3.3. Виды управленческих решений
Управленческие решения можно классифицировать по многочисленным признакам. Классификация необходима для определения общих и конкретно-специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить их качество, эффективность и преемственность. Наиболее распространенными являются следующие принципы классификации (УР):
по функциональному содержанию:
плановые;
организационные;
контролирующие;
прогнозные;
координирующие;
учетные;
аналитические.
по характеру задач:
экономические;
организационные;
технологические;
технические;
прочие.
по характеру целей:
стратегические;
тактические;
текущие (оперативные).
по уровням иерархии:
на уровне предприятия;
на уровне подразделения.
по характеру разработки:
единоличные, индивидуальные;
групповые, коллективные;
по организационному оформлению:
жесткие;
ориентирующие;
гибкие;
нормативные.
по исходным методам разработки:
неформализуемые, которые обосновываются эвристическими методами;
математические, при обосновании которых широко используются математические методы;
графические.
по условиям принятия:
принимаемые в условиях определенности (хорошо структурированные, детерминированные);
в условиях риска, относящиеся к вероятностным;
в условиях неопределенности, относящиеся к поисковым;
по способу воздействия на управляемый объект:
прямые директивные, доводимые до исполнителей в виде приказа, распоряжения, косвенного воздействия (на основе средств стимулирования);
функциональные (в области финансов, управления проектами и т. п.);
по форме:
письменные;
устные;
кодированные;
Обычно в принятии любого решения присутствуют в различной степени три момента: инструкция, суждение и рациональность.
При принятии чисто интуитивного решения ЛПР основываются на собственном ощущении того, что их выбор правилен. Менеджер, ориентирующийся только на интуицию, становится заложником случайности, и с точки зрения статистики шансы его на правильный выбор не очень высоки.
Решения, основанные на суждении, во многом схожи с интуитивными, но в их основе лежат знания и осмысленный опыт прошлого. Этот способ тоже не очень надежен, хотя подкупает своей быстротой и дешевизной.
Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несет на себе отпечаток личности менеджера. В связи с этим принято различать:
уравновешенные решения, принимаемые менеджерами, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым к гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступать к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.
импульсивные решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения оказываются недостаточно обоснованными и надежными, принимаются с наскока, рывками.
инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В них, наоборот, контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в них трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство;
рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей
осторожные решения характеризуются тщательностью оценки всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.
Перечисленные виды управленческих решений принимаются, в основном, в процессе оперативного управления персоналом. Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы управления принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.
под оптимальностью УР подразумевается свойство УР быть наилучшим в соответствии с критерием (системой критериев) оптимальности.
Эффективным является решение, приводящее к нужным и действенным результатам
Результативным можно назвать решение, реализация которого приводит к итоговым результатам. Можно оптимально разработать УР, эффективно его реализовать, но получить негативные результаты.
Результативное решение в нашем понимании способствует достижению даже не цели системы управления, а цели организации (фирмы, страны), которой должна соответствовать система управления.
Классификация управленческих решений, их основные функции.
Различные компоненты управленческого решения выступают способом воздействия управляющей подсистемы на управляемую, что ведет к достижению поставленных целей.
С позиции общей теории принятие решений – это выбор из множества наиболее предпочтительной альтернативы.
Под решением понимается:
-Элементы множества возможных альтернатив;
-Нормативные документы, регламентирующие деятельность системы управления;
-Устное или письменное распоряжение о необходимости выполнения конкретного действия, операции, процесса и т.д.
-Процесс, предполагающий временной интервал, в течение которого решение разрабатывается;
-Акт выбора;
-Продукт выбора, волевой акт, ориентированный на наличие альтернатив с определением целей и мотивов поведения ЛПР.
Управленческое решение – это:
-Продукт управленческого труда;
-Выбор определенного курса действий из возможных вариантов;
-Выбор предварительно осмысленной цели, средств и методов ее достижения;
-Выбор способа действий, гарантирующего положительный исход.
В общем случае управленческое решение – творческий акт субъектов управления, определяющий программу действий по эффективному разрешению проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемых систем и анализа информации по ее состоянию.
Функции управленческих решений: 1-Направляющая; 2-Координирующая; 3-Мотивирующая.
Выделяют 2 группы задач, требующих решения:
-функциональные задачи – обусловленные разделением труда, полномочиями отдельных исполнителей;
-ситуационные задачи – появляются в результате нарушения взаимодействий подсистем организации или под влиянием факторов внешней среды.
Многообразие управленческих решений и особенности их разработки раскрывает их классификация:
-По стадии жизненного цикла товара; -По подсистемам системы менеджмента (их анализ);
-По цели (коммерческие и некоммерческие); -По роли управления (на верхнем уровне, среднем и низшем);- По масштабности (комплексные и частные);- По продолжительности действия/периоду действия (стратегические/долговременные, тактические и оперативные);- По объекту воздействия (внешние и внутренние); -По методам формализации (текстовые, графические и математические); -По форме отражения/юридическому оформлению (план, программа, приказ, распоряжение; инструкция); -По сложности/степени уникальности (стандартные/традиционные-рутинные и нестандартные/новаторские-творческие); По способу передаче/доведения решения (письменные, электронные, вербальные); -По источнику возникновения (инициативные, решения по предписанию); -По методам разработки (количественные, эвристические); - По целевой направленности (одноцелевые, многоцелевые);
-По степени регламентации (регламентирующие, ориентирующие, рекомендующие).
- 1. Роль производственного менеджмента в системе рыночных отношений.
- 2. Сущность системы производственного менеджмента и его составляющие.
- 3. Научные подходы в системе производственного менеджмента.
- 4. Цели, задачи и общая схема реализации функции планирования.
- 5. Организация подготовки производства к выпуску новой продукции.
- 3. Организация (проектирование)работ по нормированию труда включает:
- 5.3. Конструкторская подготовка производства
- 5.4. Технологическая подготовка производства
- 5.5. Организационно-экономическая подготовка производства
- 6. Управление производственной деятельностью предприятия.
- 1.2.Цели, задачи и процессы управления производством
- 7. Производственный процесс и основные принципы его рациональной организации.
- 2.1. Производственные процессы.
- 2.3. Рациональная организация производственного процесса
- 8. Типы, формы и методы организации производства.
- 9. Организация работ и нормирование труда.
- 10. Оперативное управление производством и организация ритмичной работы предприятия.
- 1. Планирование:
- 2. Организация:
- 4. Контроль и координация работы:
- 6.2. Оперативное управление производством
- 6.2.1. Содержание, задача и состав системы оперативно-производственного планирования
- 6.2.6. Организация ритмичной работы предприятия
- 11. Управ. Вспомог-ным произ-вом и обслуживающим хоз-вом.
- 6.3. Управление вспомогательным производством
- 6.3.1. Организация инструментального хозяйства
- 6.3.1.1. Содержание и основные задачи инструментального хозяйства
- 6.3.2. Организация ремонтного хозяйства
- 6.3.2.1. Содержание и основные задачи ремонтного хозяйства предприятия
- Организация энергетического хозяйства
- 6.3.3.1. Содержание, состав и основные задачи энергетического
- 6.4. Управление обслуживающим хозяйством
- 6.4.1.Организация внутризаводского транспорта
- 6.4.1.1. Состав, функции и задачи транспортного хозяйства
- 6.4.1. 3. Организация грузовых перевозок.
- 6.4.2. Организация складского хозяйства
- 6.4.2.1. Назначение, основные задачи и функции складского хозяйства
- 12. Сущность управление трудовыми ресурсами предприятия.
- 13. Управление финансовой деятельностью предприятия.
- 14. Содержание осн-х эк-х методов управления в производственном менеджменте.
- 15. Коммерч-й и внутрифирм-й расчёт как важнейшие эк-кие методы упр-я пр-вом.
- 16. Конкурентоспособность продукции и предприятия в целом.
- 17. Производство и производственная система как объекты управления
- 1. Общие принципы - действуют во всех материальных системах;
- 2. Частные принципы - действуют в одной из сфер общества или отдельной организации;
- 3. Ситуационные принципы действуют в специфических видах деятельности.
- 18. Цели, задачи и процессы управления производством
- 1.2.Цели, задачи и процессы управления производством
- 19. Производственная структура предприятия и определяющие ее факторы
- 1.3. Производственная структура предприятия и определяющие ее факторы
- 20. Виды производственных операций
- 21. Классификация производственных процессов
- 4. По характеру выполняемых работ:
- 2.2.Классификация производственных процессов
- 22. Рациональная организация производственного процесса и всех его частей
- 2.3. Рациональная организация производственного процесса
- 23. Производственный цикл и его длительность
- 2.4. Производственный цикл и его длительность
- 24. Виды движения предметов труда.
- 2.5. Виды движения предметов труда. Пути сокращения
- 2.5.1. Последовательный вид движения предметов труда
- 2.5.2. Параллельно-последовательный вид движения предметов труда
- 2.5.3. Параллельный вид движения предметов труда
- 25. Экономическое значение и пути сокращения длительности производственного цикла
- 2.6. Экономическое значение и пути сокращения длительности
- 26. Типы производства и их технико-экономическая характеристика
- 2.7. Типы производства и их технико-экономическая характеристика
- 27. Понятие и сущность управленческих решений в управлении производством
- 3.2. Управленческое решение в цикле управления
- 28. Виды управленческих решений
- 3.3. Виды управленческих решений
- 3.4. Требования, предъявляемые к управленческим решениям
- 29. Управление конкурентоспособностью и эффективностью работы предприятия (организации)
- 4.1 Управление конкурентоспособностью и эффективностью работы предприятия (организации)
- 30. Обеспечение финансовой устойчивости предприятия (организации)
- 31. Управление производственными запасами
- 6.1. Управление производственными запасами
- 32. Содержание, задача и состав системы оперативно-производственного планирования
- 6.2.1. Содержание, задача и состав системы оперативно-производственного планирования
- 6.2.2. Состав календарно-плановых нормативов
- 6.2.3. Организация разработки оперативно-календарных планов
- 6.2.4. Организация работы по выполнению производственных программ
- 33. Диспетчеризация производства
- 6.2.5. Диспетчеризация производства
- 34. Содержание и основные задачи инструмент. Хозяйства
- 6.3.1.1. Содержание и основные задачи инструментального хозяйства
- 35. Определение потребности в инструменте
- 6.3.1.2. Определение потребности в инструменте
- 36. Содержание и основные задачи ремонтного хозяйства предприятия
- 6.3.2.1. Содержание и основные задачи ремонтного хозяйства предприятия
- 37. Основные методы, формы и способы организации технического обслуживания и ремонта производственного оборудования
- 6.3.2.2. Основные методы, формы и способы организации технического обслуживания и ремонта производственного оборудования
- 38. Планирование ремонта и технического обслуживания оборудования
- 6.3.2.3. Планирование ремонта и технического обслуживания оборудования
- 39. Содержание, состав и основные задачи энергетического хозяйства предприятия
- 6.3.3.1. Содержание, состав и основные задачи энергетического
- 6.3.3.2. Специфические особенности энергообеспечения предприятия
- 40. Нормирование и определение общего расхода энергии
- 6.3.3.3. Нормирование и определение общего расхода энергии
- 41. Состав, функции и задачи транспортного хозяйства предприятия
- 6.4.1.1. Состав, функции и задачи транспортного хозяйства
- 42. Классификация транспорта промышленных предприятий
- 6.4.1.2. Классификация транспорта промышленных предприятий
- 43. Управление грузовыми перевозками.
- 6.4.1. 3. Организация грузовых перевозок. Управление транспортным хозяйством
- 6.4.1. 4. Системы управления транспортными средствами
- 44. Назначение, основные задачи и функции складского хозяйства
- 6.4.2. Организация складского хозяйства
- 6.4.2.1. Назначение, основные задачи и функции складского хозяйства
- 45. Классификация складов
- 6.4.2.2. Классификация складов
- 46. Управление выполнением складских операций. Определение потребности в складских площадях
- 47. Понятие и показатели качества продукции
- 6.5.2.2. Понятие и показатели качества продукции
- 48. Стандартизация и сертификация продукции и системы управления качеством
- 6.5.2.4. Стандартизация и сертификация продукции и системы управления качеством
- 6.5.2. Управление качеством
- 6.5.2.1. Современная концепция управления качеством, изменение роли качества
- 6.5.2.3. Международные стандарты семейства исо 9000: структура и назначение стандартов
- 6.5.2.5. Всеобщее управление качеством и управление
- 49. Гибкие производственные системы
- 6.6. Автоматизация производственных процессов
- 6.6.1. Сущность и основные элементы автоматизации.
- 6.7. Гибкие производственные системы и автоматизированные системы управления производством
- 50. Концепция "Планирование потребностей /ресурсов" и основанные на ней системы mrp и drp
- 51. Система "Канбан'
- 52. Система "Точно в срок"