logo search
госы 80901с

6.4.1. 3. Организация грузовых перевозок. Управление транспортным хозяйством

Под организацией транспортного обслуживания предприятия понимается система мероприятий, обеспечивающих эффективную и рациональную организацию транспорта, грузопотоков и труда транспортных рабочих и направленных на выявление и использование резервов в работе транспортного хозяйства и улучшение его качественных показателей. Для того чтобы обоснованно выбрать рациональный вид транспортных средств, который наиболее полно соответствует требованиям конкретного производства, прежде всего, необходимо изучить и определить грузооборот предприятия в целом, его отдельные грузовые потоки, а также ознакомиться с характером грузов и маршрутами их транспортирования.

Грузооборот (общий) представляет собой суммарное количество грузов, перемещаемых на предприятии за определенный период времени (сутки, месяц, квартал, год). Он подразделяется на внутренний и внешний.

Внутренний грузооборот включает перемещение грузов внутри территории предприятия.

Внешний грузооборот включает доставку материальных ценностей на предприятие и вывоз готовой продукции.

Расчет грузооборота оформляется в виде шахматной ведомости, в которой указываются как отправители, так и получатели грузов. Она составляется по цехам и предприятию в целом (см. табл. 6.3).

Таблица 6.3

Расчет внутреннего грузооборота на предприятии, тыс. т

Получатель

Отправитель

Склад материалов

Заготовительный цех

Механический цех

Сборочный цех

Склад готовых изделий

Всего отправлено

Склад материалов

-

400

100

50

-

550

Заготовительный цех

50

-

350

-

-

400

Механический цех

50

-

-

400

-

450

Сборочный цех

-

-

-

-

450

450

Склад готовых изделий

-

-

-

-

-

-

Итого получено

100

400

450

450

450

1850

Грузовой поток - это количество грузов, перемещаемых за определенный период времени между отдельными погрузочно-разгрузочными пунктами. Грузопотоки рассчитываются, как правило, по ходу технологического процесса. В основу их расчета принимают планы производственных цехов по выработке продукции за смену. Грузопотоки являются базой для выбора наиболее целесообразных транспортных средств и разработки комплексной технологии перемещения грузов на предприятии, которая должна учитывать неравномерность грузопотоков на основе маршрутизации перевозок сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции. Грузопотоки рекомендуется оформлять на генплане предприятия в соответствующем масштабе. Линии, характеризующие потоки различных грузов, наносятся разными цветами (знаками, штриховкой). На схеме грузопотоков также указываются расстояния между грузопунктами, для чего предварительно составляется соответствующая таблица (см. табл.6.3).

Анализ существующих грузопотоков может установить необходимость их корректировки, возможность (а в отдельных случаях и необходимость) перепланировки участков для сокращения грузопотоков, устранения лишних перевалок, использование непрерывных средств транспорта. При этом необходимо обратить внимание на расположение таких участков, как упаковочные, расфасовочные и складские.

По данным грузооборота и грузопотоков определяют потребность в транспортных средствах по их видам, численность транспортных рабочих, их производительность труда и фонд заработной платы, объем и себестоимость погрузочно-разгрузочных работ. Потребности в транспортных средствах для межцеховых перевозок необходимо определять по каждому грузопотоку (исходя из объема перевозок и производительности транспортных средств).

Число транспортных единиц прерывного действия (автомобилей, авто- и электрокаров и т. д.), необходимых для внешних и межцеховых перевозок, определяется путем отношения суточного грузооборота на суточную производительность транспортного средства по формуле:

где nпд — количество транспортных средств, ед.;

Qc— суточный грузооборот, т;

qтр.с — суточная производительность транспортного средства, т.

В свою очередь суточный грузооборот определяется по формуле:

где Qг — годовой грузооборот, т; Дг— число рабочих дней в году; kнр — коэффициент неравномерности перевозок (его принимают для грузов: поступающих на завод — kнр = 1,5- 3; для отправляемых с завода — kнр= 1,1-2,0; для внутризаводских перевозок - kнр = 1,5).

Для сокращения холостых пробегов и простоев оборудования необходимо разработать маршруты движения транспорта.

Перевозка грузов может производиться по разовым и постоянным маршрутам.

Разовые маршруты случайны как по направлениям, так и по количеству транспортируемого груза. Они вводятся для выполнения неповторяющихся отдельных заявок, как правило, в условиях единичного и мелкосерийного производства.

Постоянные маршруты проходят по заранее установленным направлениям и выбираются с учетом грузопотока и применяемых транспортных средств. Они характерны для выполнения систематически повторяющихся заявок в крупносерийном и массовом производстве.

На рис.6.5 показаны основные виды транспортных маршрутов.

Различают три системы маршрутных перевозок: маятниковую, веерную и кольцевую.

При маятниковой системе транспортное средство осуществляет перевозку грузов между двумя определенными пунктами. Маршрут может быть односторонним, когда транспортное средство в одну сторону движется с грузом, а в другую — без груза (порожняком), и двусторонним, когда грузы транспортируются в обоих направлениях..

При веерной системе перевозка грузов осуществляется из нескольких пунктов в один или из одного пункта в несколько других.

Кольцевая система перевозки используется при обслуживании ряда грузовых пунктов, связанных путем последовательной передачи грузов от одного пункта к другому. Кольцевые маршруты могут быть с равномерно нарастающим и уменьшающимся грузопотоком.

Разновидностью кольцевой системы перевозки грузов является система цикловых маршрутов. Применение системы цикловых маршрутов целесообразно на крупных предприятиях с большим числом цехов, расположенных на обширных территориях. Эта система представляет собой совокупность нескольких замкнутых кольцевых систем, связанных между собой специальным кольцевым маршрутом, на котором имеются площади для передачи грузов с одного кольца на другое без перевалки грузов.

Кольцевые маршруты имеют ряд преимуществ перед другими видами межцеховых перевозок. Их использование сокращает порожние пробеги, повышают производительность труда и сокращает потребность в транспортных средствах. Однако для их внедрения требуется большая подготовительная работа. Из всего многообразия перевозок в цехах особое внимание уделяется межоперационному перемещению объектов производства, которое должно осуществляться в точном соответствии с последовательностью и ритмом производственного процесса. Кроме того, при больших объемах транспортных работ и значительной территории предприятия маршруты движения рекомендуется разделить на территориальные зоны.

Транспортным хозяйством на крупных и средних предприятиях управляет транспортный отдел. Он планирует объемы перевозок и погрузочно-разгрузочных работ, руководит эксплуатацией подвижного состава, организует его ремонт и путей сообщения, учитывает объемы работ, анализирует результаты производственно-хозяйственной деятельности транспортного хозяйства. Структура и штаты транспортного отдела зависят от характера и объемов транспортных и погрузочно-разгрузочных работ и от особенностей предприятия. В его подчиненности находятся цехи, специализированные по видам транспортных средств (железнодорожный, автотранспорта, безрельсового транспорта и т. п.) и ремонтные цехи.

При небольших объемах перевозок на предприятии организуется только один транспортный цех. С целью совершенствования организации производства на небольших предприятиях целесообразно создавать единый транспортно-складской цех, в котором можно объединить рабочих транспортного хозяйства и на складах, а также грузчиков основных цехов.