12.5.2 Расчет косозубой цилиндрической передачи на прочность
Прочность зуба косозубого колеса определяется его формой, размерами в нормальном сечении и длиной зуба. Чтобы унифицировать методику расчетов на прочность прямых и косых зубьев, введено понятие эквивалентного колеса.
При расчетах на прочность косозубые колеса условно заменяют эквивалентными по прочности цилиндрическими прямозубыми.
Эквивалентным прямозубым колесом называют такое колесо, форма и размеры зубьев которого приближенно совпадают с формой и размерами зубьев косозубого колеса в нормальном сечении. При этом модуль mv эквивалентного колеса и нормальный модуль тп косозубого колеса равны, как и длины зубьев этих колес (b= bγ) ,а радиус делительной окружности эквивалентного колеса равен наибольшему радиусу кривизны эллипса, полученного в сечении делительного цилиндра косозубого колеса плоскостью п-п (рис. 12.17). Полуоси полученного в сечении эллипса равны c=d/2 и e=d/(2cos β), где d—диаметр делительной окружности косозубого колеса; β — угол наклона зуба.
Из аналитической геометрии известно, что наибольший радиус кривизны эллипса равен /c=d/(2 cos2β). Тогда диаметр делительного цилиндра эквивалентного колеса
а число зубьев эквивалентного колеса
где d , z — соответственно диаметр делительного цилиндра и число зубьев косозубого колеса.
Приведенный радиус кривизны суммарная длина контактных линий l=
Вывод зависимостей для проведения прочностных расчетов цилиндрических косозубых колес аналогичен прямозубым. Наклонное расположение зубьев придает косозубым колесам и передачам ряд положительных свойств, в том числе повышенные прочность и плавность, что учитывают при расчетах. В связи с этим при определении изгибных напряжений вводят учитывающий наклон зуба коэффициент
где коэффициент осевого перекрытия; b — ширина венца (рис. 12.17);
рх =pt /sinβ — осевой шаг.
Тогда уравнение для проверочных расчетов косозубых колес на сопротивление усталости при изгибе примет вид
где — коэффициент прочности зуба (выбирается в зависимости от эквивалентного числа зубьев zv ); mn — нормальный модуль косозубого колеса.
При расчете косозубых колес по контактным напряжениям наклон зуба учитывается коэффициентом формы сопряженных поверхностей и коэффициентом, учитывающем суммарную длину контактных линий,
Рис. 12.17
- 10.2 Стандартизация и унификация
- 10.3 Прочность и жесткость
- 10.4 Точность взаимного положения деталей
- 10.5 Другие методы и принципы конструирования
- 9.2 Трение и изнашивание
- 1.2.2 Стали
- 11. 3.2 Алюминий и его сплавы
- 11.3.3 Сплавы титана и магния, баббиты
- 11.4 Пластмассы
- 11. 5 Смазочные материалы
- 12.2.3 Расчет фрикционных передач
- 12.3 Ременные передачи
- 12.3.1 Кинематика, геометрия и силы в ременных передачах
- 12.3.2 Порядок расчета
- 12.4 Зубчатые механизмы. Прямозубые цилиндрические передачи
- 12.4.1 Параметры цилиндрических прямозубых колес
- 12.4.2 Конструкции и материалы зубчатых колес
- 12.4.3 Виды повреждений зубьев
- 12.4.4 Расчетная нагрузка, действующая в зацеплении прямозубой цилиндрической передачи
- 12.4.5 Проверочный и проектировочный расчет прямозубой цилиндрической передачи на сопротивление усталости при изгибе
- 12.5 Особенности цилиндрических косозубых передач
- 12.5.1 Силы, действующие в зацеплении косозубой цилиндрической передачи
- 12.5.2 Расчет косозубой цилиндрической передачи на прочность
- 12.6 Конические зубчатые передачи
- 12.6.1 Силы, действующие в зацеплении конической передачи
- 12.6.2 Расчет конической передачи на прочность
- 12.7 Передачи с круговинтовым зацеплением Новикова
- 12.8.2 Волновые зубчатые передачи
- 12.9 Червячные передачи
- 12.10 Механизмы винт-гайка
- 12.11 Цепные передачи
- 12.11.1 Конструкции приводных цепей
- 12.12 Рычажные передачи
- 13.2 Расчеты валов и осей
- 14.2 Подшипники скольжения
- 14.3 Подшипники качения
- 15.2 Постоянные муфты
- 15.3 Управляемые муфты
- 15.4 Самоуправляемые муфты
- 16 Корпуса
- 17.2 Винтовые пружины
- 17.3 Плоские пружины
- 17.4 Мембраны, сильфоны и трубчатые пружины
- 17.5 Амортизаторы
- 18.1.1 Резьбовые соединения
- 18.1.2 Штифтовые соединения
- 18.1.3 Шпоночные соединения
- 18.1.4 Шлицевые соединения
- 18.2.2 Соединения пайкой
- 18.2.3 Заклепочные соединения
- 18.2.4 Клеевые соединения
- 18.2.5 Соединения заформовкой и запрессовкой
- 19.2 Кинетическая энергия
- 19.3 Обобщенные силы механизмов
- 19.4 Метод приведения в динамике механизмов