logo search
Пожарная безопасность технологических процессов / Goryachev - PB tekhnologicheskikh processov 2007

§ 22.3. Методика и технические средства обучения

Среди факторов, определяющих эффективность и качество обучения, важное значение имеют методика и технические средства. Наиболее целесообразной формой проведения вводного инструктажа является рассказ-беседа специалиста, иллюстрируемый плакатами, рисунками, фотографиями, слайдами, диафильмами или фрагментами из учебных кинофильмов и на магнитной ленте. Изложение материала должно быть четким, конкретным, с примерами реальных пожаров и загораний, наглядным показом приемов использования первичных средств пожаротушения и средств связи. В конце беседы могут быть заданы контрольные вопросы для проверки усвоения материала. При этом возможно применение простейших контролирующих приборов и машин. Опыт показал, что лекционный метод инструктажа с использованием длинных магнитных записей и кинофильмов не способствует эффективному усвоению материала.

Кабинет вводного противопожарного инструктажа оборудуют плакатами (стендами) в соответствии с учебной программой: пожароопасные свойства обращающихся в производстве веществ; система защиты аппаратов и резервуаров; правила хранения горючих веществ на складах и на рабочем месте; правила хранения спецодежды; правила производства огнеопасных работ и т. п. В кабинете должны быть образцы искробезопасного инструмента, взрывозащищенного переносного электрооборудования, пеногенераторов и огнетушителей, аппаратов телефонной связи, извещателей и т. п. Желательно иметь магнитофоны с записью отдельных фрагментов вводной беседы, диапроекторы, простейшие программно-контролирующие приборы, например типа «Огонек».

При первичном инструктаже на рабочем месте «наглядным пособием» является сама реальная производственная обстановка. Если процесс обучения на конечной стадии ведут групповым методом, занятия проводят в кабинете технического обучения. В этом случае используют все имеющиеся в кабинете наглядные пособия и технические средства. Первичный инструктаж можно проводить методом рассказа-беседы (с практической отработкой действий). Итоговый зачет принимает цеховая комиссия, в состав которой входят инженер по технике безопасности труда и работник пожар ной охраны. На зачетах целесообразно применять машины-экзаменаторы.

Пожарно-технический минимум с рабочими разных специальностей проводят обычно в виде лекций-бесед (с практической отработкой изучаемого материала). Для занятий с группой наиболее благоприятные условия могут быть созданы в специализированной аудитории, оборудованной техническими средствами обучения и наглядными пособиями: плакатами (стендами), действующими моделями, отражающими пожарную обстановку на данном производстве.

Большую помощь в обучении оказывают тренажеры. Должны быть представлены образцы первичных средств пожаротушения, средств связи и пожарной сигнализации. Аудитория должна быть оборудована аппаратурой для прослушивания магнитных записей, а также кинопроекционной аппаратурой.