.9 Применение промышленных роботов для гибких автоматизированных производств