logo
Лекции 1 по деталям приборов

18.1.2 Штифтовые соединения

Штифтом называют цилиндрический или конический стержень, плотно вставляемый в отверстие двух соединяемых деталей. Применяют штифты для точного взаимного фиксирования деталей и для соединения деталей, передающих небольшие нагрузки. В зависимости от назначения штифты делят на установочные и крепежные.

П о ф о р м е различают цилиндрические и конические штифты. По конструкции рабочей части штифты выполняют гладкими и просечными, т.е. с насеченными или выдавленными канавками, что не требует развертывания отверстия и создает надежное соединение, предохраняющее штифт от выпадения в процессе работы.

На рис. 18.3 приведены основные типы штифтов: цилиндрический (а), конический (б), конический разводной (в), цилиндрические, насеченные с конца и посередине (г), и трубчатый пружинный (д).

Цилиндрические штифты удерживаются в отверстиях за счет натяга или силы трения. Для предупреждения выпадения цилиндрические штифты должны изготавливаться с большой точностью и высокой чистотой поверхности.

Отверстия под крепежные штифты в соединяемых деталях сверлят и развертывают совместно, для чего детали временно скрепляют.

Рис. 18.3

При многократной разборке и сборке нарушается характер посадки и соответственно точность соединения. От выпадения цилиндрический штифт предохраняют путем кернения его концов, развальцовкой краев или специальными пружинящими предохранительными стандартными кольцами, изготавливаемыми из проволоки (рис. 18.4).

Рис. 18.4

Для удешевления соединения применяют насеченные и пружинные трубчатые штифты. Насеченные штифты не требуют точной обработки отверстий и отличаются повышенной прочностью сцепления с материалом детали, но менее точно фиксируют детали. Пружинные трубчатые разрезные штифты обеспечивают прочное соединение деталей, допускают повторные сборки и не требуют высокой точности обработки отверстий. Диаметр отверстия для такого штифта принимают на 15...20 % меньше наружного диаметра штифта.

Штифты изготавливают из сталей 45, А12, У8. При особых условиях работы соединения их могут изготавливать из других материалов.

Главные недостатки штифтовых соединений — значительное ослабление сечения вала отверстием под штифт и необходимость точной обработки этого отверстия во избежание изгиба штифта или его выпадения. Поэтому диаметр штифта d для вала диаметром dB задают из соотношения d ≤(0,2...0,25) dB, а при необходимости проверяют на сдвиг (срез).