logo
Лекции 1 по деталям приборов

13.2 Расчеты валов и осей

Целью расчета на прочность является определение диаметра вала или оси в наиболее нагруженном сечении. При расчете необходимо учитывать выточки, отверстия под штифты, шпоночные пазы, резьбы, которые снижают прочность.

Исходя из условия работы оси только на изгиб, ее диаметр

где МИ — изгибающий момент, Н м; σadm —допускаемое напряжение материала оси на изгиб, МПа.

Значение d округляют до ближайшего большего стандартного значения из нормального ряда линейных размеров.

Различают предварительный и проверочный расчеты валов. В начальной стадии проектирования размеры вала по длине еще не известны, поэтому диаметр вала приближенно определяют из расчета только на кручение при пониженных допускаемых напряжениях материала:

где Т— крутящий момент, Нм; τadm — допускаемое напряжение при кручении,МПа.

Диаметр вала округляют до ближайшего большего стандартного значения из нормального ряда линейных размеров, а диаметры различных ступеней вала назначают из условий сборки, фиксации. Иногда диаметр вала при предварительном расчете берется на основании практики проектирования.

Например, в кинематических передачах диаметр вала связывают с диаметром внутреннего кольца используемого подшипника качения или диаметр ведущего вала редуктора принимают равным 0,8... 1,2 диаметра вала электродвигателя привода.

Проверочные расчеты валов проводят при необходимости на статическую и усталостную прочность, жесткость и антирезонансные свойства. Расчеты выполняются только после окончательного назначения диаметральных и осевых размеров всех элементов вала с учетом внешних сил и моментов, действующих на вал, включая реакции опор. Нагрузки, распределенные по длине подшипника или ступицы, рассматриваются как сосредоточенные.

Усилия, возникающие в зубчатом или червячном зацеплении, представляют в виде радиальной, окружной и осевой составляющих, величины которых зависят от геометрии зацепления и от крутящего момента на валу.

Проверочный расчет вала на статическую прочность — это расчет на изгиб и кручение. Он сводится к расчету на изгиб по приведенному моменту

где Миz , Mиу — изгибающий момент соответственно в горизонтальной и вертикальной плоскостях, Нм. Учитывая условия прочности σ = Mred W≤ σadm , где W =0,1d3 — момент сопротивления поперечного сечения вала диаметром d относительно нейтральной оси, определим диаметр вала:

где nadm—допускаемый коэффициент запаса прочности, обычно равный 1,5...2,0.

Условия усталостной прочности по нормальным и касательным напряжениям будут соответственно равны:

где σ-1, τ-1 — пределы выносливости материала вала соответственно при действии нормальных и касательных напряжений. Их можно определить через предел прочности при растяжении σut :

При необходимости, когда упругие деформации валов и осей влияют на работу связанных с ними деталей, например зубчатых колес, фрикционных катков, подшипников, валы и оси рассчитывают на жесткость. По условию жесткости максимальная деформация не должна превышать допускаемого значения. Различают жесткость валов при изгибе и при кручении. Жесткость при изгибе оценивают прогибом у вала и углом поворота σ сечения вала, которые определяют по формулам сопротивления материалов для конкретной конструкции и схемы нагружения вала. При этом

где γadm, σadm — допускаемые значения прогиба и угла поворота сечения вала; l — расстояние между опорами.

Допускаемый угол поворота сечения вала определяется типом опоры:

σadm = 0,001 рад — при подшипниках скольжения;

σadm = 0,01 рад — при однорядных радиальных шарикоподшипниках;

σadm = 0,05 рад — при двухрядных сферических радиальных шари-

коподшипниках.

Жесткость при кручении оценивается углом закручивания ϕ0 на единицу длины вала:

где dmin — минимальное значение диаметра вала по его длине; G—модуль упругости материала вала при сдвиге (для стали G = 8 10 МПа); φ0adm — допускаемое значение угла закручивания: φ0adm =(1,5...9) 10-3рад/м.

Расчет на антирезонансные свойства предполагает определение резонансной (критической) частоты вращения вала, которая не должна совпадать с рабочей частотой пр. Он выполняется для валов с высокими скоростями вращения (п > 20 000 об/мин). Длительная работа вала в резонансной области даже при небольшой неуравновешенности может привести к разрушению вала и опор. Если вал под тяжестью деталей, закрепленных на нем, имеет статический прогиб γ, то критическая частота вращения

Желательно, чтобы рабочая частота вращения вала лежала вне диапазона частот резонансной полосы (0,7...1,5) пкр . В диапазонах частот np <0,7nкр (квазистатический режим) и пp ≥ 1,5 пкр (квазиамортизационный режим) прогиб вала не превышает значения статического прогиба γ.

14 Опоры осей и валов 

14.1 Требования, предъявляемые к опорам

Опорами называют устройства, поддерживающие вращающиеся валы и оси в требуемом положении. Они воспринимают и передают нагрузки от подвижных звеньев на корпус или плату. Точность и надежность механизма во многом определяются конструкцией опор.

В зависимости от направления нагрузок опоры делят: на радиальные подшипники, воспринимающие радиальные нагрузки; подпятники (упорные подшипники), воспринимающие осевые нагрузки; радиально-упорные подшипники, воспринимающие одновременно радиальные и осевые нагрузки.

В зависимости от вида трения между соприкасающимися поверхностями валов и опор различают опоры с трением скольжения, опоры с трением качения и специальные опоры (электромагнитные, опоры с трением упругости и др.).

Устройства, обеспечивающие с заданной точностью поступательное перемещение подвижного звена называют направляющими. Различают направляющие с трением скольжения, с трением качения и с упругими элементами.

Основные требования, предъявляемые к опорам и направляющим механизмов, — малые потери на трение, большая точность направления движения, износостойкость, малые габариты, простота сборки, надежность при различных условиях работы, низкая стоимость.