13.2 Расчеты валов и осей
Целью расчета на прочность является определение диаметра вала или оси в наиболее нагруженном сечении. При расчете необходимо учитывать выточки, отверстия под штифты, шпоночные пазы, резьбы, которые снижают прочность.
Исходя из условия работы оси только на изгиб, ее диаметр
где МИ — изгибающий момент, Н м; σadm —допускаемое напряжение материала оси на изгиб, МПа.
Значение d округляют до ближайшего большего стандартного значения из нормального ряда линейных размеров.
Различают предварительный и проверочный расчеты валов. В начальной стадии проектирования размеры вала по длине еще не известны, поэтому диаметр вала приближенно определяют из расчета только на кручение при пониженных допускаемых напряжениях материала:
где Т— крутящий момент, Нм; τadm — допускаемое напряжение при кручении,МПа.
Диаметр вала округляют до ближайшего большего стандартного значения из нормального ряда линейных размеров, а диаметры различных ступеней вала назначают из условий сборки, фиксации. Иногда диаметр вала при предварительном расчете берется на основании практики проектирования.
Например, в кинематических передачах диаметр вала связывают с диаметром внутреннего кольца используемого подшипника качения или диаметр ведущего вала редуктора принимают равным 0,8... 1,2 диаметра вала электродвигателя привода.
Проверочные расчеты валов проводят при необходимости на статическую и усталостную прочность, жесткость и антирезонансные свойства. Расчеты выполняются только после окончательного назначения диаметральных и осевых размеров всех элементов вала с учетом внешних сил и моментов, действующих на вал, включая реакции опор. Нагрузки, распределенные по длине подшипника или ступицы, рассматриваются как сосредоточенные.
Усилия, возникающие в зубчатом или червячном зацеплении, представляют в виде радиальной, окружной и осевой составляющих, величины которых зависят от геометрии зацепления и от крутящего момента на валу.
Проверочный расчет вала на статическую прочность — это расчет на изгиб и кручение. Он сводится к расчету на изгиб по приведенному моменту
где Миz , Mиу — изгибающий момент соответственно в горизонтальной и вертикальной плоскостях, Нм. Учитывая условия прочности σ = Mred W≤ σadm , где W =0,1d3 — момент сопротивления поперечного сечения вала диаметром d относительно нейтральной оси, определим диаметр вала:
где nadm—допускаемый коэффициент запаса прочности, обычно равный 1,5...2,0.
Условия усталостной прочности по нормальным и касательным напряжениям будут соответственно равны:
где σ-1, τ-1 — пределы выносливости материала вала соответственно при действии нормальных и касательных напряжений. Их можно определить через предел прочности при растяжении σut :
При необходимости, когда упругие деформации валов и осей влияют на работу связанных с ними деталей, например зубчатых колес, фрикционных катков, подшипников, валы и оси рассчитывают на жесткость. По условию жесткости максимальная деформация не должна превышать допускаемого значения. Различают жесткость валов при изгибе и при кручении. Жесткость при изгибе оценивают прогибом у вала и углом поворота σ сечения вала, которые определяют по формулам сопротивления материалов для конкретной конструкции и схемы нагружения вала. При этом
где γadm, σadm — допускаемые значения прогиба и угла поворота сечения вала; l — расстояние между опорами.
Допускаемый угол поворота сечения вала определяется типом опоры:
σadm = 0,001 рад — при подшипниках скольжения;
σadm = 0,01 рад — при однорядных радиальных шарикоподшипниках;
σadm = 0,05 рад — при двухрядных сферических радиальных шари-
коподшипниках.
Жесткость при кручении оценивается углом закручивания ϕ0 на единицу длины вала:
где dmin — минимальное значение диаметра вала по его длине; G—модуль упругости материала вала при сдвиге (для стали G = 8 10 МПа); φ0adm — допускаемое значение угла закручивания: φ0adm =(1,5...9) 10-3рад/м.
Расчет на антирезонансные свойства предполагает определение резонансной (критической) частоты вращения вала, которая не должна совпадать с рабочей частотой пр. Он выполняется для валов с высокими скоростями вращения (п > 20 000 об/мин). Длительная работа вала в резонансной области даже при небольшой неуравновешенности может привести к разрушению вала и опор. Если вал под тяжестью деталей, закрепленных на нем, имеет статический прогиб γ, то критическая частота вращения
Желательно, чтобы рабочая частота вращения вала лежала вне диапазона частот резонансной полосы (0,7...1,5) пкр . В диапазонах частот np <0,7nкр (квазистатический режим) и пp ≥ 1,5 пкр (квазиамортизационный режим) прогиб вала не превышает значения статического прогиба γ.
14 Опоры осей и валов
14.1 Требования, предъявляемые к опорам
Опорами называют устройства, поддерживающие вращающиеся валы и оси в требуемом положении. Они воспринимают и передают нагрузки от подвижных звеньев на корпус или плату. Точность и надежность механизма во многом определяются конструкцией опор.
В зависимости от направления нагрузок опоры делят: на радиальные подшипники, воспринимающие радиальные нагрузки; подпятники (упорные подшипники), воспринимающие осевые нагрузки; радиально-упорные подшипники, воспринимающие одновременно радиальные и осевые нагрузки.
В зависимости от вида трения между соприкасающимися поверхностями валов и опор различают опоры с трением скольжения, опоры с трением качения и специальные опоры (электромагнитные, опоры с трением упругости и др.).
Устройства, обеспечивающие с заданной точностью поступательное перемещение подвижного звена называют направляющими. Различают направляющие с трением скольжения, с трением качения и с упругими элементами.
Основные требования, предъявляемые к опорам и направляющим механизмов, — малые потери на трение, большая точность направления движения, износостойкость, малые габариты, простота сборки, надежность при различных условиях работы, низкая стоимость.
- 10.2 Стандартизация и унификация
- 10.3 Прочность и жесткость
- 10.4 Точность взаимного положения деталей
- 10.5 Другие методы и принципы конструирования
- 9.2 Трение и изнашивание
- 1.2.2 Стали
- 11. 3.2 Алюминий и его сплавы
- 11.3.3 Сплавы титана и магния, баббиты
- 11.4 Пластмассы
- 11. 5 Смазочные материалы
- 12.2.3 Расчет фрикционных передач
- 12.3 Ременные передачи
- 12.3.1 Кинематика, геометрия и силы в ременных передачах
- 12.3.2 Порядок расчета
- 12.4 Зубчатые механизмы. Прямозубые цилиндрические передачи
- 12.4.1 Параметры цилиндрических прямозубых колес
- 12.4.2 Конструкции и материалы зубчатых колес
- 12.4.3 Виды повреждений зубьев
- 12.4.4 Расчетная нагрузка, действующая в зацеплении прямозубой цилиндрической передачи
- 12.4.5 Проверочный и проектировочный расчет прямозубой цилиндрической передачи на сопротивление усталости при изгибе
- 12.5 Особенности цилиндрических косозубых передач
- 12.5.1 Силы, действующие в зацеплении косозубой цилиндрической передачи
- 12.5.2 Расчет косозубой цилиндрической передачи на прочность
- 12.6 Конические зубчатые передачи
- 12.6.1 Силы, действующие в зацеплении конической передачи
- 12.6.2 Расчет конической передачи на прочность
- 12.7 Передачи с круговинтовым зацеплением Новикова
- 12.8.2 Волновые зубчатые передачи
- 12.9 Червячные передачи
- 12.10 Механизмы винт-гайка
- 12.11 Цепные передачи
- 12.11.1 Конструкции приводных цепей
- 12.12 Рычажные передачи
- 13.2 Расчеты валов и осей
- 14.2 Подшипники скольжения
- 14.3 Подшипники качения
- 15.2 Постоянные муфты
- 15.3 Управляемые муфты
- 15.4 Самоуправляемые муфты
- 16 Корпуса
- 17.2 Винтовые пружины
- 17.3 Плоские пружины
- 17.4 Мембраны, сильфоны и трубчатые пружины
- 17.5 Амортизаторы
- 18.1.1 Резьбовые соединения
- 18.1.2 Штифтовые соединения
- 18.1.3 Шпоночные соединения
- 18.1.4 Шлицевые соединения
- 18.2.2 Соединения пайкой
- 18.2.3 Заклепочные соединения
- 18.2.4 Клеевые соединения
- 18.2.5 Соединения заформовкой и запрессовкой
- 19.2 Кинетическая энергия
- 19.3 Обобщенные силы механизмов
- 19.4 Метод приведения в динамике механизмов