3. Особенности перекачки высоковязких и высокозастывших нефтей.
Условно к высоковязким нефтям можно отнести нефти с вязкостью более 2 Ст, а к высокозастывающим с температурой застывания tз > 0°С. Эти их особенности и предполагают использование специальных технологий для трубопроводного транспорта. В настоящее время для транспорта высоковязких и высокозастывающих нефтей используют следующие методы: Транспорт с разбавителями (нефть маловязкая, конденсат, нефтепродукты); Транспорт с использованием присадок; Транспорт термообработанных нефтей; Транспорт подогретых нефтей.
Разбавители используются для транспорта высоковязких и высокозастывающих нефтей при наличии маловязких углеводородов вблизи добычи аномальных нефтей или при прохождении трубопровода с аномальными нефтями вблизи от нефтепровода с маловязкой нефтью.
В настоящее время при транспорте аномальных нефтей используется два вида присадок: ламинизаторы потока и регуляторы процесса кристаллизации парафина в нефти. Второй вид присадок используется только в случае высокозастывающих и, как правило, высокопарафинистых нефтей. В этом случае присадки адсорбируясь на поверхности кристаллов парафина снижают эффективную вязкость нефти и улучшают другие реологические характеристики.
Процесс термообработки нефти заключается в разогреве ее до температуры выше температуры начала кристаллизации парафина и последующим охлаждении с темпом исключающим перенасыщение нефти парафином. В результате вырастают крупные и рыхлые кристаллы парафина, легко разрушающиеся в потоке, и нефть приобретает свойства позволяющие транспортировать ее как маловязкую. В процессе движения по трубопроводу нефть восстанавливает свои свойства. По этой причине транспорт термообработанных нефтей используется на расстоянии в несколько десятков километров.
Основным методом транспорта высоковязких и высокозастывающих нефтей является транспорт нефти с подогревом – «горячая» перекачка нефти. При этом нефть может подогреваться на специальных тепловых станциях (ТС) расположенные через определенные расстояния по трассе «горячего» нефтепровода или постоянно (попутно) при движении по трубопроводу. Для попутного подогрева используются специальные ленточные подогреватели, наносимые на поверхность трубопровода и разогрев поверхности труб вихревыми токами (скин-эффект). Для снижения тепловых потерь трубы могут быть теплоизолированны.
Особенностью работы «горячего» нефтепровода является переменная температура по длине участка между ТС. Температура нефти в трубе меняется вследствие теплообмена с окружающей средой и попутным подогревом за счет тепла трения потока и скрытой теплоты кристаллизации потока
При транспорте высокозастывающих нефтей температура в любой точке трубопровода должна превышать температуру застывания на 25°С. Температура в начале участка t1, ограничивается температурой кипения нефти и опасностью пригорания на горячих поверхностях подогревателей.
При транспорте высоковязких нефтей температура определяется из условия максимума прибыли.
- Экзаменационный билет № 1
- 1 Порядок обозначения трассы мнгп на местности, на переходах через реки и озера, автомобильные и железные дороги
- 2.Технологическая схема мн
- 4.Понятие о жидкости (газе), как сплошной среды. Теплофизические свойства капельных, газообразных сред.
- Экзаменационный билет № 2
- Периодичность очистки
- 2: Декларация о намерениях, обоснование инвестиций.
- 3: Генеральный план нпс.
- 4: Понятие о многокомпонентных и многофазных средах. Определение однородной и неоднородной, изотропной и анизотропной сплошной среды.
- Экзаменационный билет №3
- 1.Минимально и максимально-допустимые значения защитных потенциалов на подземных стальных коммуникациях объектов трубопроводного транспорта нефти и газа. Опасность явлений недозащиты и перезащиты.
- 2 Стадийность проектирования.
- 3.Технологическая схема нпс
- 4 Простейшие модели жидких и газообразных сплошных сред: идеальная, вязкая ,несжимаемая ,сжимаемая , ньютоновская , упругая, с тепловым расширением, совершенного и реального газов.
- Экзаменационный билет № 4
- 1. Схема возникновения блуждающих токов на магистральных нефтегазопроводах.
- 2. Гидравлический расчет нефтепровода
- 3.Общецеховая маслосистема компрессорной станции
- Экзаменационный билет №5
- 1. Характеристика стальных труб: ударная вязкость kcu, kcv, эквивалент углерода, процент волокна в изломе образцов двтт, временное сопротивление, предел текучести
- 2.. Определение числа нпс и их расстановка по трассе
- 3 Системы перекачки нефти и нефтепродуктов
- 4. Виды движения сплошных сред: неустановившееся, пространственное, плоское, одномерное.
- Экзаменационный билет №6
- Оценить свариваемость трубных сталей 17г2сф, 09г2сф
- Системы календарного планирования и контроля реализации проектов.
- Установки подготовки топливного и пускового газа.
- Характеристики смеси: плотность, скорость (барицентрическая, среднемассовая, диффузионная
- Экзаменационный билет №7
- 1Критерии очистки полости нгп от парафина, грунта, металла
- 2 Диаграммы применяемые для управления проектами.
- Сеть предшествования
- 4 Понятие о массовых и поверхностных, внутренних и внешних силах. Тензор напряжений и его свойства.
- Экзаменационный билет №8
- 1.Определение (предельного) допустимого давления в трубе с опасным дефектом геометрии. Расчет коэффициента снижения рабочего давления.
- 3.Системы охлаждения технологического газа на компрессорных станциях.
- 4.Обобщенный закон Ньютона. Уравнения движения вязкой жидкости Навье - Стокса. Обобщенный закон Ньютона
- Экзаменационный билет № 9
- 2.Процесс контроля исполнения и управления проектом.
- 3.Конструкция и компоновка насосного цеха.
- 4. Модель идеальной жидкости. Уравнения движения Эйлера.
- 1.Ремонтные конструкции для нгп постоянного и временного ремонта
- 3.Системы очистки технологического газа
- 4.Уравнение Бернулли для идеальной и вязкой жидкости. Геометрическая и энергетическая интерпретация слагаемых уравнения Бернулли.
- 1.Порядок производства вскрышных работ на действующих нгп
- 2. Парафинизация нефтепровода
- 4.Термодинамические силы и потоки. Законы молекулярного переноса тепла и массы в исследовании процессов тепломассообмена в сплошных средах.
- 1 Порядок врезки вантузов на действующем нп. Применяемое оборудование
- 2. Система смазки и охлаждения подшипников насосных агрегатов.
- Определение оптимальной периодичности очистки
- Понятие о формуле размерности, критериях и числах подобия
- Гидравлические испытания линейной части действующих нефтепроводов
- Технологическая схема газотурбинного компрессорного цеха с неполнонапорными центробежными нагнетателями
- Нормативно-техническая и законодательная база систем проектирования и организации строительства объектов
- Понятие о массовых и поверхностных, внутренних и внешних силах. Тензор напряжения и его свойства.
- Порядок вырезки дефектного участка с помощью труборезов типа мрт. Преимущества и недостатки труборезов мрт перед вырезкой с помощью кумулятивных зарядов.
- Технологическая схема газотурбинного компрессорного цеха с полнонапорными центробежными нагнетателями.
- Особенности последовательной перекачки нефтей и нефтепродуктов.
- Закономерности гидродинамики и теплообмена при ламинарном течении вязкого потока в трубах. Понятие о пограничном слое.
- . № Экзаменационный билет № 15
- Порядок вырезки дефектного участка с помощью кумулятивных зарядов. Преимущества и недостатки вырезки дефектных участков с помощью кумулятивных зарядов по сравнению с труборезами.
- 2. Средства контроля и защиты насосного агрегата
- 3. Механизм образования парафиновых отложений
- 4. Точные решения уравнений движения вязкой жидкости. Законы гидравлического сопротивления трения.
- Экзаменационный билет № 16
- 1. Многоразовый герметизатор «Кайман». Преимущества перед пзу, глиняными тампонами
- 2. Компоновка компрессорных цехов
- Коэффициент гидравлической эффективности участка мн
- 4. Технологический расчёт трубопровода. Базисные формулы трения, гидравлический уклон, влияние геометрии на режим течения. Потери на трение, местные сопротивления.
- Экзаменационный билет № 17
- 1.Конструкции и порядок работы механических и мембранных дыхательных клапанов рвс
- 2. Средства измерения количества нефти на нпс, конструктивные особенности и области применения
- 3. Особенности перекачки высоковязких и высокозастывших нефтей.
- 4.Понятие о турбулентном течении. Подход Рейнольдса к описанию сложного сдвигового течения, его динамические уравнения.
- Экзаменационный билет № 18
- Генеральные планы компрессорных станций
- 4. Виды потерь напора: потери по длине и потери в местных сопротивлениях.
- Экзаменационный билет № 19
- Изоляция сварных кольцевых стыков труб с заводской изоляцией в полевых условиях с помощью термоусаживающихся манжет.
- 3. Основные этапы подготовки нефти и газа до товарных качеств.
- Экзаменационный билет № 20
- 1. Схема компенсации намагниченности мнгп с помощью источников постоянного тока, с помощью постоянных магнитов
- 2. Компрессорные станции с центробежными газотурбинными гпа.
- 3. Эквивалентным диаметром
- 4. Виды движения сплошных сред: неустановившееся, пространственное, плоское, одномерное.
- Экзаменационный билет № 21
- 2 Система сглаживания волн давления.
- 3. Совместная работа насосных станций и линейной части
- 4. Характеристики смеси: плотность, скорость (барицентрическая, среднемассовая, диффузионная).
- Экзаменационный билет № 22
- Конструкция и работа предохранительного гидравлического клапана (кпг).
- 3.Изменение основных технологических параметров перекачки при снижении эффективности работы линейной части.
- 4.Понятие о жидкости (газе), как сплошной среды. Теплофизические свойства капельных, газообразных сред.
- 86. Виды движения сплошных сред: неустановившееся, пространственное, плоское, одномерное.
- 87. Модель вязкой ньютоновской и неньютоновской жидкости
- 89. Установки подготовки топливного и пускового газа.
- 90. Ремонтные конструкции для нгп постоянного и временного ремонта
- 91. Коэффициент гидравлической эффективности участка мн
- 92. Особенности перекачки высоковязких и высокозастывших нефтей.
- 93. Системы очистки технологического газа
- 94. Технологическая схема нпс
- 95. Компрессорные станции с центробежными газотурбинными гпа.