logo search
госы 80901с

6.5.2.4. Стандартизация и сертификация продукции и системы управления качеством

Сертификация в общем случае служит гарантией определенного уровня качества, в которой заинтересованы обе стороны — производитель и покупатель.

Производителю сертификация обеспечивает создание условий для деятельности на отечественном рынке и участия в международной торговле. Сертификат высокого качества выпускаемой продукции способствует укреплению позиции предприятия на рынке. Потребителя сертификация защищает от недобросовестного производителя, содействуя одновременно ему в компетентном выборе продукции. Кроме того, сертификация обеспечивает контроль безопасности продукции и подтверждение заявленных показателей качества, что также способствует укреплению доверия к производителю, хотя и требует от него дополнительных затрат.

Порядок сертификации продукции предусматривает подачу заявки на сертификацию, принятие органом сертификации решения по заявке и выбор схемы сертификации; отбор образцов и их испытания, оценку производства и/или системы качества (если это предусмотрено схемой сертификации), анализ полученных результатов, принятие решения о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата; выдачу сертификата или лицензии на применение знака соответствия, осуществление инспекционного контроля сертифицированной продукции и корректирующие мероприятия при нарушениях. Основой проведения сертификации служит проведение сертификационных испытаний. Конкретную схему проведения сертификации продукции определяет орган сертификации в соответствии с нормативной документацией. В соответствии с действующим отечественным законодательством сертификация может быть добровольной и обязательной. Обязательной является проверка соответствия продукции требованиям обеспечения безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей среды, а также по совместимости и взаимозаменяемости. Без сертификата соответствия обязательным требованиям продукция не может быть реализована на рынке. Номенклатура товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации, утверждается Правительством и периодически обновляется. Большинство этих товаров относится к продуктам питания.

Сертификация системы качества предприятия проводится на соответствие выбранному стандарту (ИСО 9001, 9002, 9003), определяющему соответствующую модель этой системы. Соответствие сертифицируемой системы качества конкретной модели позволит предприятию поддерживать ожидаемый потребителем уровень качества (в соответствии с выбранной моделью) при оптимальных затратах. Оценка системы проводится по трем направлениям:

♦ оценивается эффективность процессов и системы качества в целом для достижения желаемых результатов.

Подтверждение (доказательство) соответствия системы качества требованиям стандартов с учетом принятой модели обеспечения качества и ее эффективности является обязанностью производителя. Для оценки и доказательства соответствия системы качества выбранной модели используются следующие методы: предоставление поставщиком декларации о соответствии, предоставление документированного (документального) доказательства, предоставление утверждений или регистрации потребителями, аудит потребителя (второго лица), аудит третьего лица (внешнего эксперта), предоставление сертификатов третьего компетентного лица. Любой из приведенных методов может быть использован как при контрактных ситуациях между первыми (поставщик/подрядчик) и вторыми (потребитель/покупатель) лицами, так и при утверждении или регистрации вторыми лицами.

Исходным и обязательным условием для проведения сертификации системы качества предприятия является документация системы, которая по форме (оформлению) и полноте содержания должна в полной мере отражать требования стандартов И СО 9001, 9002 и 9003 с учетом выбранной модели обеспечения качества.

Документирование и описание системы выполняется по четырем уровням: руководство по качеству; общие функции и процедуры, выполняемые подразделениями и ответственными исполнителями; рабочие инструкции и инструкции по эксплуатации применяемого оборудования; статистический контроль процесса, формы и содержания рабочих рапортов.

Руководство по качеству (первый уровень) представляет собой общее описание системы и применяемых методов планирования, управления, обеспечения и улучшения качества. Оно является по своей сути справочным материалом в процессе внедрения системы качества на предприятии, поддержания ее в рабочем состоянии и совершенствования. Порядок построения руководств не носит обязательного характера и определяется с учетом потребностей пользователя. В то же время в стандарт ИСО 10013 включено рекомендуемое содержание этого документа. В силу этого необходимо учитывать, что система качества создается и внедряется на предприятии как средство для проведения определенной политики и достижения целей в области качества. При этом политика в области качества должна быть документально оформлена в виде самостоятельного документа или зафиксирована в других документах системы качества (общее руководство по качеству, основной стандарт предприятия по системе, программа качества и т.п.).

Общие функции и процедуры для каждого подразделения с распределением функциональных обязанностей в нем представлены на втором уровне описания системы. На этом уровне приводятся необходимые ссылки на рабочие (операционные) инструкции, отражающие конкретную работу, и объясняется, как могут быть сделаны конкретные вещи, а также указываются внутренние и/или внешние поставщики и заказчики каждого подразделения.

Описания рабочих инструкций и инструкций по эксплуатации оборудования представляют третий уровень документации системы качества. Они содержат последовательное описание, как может быть выполнена конкретная простая операция производства, сборки и установки оборудования, поддержания его в рабочем состоянии и т.д., а также как может обеспечиваться контроль качества, какие средства при этом могут быть использованы и другие конкретные и необходимые операции (инструкции).

Статистический контроль процесса, формы и содержания рабочих рапортов, составляющий четвертый уровень описания системы качества, представляет собой документ в виде формы статистического контроля этого процесса и различных отчетов в области качества. Эти формы и необходимые инструктивные документы по сбору информации, ее заполнению в формы, использованию, а также рекомендации по использованию средств контроля качества, внесению изменений служат основной формой контроля оперативных действий в рамках системы качества.

Сертификация системы качества предприятия на соответствие ИСО 9000 не означает сертификации самого продукта, выпускаемого этим предприятием. Такая сертификация отражает только факт, что поставщик способен производить продукт с тем качеством, которое он обещает потребителю.

В то же время сертификация системы качества минимизирует, но не исключает риск потребителя в получении некачественной продукции при изготовлении определенной партии или конкретного экземпляра продукции. Сертификация предприятия (продукции и системы качества) на соответствие семейству стандартов ИСО 9000 укрепляет доверие потребителя к процессу производства и сервиса конкретного производителя, создает уверенность в том, что он получит продукт того качества, которое ему обещали. Кроме того, работа производителя в соответствии со стандартами семейства ИСО 9000 способствует снижению его затрат, улучшению качества и сокращению сроков поставки продукции покупателю, что приносит определенную выгоду производителю и покупателю.

Система менеджмента качества.

Конкретный механизм управления качеством продукции на предприятиях реализуется в форме так называемых функций управления, важнейшие из которых: -политика в области качества; -планирование качества; -организация работ по качеству; -обучение и мотивация персонала; -контроль качества; -информация о качестве; -разработка мероприятий; -принятие решений руководством предприятия в области качества; –реализация мероприятий по обеспечению качества; -взаимодействие с внешней средой по вопросам качества. Через реализацию функций управления в системе управления качеством продукции устанавливается связь между техническими, социальными, организационными и правовыми мероприятиями на всех стадиях создания и использования продукции.

Управление кач-вом (УК) продукции представл процесс, осуществл поэтапно, в т.ч.:

-разработка плана повышен кач-ва, включ разработку нов требований к кач-ву продукц и мероприятия, обеспечив создание нов продукции с желаемыми свойствами; -оценка соответствия свойств изготовл продукции требованиям, котор были предусмотрены в плане; -принятие необход мер воздействия на процесс создания ценности (качества) продукции в тех случаях, когда не удалось обеспечить соответствие; -изучение условий эксплуатации с целью определен направлений дальнейш повышения качества продукции.

В мировой практике выд 4 уровня деятельн, направлен на достижение гарантированного кач-ва продукции: -УК (quality control) как деятельн оперативного характера для выполн установленных требований по качеству. -Обеспечен кач-ва (quality assurance) как деятельн, направлен на достижен уверенности в том, что требования по кач-ву будут выполнены как внутри предпр, так и вне его – у потребителя, в т.ч. в процессе всех видов деятельн, соответствующ модели «петля качества». -Общее руководство кач-вом (quality management) включ деятельн по УК и его обеспечением, а также предусматрив разработку и реализацию политики предпр в области кач-ва. -Всеобщее УК (total quality management) подразумев долговременную стратегию общего руководства и управления предпр, направлен на обеспечен кач-ва и эффективн деят предпр с участием в этом процессе всех заинтересованных лиц.

Система качества включ: -Планиров кач-ва предусматрив опред целей и требован к кач-ву; -Управление кач-вом предусматрив контроль кач-ва, выявлен отклонений и разраб меропр по их устранению; -Обеспечение кач-ва –своевремен предупрежден возникновен возможн отклонен и дефектов; -Улучшение кач-ва предусматр постоян и непрерывн улучшен кач-ва прод и всей деят предпр.

В сист УК сущ 3 основн вида политики: 1)цель фирмы - достижение самого высокого ур-ня кач-ва продукции в мире. 2) увеличить выпуск продукции соотв. мировому ур-ню. 3)непрерывное движение фирмы в направлении повышен кач-ва своей продукции и получен за счёт этого допол. прибыли, улучш-е эк. состояния своей фирмы. В зависимости от политики фирмы в обл кач-ва и разрабатыв система УК продукции как ср-во реализации этой пол-ки.