logo search
BOTNYeR_POSIBNIK

Побеждает талант2

Газета «Индустриальное Запорожье» 29 мая 1993 г.

Гении – явление уникальное. Тем более на ограниченном географическом пространстве.

Да и герой этих заметок на гения не претендует. Рассмеялся бы, услышав об этом. Но его знают запорожцы. Знают, не зная имени, по его произведениям.

Называю его – скульптор монумента воинам Разумовской переправы 43-го года Борис Израильевич Рапопорт. Скульптуру знаете, а автора нет? Ничего удивительного.

... Я не виделся с ним 18 лет. Теперь удивился его моложавости, какой-то внешней и внутренней мускульной силе. А сила, особенно духовная, ему нужна. Ибо он художник милостью Божией.

А тогда Борис Рапопорт запомнился мне не только своей знаменитой киношной фамилией (вспомните известного кинооператора Рапопорта, снимавшего едва ли не все фильмы Сергея Герасимова), не только своими выразительными руками, но и ... какой-то непонятной растерянностью. Она сквозила в глазах, движениях, голосе. Так бывает, когда интеллигент ударится о пошлость. Хамство шокирует.

... Объявили конкурс на названный выше памятник. Лучшие силы включились в него. Среди них – Рапопорт. Борис спокойно вынашивал в себе этого ребенка. А трудность заключалась в том, чтобы не повредить «плод» – уже установленную на берегу Днепра стелу. Добавить, обогатить ее содержанием. Один проект за другим. Но все жюри покорила фигура солдата, в порыве рвущегося туда, на правый беpeг Днепра. Между прочилм, эта скульптура «вязалась» чисто технически с существующей уже стелой...

Однако.

«Однако» состоялось в том, что гонка к круглым датам в незапамятные времена могла испортить самое лучшее начинание. Да еще бюрократическая буква. Такого уровня монумент должен быть одобрен и зарегистрирован Президиумом Верховного Совета УССР. Не ниже. Но сколько времени пройдет, пока синклид соберется? Поэтому руководители города, а тогда это были первый секретарь горкома партии (известно – какой партии) и председатель горисполкома – принимают мудрое решение: строить «втихаря». Оно бы хорошо! Но без оплаты.

- Не важно! Изыщем! – сказали первый и председатель, и изыскали.

Скромный, в себя и в работу свою погруженный, далекий от партийных и государственных интриг Художник лепил. Но скульптура вещь такая привередливая, что имеет свойство смотреться, когда она большая. Да и то – на расстоянии. Макет, эскиз, как хотите, называйте, автор соорудил своим умом, фантазией своей. Потому он и автор.

И все вокруг: кто помогал приводить эскиз в натуру, искал рабочих, привозил глину, давал нужные или, чаще, лишние советы – вдруг ринулись в число соавторов. Тогда же, 18 лет назад, и возникла тяжба судебная: кто автор монумента. Творчество ушло на задний план. Предприимчивость, хватка, достойная сегодняшнего брокера, превалировали. И суд, повинуясь «телефонному праву», вынес вердикт: авторов (не автора) поставить в алфавитном порядке.

Автор же, Борис Рапопорт, разводил руками: «Как же это так? Что происходит?»

Времена те ушли в прошлое. Теперь я вижу книгу «В бронзе и в камне воспетые», изданную в Москве в 1989 году. Все скульптуры и памятники, попавшие на почтовые марки (честь!), сведены в этот каталог-справочник, начиная от Фальконе... Так вот, к чести Запорожья и Б.Рапопорта в частности, не «Медный всадник» красуется на обложке, а наш солдат Разумовского штурма. И скромно подпись – «Автор скульптор Б.И.Рапопорт».

Истина восторжествовала. И победа эта должна была вдохновить мастера на нове работы. Из-под рук Рапопорта выходит новая скульптура «Защитившим мир». Широкие ладони закрывают от внешних невзгод играющих детей Установлен этот символ у проходной завода «Днепроспецсталь», заказчика этого монумента, еще в 1974 году. Ho вот подпись так и не сделана. Тянут чего-то заводчане... Рапопорт едет в Москву к Евтушенко за советом, за стихотворной строкой. Известный поэт как раз поставил фильм «Детский сад» и советует скульптору взять рефрен из своей киноработы:

«Не забудь детей своих, страна!

Детским садом им была война».

Но Борис не внял совету мэтра советской поэзии и придумывает не строку, а слово, да и то расположенное по вертикали – «Сохрани» (старославянским шрифтом).

Среди заметных работ скульптора – «Бессмертие» (Журавль в селе Преображенка близ Орехова), монумент павшим воинам в Каменке Днепровской...

Были и скульптурные немонументальные портреты: генерала милиции С.М.Казакова, капитана милиции М.Д.Караулова. механизатора А.А.Пиуна и доярки Р.И.Басаревой. Кстати, о двух последних работах. Когда они экспонировались в Киеве на выставке, народный художиик, лауреат многих премий Татьяна Яблонская сказала так: «От этих портретов пахнет хлебом и молоком».

Борис Израилевич Рапопорт очень щепетилен по натуре. Больше всего боится кого-то обидеть, поставить в неловкое положение. Вот почему, раскрывая следующий эпизод, предупреждаю, что высажу исключительно свое, может быть, некомпетентное мнение. Речь о проекте памятника в балке близ улицы Очаковской. Там, в бышем совхозе имени Сталина, в годы оккупации было расстреляно 29 тысяч евреев, полторы тысячи жителей Запорожья других национальностей и свыше 5 тысяч военнопленных. То есть, своего рода запорожский Бабий Яр. Несколько лет назад был объявлен конкурс на создание монумента погибшим. Победил не Рапопорт. Первенствовал проект, с которым я не согласен. Представьте, – предлагает автор, – что на этом месте будет огромный ров, с его стен свисают, как бы падая, фигуры расстрелянных, а на дне рва 36 тысяч камней – по числу погребенных. Не знаю, кто будет считать эти камни, но уверен (к сожалению!), что при нашей «культуре» в ров посыпятся мусор, ветки, прочее, далеко не монументальное.

Идея Рапопорта – 15-метровая колонна с разорванным пулей сердцем с вечным огнем и метрономом – значительно, на мой взгляд, интереснее. Но Борис Израилевич считает неэтичным оспаривать решение жюри и «пробивать» свой проект. Скромность украшает. Но украсит ли наш город памятник, сооруженный по победившему проекту?

Еще одна работа скульптора, эскиз которой он закончил, это – памятник погибшим в годы войны воспитанникам детдома в селе Орлово Мелитопольского района. Да и основа памятника – восклицательный знак, выполненный в титане, уже поставлена на свое место, А вверху – горельеф детских лиц. Еще выше – разорванная полость. В ней, по замыслу автора, будет настоящий школьный звонок. И еще, увлеченно рассказывал мне Борис Израилевич, нашел он подходящие строки у румынской поэтессы Марии Бануш в ее «Колыбельной детям войны»:

«А стрельбе все нет конца.

Детский крик

стучит в сердца...»

Здорово! Символично! И, к сожалению, до сих пор актуально!...

На то он и Художник, чтобы никогда не быть равнодушным. Творчеством, силами и духом своим – нести людям святое. И пусть невзгоды, споры, мелкие козни будут забыты. Останутся творения.

Юрий Ботнер

Запитання для аналізу:

1. Чи бачив на власні очі той монумент «Переправа», що його створив скульптор Рапопорт?

2.Чи зустрічались читачеві аналогічні приклади присвоєння авторства?

3.Здійсніть екскурсію до вказаного монумента, спробуйте описати свої враження.

4.Візміть інтерв’ю у відвідувачів подібних історичних місць.