logo search
Пожарная безопасность технологических процессов / Goryachev - PB tekhnologicheskikh processov 2007

§ 22.4. Программированное обучение

На предприятиях нефтеперерабатывающей, нефтехимической, химической, автомобильной, авиационной, лесной, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей и других отраслей промышленности для проведения инструктажа и обучения рабочих и ИТР правилам пожарной безопасности, приемам и методам безопасной работы по ликвидации аварий широко применяют программированное обучение.

Программированное обучение — комплекс вопросов, который предусматривает упорядочение структуры и содержания всего учебного материала, оптимизацию учебного плана, его изучения и усвоения, создание эффективной системы контроля усвоения учебного материала. Программированное обучение, особенно с применением обучающих и контрольно-обучающих машин, призвано повысить качество обучения при существенном сокращении затрат времени.

Активное участие в программированном обучении рабочих и служащих принимает начальствующий состав отрядов и частей пожарной охраны. Программы, используемые при программирован ном обучении, можно разделить на обучающие (информационные), контрольно-обучающие и контрольные (контролирующие).

Обучающая (информационная) программа характеризуется тем, что обучаемый получает дозу информации и для закрепления материала ему сразу же предлагаются контрольные вопросы по наиболее важным понятиям. Затем дается краткий исчерпывающий ответ на заданные вопросы. Эта программа предназначена для самостоятельного обучения рабочих и служащих.

В контрольно-обучающей программе после дозы информации обучаемому задается контрольный вопрос и дается серия альтернативных ответов, из которых один или несколько ответов правильные. Такая программа используется при самостоятельном обучении и самоконтроле знаний.

Контролирующая (контрольная) программа отличается от контрольно-обучающей тем, что в ней отсутствует информация, но есть вопросы для проверки знаний обучаемых.

Понятие «обучающая программа» не следует смешивать с понятием «учебная программа». При подготовке к составлению обучающих или контролирующих программ следует ознакомиться с учеб ной программой и при необходимости внести в нее коррективы исходя из особенностей пожарной опасности конкретного производства. Обучающие и контролирующие программы могут быть оформлены в виде программированного учебного пособия или кар точек, слайдов, диафильмов для использования в обучающих и контрольно-обучающих машинах.

Опыт показал, что наиболее серьезные трудности возникают при контроле знаний, который проводится индивидуально для каждого обучаемого и требует значительных затрат времени. Поэтому следует переходить на программированное обучение с применением контрольно-обучающих машин. Процесс разработки программ состоит из следующих этапов:

1) разработка (или изучение) существующей для отрасли учеб ной программы, изучение и анализ источников информации по вопросам пожарной безопасности (норм, правил, инструкций, указаний, материалов о пожарах, авариях и т. д.);

2) разработка контрольной программы и экзаменационных билетов, обсуждение их на совещании начальствующего состава подразделения пожарной охраны с участием представителей охраняемого объекта;

3) экспериментальная проверка составленных программ, внесение в них исправлений, обеспечивающих эффективное усвоение учебного материала.

Основными источниками информации о производстве и требованиях пожарной безопасности при составлении обучающих и контролирующих программ могут быть «Типовые привила пожарной безопасности для промышленных и сельскохозяйственных пред приятий»; отраслевые правила пожарной безопасности; правила пожарной безопасности при проведении сварочных и других огневых работ на объектах народного хозяйства; типовая инструкция по организации безопасного проведения огневых работ на взрывоопасных и пожароопасных объектах; технологический регламент производства; справочники по пожарной опасности веществ и материалов; приказы министерств, ведомств и предприятий по вопросам пожарной безопасности (в том числе по случаям аварий, взрывов и пожаров); общезаводские и цеховые инструкции по вопросам пожарной безопасности; информационные письма и обзоры ГУПО МВД СССР, республиканских и областных управлений (отделов) пожарной охраны; правила устройства электроустановок (ПУЭ); правила безопасности для взрывоопасных и взрывопожароопасных химических и нефтехимических производств (ПБВХП-74); ГОСТ 15548-70 «Цвета сигнальные и знаки безопасности для промышленных предприятий»; главы СНиПов; правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением; типовые правила технического содержания установок пожарной автоматики, а также научно-техническая литература по вопросам пожарной безопасности объектов и сельского хозяйства.

Выбор конкретных источников информации зависит от отрасли промышленности, категории обучаемых, целей, сроков и видов обучения. Набор источников информации, в свою очередь, влияет на выбор последовательности изложения разделов учебного материала, определение объема материала и формы его изложения, на выбор технических средств обучения.

Контролирующая программа — сборник тестов (вопросов с вариантами ответов). В конструкциях контрольно-обучающих машин применяются различные способы ввода ответов.

Выборочный ввод. На поставленный вопрос заранее заготовлен ряд ответов, из которых один является правильным, остальные неправильными. Каждый ответ имеет свой номер (код). Обучаемый должен найти этот правильный ответ и ввести его код в устройство для контроля знаний. Можно использовать также вопросы с несколькими правильными ответами или без правильных ответов.

Численный ввод. Задаваемые вопросы формулируются таким образом, чтобы ответы получились в виде числа, которое вводится в обучающую машину нажатием соответствующих клавиш либо поворотом тумблеров или лимбов. Ввод другого числа свидетельствует о неправильном ответе. Этот метод является разновидностью выборочного, но с большим числом вариантов ответов. Он удобен для проверки знаний, связанных с числовыми значениями (рас­стояниями, пределами воспламенения, температурами вспышки и самовоспламенения и т. д.).

Результирующий ввод. Результат ответа собирается из элементов, каждый из которых имеет свой код, и вводится в машину. Он в принципе является разновидностью численного метода, но дает возможность приблизить язык машины к языку текста.

Конструктивный ввод. Обучаемый конструирует ответ свободно, без какой-либо подсказки и ограничения в выборе формы информации: график, слова, рисунок, формула и т. д. Недостатком ме­тода является сложность полной механизации ввода и дешифровки ответов.

При программированном контроле знаний наиболее часто пользуются методами .выборочного и конструктивного ввода ответов.

Наиболее сложная часть работы в составлении программ с выборочным ответом — разработка неверных ответов. Не следует применять вопросы, требующие взаимоисключающих ответов «Да» и «Нет», один из которых будет обязательно абсурдным. Ни один из приводимых ответов не должен быть абсурдным, так как на фоне нелепых ответов правильный ответ является прямой подсказкой. Например, на вопрос, опасно ли мыть детали машин, механизмов керосином, уайт-спиритом и другими легковоспламеняющимися жидкостями, ответ «Не опасно» является абсурдным и служит подсказкой на ответ «Опасно».

Не рекомендуется начинать формулировку вопросов фразами «Опасно ли...», «Можно ли...», «Допускается ли...», «Разрешается; ли...», «Запрещается ли...» и т. п. Вопрос предыдущего примера целесообразно построить так: «Чем (какими из указанных жидкостей) следует мыть детали механизмов, машин?». Возможные ответы: бензином; керосином; содой; щелочью; смесью сода—эмуль гатор.

При составлении простых выборочных ответов только один из них должен быть правильным, остальные — неправильными. На пример, на вопрос, как предотвратить разлив горючих жидкостей по полу помещения, возможны ответы: 1) устройством бортиков, пандусов, лотков (правильный); 2) устройством аварийных сливов; 3) устройством вышибных панелей; 4) устройством дыхательных линий на аппаратах; 5) оборудованием огнепреградителями трубопроводов.

В качестве неверных ответов можно использовать неполные ответы. Принцип неполных ответов основывается на специфике ин формационного материала по вопросам пожарной безопасности, имеющего большое количество перечислений. Там, где учебный материал насыщен перечислениями по огневым работам, способам безопасной остановки аппаратов, последовательности приведения в действие первичных средств пожаротушения, приемов труда, которые могут вызвать пожар, взрыв или аварию и т. д., не сколько перечислений, взятые в разной последовательности, могут использоваться в качестве неверного (неполного) ответа. Правильный (полный) ответ формулируется из всех необходимых перечислений или при помощи обобщающих фраз: «все вместе взятое», «выполнить все перечисленные операции», «все перечислен­ное верно». Так, на вопрос, какие работы относятся к огневым: а) электросварка, газосварка; б) паяльные работы, бензокеросинорезка; в) отогрев труб паяльными лампами; г) разведение костров; д) механическая обработка металла с выделением искр, возможны ответы: 1) а, б, в; 2) а, б, г; 3) а, б, д (правильный ответ); 4) а, в, г; 5) в, г, д; 6) любые из указанных.

Чтобы исключить возможность угадывания правильных ответов, уместно употреблять иногда формулировку «любое из пере численных», «любое из указанных» применительно к неверному ответу.

Если какому-либо виду пожарной опасности присущ только один характерный признак, неверные ответы должны составляться так, чтобы в случае непроизвольного запоминания их обучаемыми это не представляло опасности при эксплуатации оборудования. Не верные ответы должны содержать сведения, похожие на признак, содержащийся в правильном ответе. Например, при ответе на вопрос, допускается ли хранение смазочных материалов в насосных станциях, возможны следующие ответы: 1) не допускается; 2) до пускается (не более суточной потребности) в специальной таре (правильный ответ); 3) допускается с разрешения главного инженера; 4) допускается (не более четырехчасовой потребности); 5) допускается (не более сменной потребности).

В правильном ответе на приведенный вопрос изложены самые жесткие требования. Если обучающийся запомнит неправильные ответы (1, 3, 4, 5), это опасности для помещений насосных представлять не будет. Во всех неправильных ответах содержится признак, содержащийся в правильном ответе.

Неверные ответы по числовым сведениям также следует составлять с учетом свойств Памяти. Непроизвольное запоминание этих ответов обучаемым не должно приводить к опасным последствиям при проведении ремонтных или огневых работ, контроле высоты запирающего слоя в гидрозатворах или предохранительных клапанах, сроков очистки огнепреградителей и т. д. Например, в неверных ответах на вопрос, какова должна быть высота запирающего слоя в гидрозатворе, следует указывать величины больше 25 см (правильный ответ), поскольку при меньшей высоте запирающий слой может пропускать пламя, то есть ответы могут быть: 25, 30, 35 см и т. д.

При составлении выборочных ответов по совокупности вопросов целесообразно неправильные ответы не давать или составлять их в минимальном количестве. Например, на вопрос, какие огнетушители можно применять для тушения: 1) электрооборудования, находящегося под напряжением; 2) электрооборудования, отключенного от электросети; 3) ЛВЖ и ГЖ в открытых емкостях; 4) металлоорганических катализаторов; 5) древесины, возможны ответы: а) любые (ответ на второй и пятый вопросы); б) порошковые (ответ на четвертый вопрос); в) углекислотные, порошковые (ответ на первый вопрос); г) порошковые, пенные (ответ на третий вопрос).

В данном примере неправильных ответов нет. Обучающийся на каждый вопрос должен выбрать правильный ответ и ввести его в машину. Выборочные ответы (по совокупности вопросов) можно многократко давать разным группам.

Когда в наборе ответов нет правильного ответа, это требуется установить и ввести в машину: «Правильного ответа нет».

Предлагаемое число ответов на вопрос в контролирующей про грамме должно быть оптимальным. Практика показывает, что вполне достаточно четырех—шести вариантов ответов. Применение программы с небольшим числом ответов на каждый вопрос вызвано опасением случайного угадывания верного ответа. Опыт показывает, что вероятность случайного угадывания при пяти вопросах в контрольной карточке составляет 40% для одного ответа, 26% — для двух, 9% — для трех, 1,5% — для четырех и 0,1% — для пяти

ответов.

Разрабатываемые вопросы могут быть использованы как в простейших устройствах и приспособлениях для контроля знаний, так

и в сложных электронных машинах.

При составлении экзаменационных билетов (контрольных про грамм) необходимо иметь в виду следующее.

Экзаменационные контрольные программы следует комплектовать из вопросов по всем основным темам учебной программы, то есть контрольные вопросы должны охватывать весь учебный материал. Число вопросов в каждой контрольной программе для одной и той же группы желательно делать одинаковыми. Практика показала, что иногда полезно увеличить количество вопросов до 15... 20. Увеличение количества вопросов повышает точность оценки знаний, но требует больше времени на подготовку билетов и прием экзаменов.

Количество контрольных программ для экзаменов должно быть достаточным, чтобы исключить переписывание и общение между обучаемыми. Так, во время проведения фронтального опроса в не больших группах (8... 10 обучаемых) при правильной организации работы по проведению экзамена и такой расстановке технических средств в классе, когда общение между обучаемыми становится невозможным, бывает достаточно составить 2...3 контрольные про граммы из 10...20 вопросов каждая.

С целью разнообразия контрольных программ (при их небольшом количестве) без увеличения числа новых вопросов целесообразно располагать вопросы в разной последовательности и на одни и те же вопросы (с выборочным вводом ответов) давать ответы в разной последовательности, причем номер ответа в каждом случае делать другим. Это затрудняет возможность нежелательного общения экзаменуемых.

Необходимо стремиться по возможности уравнивать степень сложности всех контрольных программ (билетов), составляя их так, чтобы в каждой было одинаковое число ответов в виде задач, рисунков, формул и т. п.