11.3.3 Сплавы титана и магния, баббиты
Титан и его сплавы имеют высокую прочность и коррозионную стойкость при малой плотности. По удельной прочности они выше стали, алюминиевых сплавов, а по коррозионной стойкости сравнимы со сплавами благородных металлов. Титановые сплавы получают путем легирования титана алюминием, ванадием, молибденом, хромом, железом и другими элементами.
К недостаткам титана и его сплавов следует отнести низкую теплопроводность, низкий модуль упругости и очень низкие антифрикционные свойства. Кроме этого, высокая склонность титана к окислению при повышенных температурах создает сложности при обработке. Так, использовать сплавы титана (например, ВТ-5Л) как литейные материалы можно при заливке в среде инертных газов или вакууме. Титановые сплавы ВТ4, ВТ5 могут подвергаться ковке, объемной и листовой штамповке, прокатке, прессованию и волочению, удовлетворительно обрабатываются резанием. Высокая стоимость титановых сплавов и сложность обработки ограничивают область их применения.
Магниевые сплавы благодаря малой плотности превосходят по удельной прочности некоторые конструкционные стали и алюминиевые сплавы. При замене алюминиевых сплавов магниевыми на 25...30 % снижается масса детали. Магниевые сплавы хорошо поглощают вибрации, немагнитны, не вызывают искр при ударах и трении. Удельная жесткость магниевых сплавов при изгибе и кручении выше, чем сталей, на 50 % и выше, чем алюминиевых сплавов, на 20 %. Особый интерес эти сплавы представляют для конструкций, в которых масса является решающей. Сам магний и его сплавы быстро коррозируют в контакте с другими металлами, поэтому детали из этих сплавов должны иметь защитные покрытия от коррозии. В состав магниевых сплавов помимо магния (серебристо-белого металла с плотностью 1,74 Мг/м3 и температурой плавления 651 °С) входят алюминий, цинк, медь и другие элементы. Различают литейные и деформируемые сплавы. Литейные сплавы маркируют буквами МЛ и цифрой, указывающей номер сплава (МЛЗ, МЛ4, МЛ5, МЛ6); они применяются для получения деталей типа корпусов, крышек, фланцев методами литья. Деформируемые магниевые сплавы обозначаются буквами МА и цифрой, указывающей номер сплава, например MA1, MA2, МА5, МА8; используют их для получения полуфабрикатов и изделий путем пластической деформации (прокатка, штамповка и т.д.).
Баббиты — легкоплавкие сплавы на основе олова, свинца, цинка и алюминия. Они используются для уменьшения трения и износа в соприкасающихся деталях механизмов (подшипники скольжения, втулки и т.д.), обладают низким коэффициентом трения скольжения, хорошей прирабатываемостью, высокими теплопроводностью и теплоемкостью, способностью удерживать на своей поверхности слой смазки, малой способностью к «схватыванию» с сопряженной деталью и устойчивостью против коррозии. Баббиты обладают неоднородной структурой, характеризующейся наличием твердых включений (сурьма, медь, никель, кальций) в мягкой пластичной основе (олово, свинец). Такая структура обеспечивает быструю приработку соприкасающихся деталей и образование сети микроскопических каналов, по которым перемещается смазка и уносятся продукты износа.
Лучшими являются оловянно-сурьмяные баббиты марок Б83 и Б88; в них основой является олово, они содержат 7,25... 10 % сурьмы и 2,5...6,5 % меди. Более дешевы свинцово-оловянно-сурьмяные баббиты, в которых основой является свинец (65...75 %), марок БС6, БН, Б16, содержащие олова от 5 до 17 %, сурьмы от 13 до 17 %, меди до 3 %, и свинцовые баббиты, содержащие более 80 % свинца.
- 10.2 Стандартизация и унификация
- 10.3 Прочность и жесткость
- 10.4 Точность взаимного положения деталей
- 10.5 Другие методы и принципы конструирования
- 9.2 Трение и изнашивание
- 1.2.2 Стали
- 11. 3.2 Алюминий и его сплавы
- 11.3.3 Сплавы титана и магния, баббиты
- 11.4 Пластмассы
- 11. 5 Смазочные материалы
- 12.2.3 Расчет фрикционных передач
- 12.3 Ременные передачи
- 12.3.1 Кинематика, геометрия и силы в ременных передачах
- 12.3.2 Порядок расчета
- 12.4 Зубчатые механизмы. Прямозубые цилиндрические передачи
- 12.4.1 Параметры цилиндрических прямозубых колес
- 12.4.2 Конструкции и материалы зубчатых колес
- 12.4.3 Виды повреждений зубьев
- 12.4.4 Расчетная нагрузка, действующая в зацеплении прямозубой цилиндрической передачи
- 12.4.5 Проверочный и проектировочный расчет прямозубой цилиндрической передачи на сопротивление усталости при изгибе
- 12.5 Особенности цилиндрических косозубых передач
- 12.5.1 Силы, действующие в зацеплении косозубой цилиндрической передачи
- 12.5.2 Расчет косозубой цилиндрической передачи на прочность
- 12.6 Конические зубчатые передачи
- 12.6.1 Силы, действующие в зацеплении конической передачи
- 12.6.2 Расчет конической передачи на прочность
- 12.7 Передачи с круговинтовым зацеплением Новикова
- 12.8.2 Волновые зубчатые передачи
- 12.9 Червячные передачи
- 12.10 Механизмы винт-гайка
- 12.11 Цепные передачи
- 12.11.1 Конструкции приводных цепей
- 12.12 Рычажные передачи
- 13.2 Расчеты валов и осей
- 14.2 Подшипники скольжения
- 14.3 Подшипники качения
- 15.2 Постоянные муфты
- 15.3 Управляемые муфты
- 15.4 Самоуправляемые муфты
- 16 Корпуса
- 17.2 Винтовые пружины
- 17.3 Плоские пружины
- 17.4 Мембраны, сильфоны и трубчатые пружины
- 17.5 Амортизаторы
- 18.1.1 Резьбовые соединения
- 18.1.2 Штифтовые соединения
- 18.1.3 Шпоночные соединения
- 18.1.4 Шлицевые соединения
- 18.2.2 Соединения пайкой
- 18.2.3 Заклепочные соединения
- 18.2.4 Клеевые соединения
- 18.2.5 Соединения заформовкой и запрессовкой
- 19.2 Кинетическая энергия
- 19.3 Обобщенные силы механизмов
- 19.4 Метод приведения в динамике механизмов