12.3.1 Кинематика, геометрия и силы в ременных передачах
Схема нагружения ремня приведена на рис. 12.4, где αi — угол обхвата ремнем шкива; а — межосевое расстояние; βi — дуга скольжения, на которой наблюдается упругое скольжение.
Сила натяжения ведущей ветви 3 ремня F1, сбегающей с ведомого шкива 2 во время работы передачи, больше силы натяжения ведомой ветви 1 его F2,набегающей на ведомый шкив 2. Из распределения сил в поперечных сечениях ремня следует, что на ведущем шкиве 1 сила натяжения постепенно уменьшается, а на ведомом 2 — увеличивается. Разные натяжения ведущей и ведомой ветвей ремня вызывает упругое скольжение ремня на шкивах.
Окружные скорости (м/с) ведущего и ведомого шкивов определяют по формулам:
где ni — частота вращения, об/мин; di — диаметр i-го шкива, мм. Вследствие упругого скольжения ремня на шкивах на ведущем шкиве окружная скорость 1 υ больше окружной скорости на ведомом 2 υ :
где ξ — коэффициент упругого скольжения. Упругое проскальзывание лежит в пределах ξ = 0,01...0,02 и увеличивается с ростом нагрузки.
Передаточное отношение ременной передачи с учетом проскальзывания определяется следующим образом:
Обычно передаточное отношение выбирают не более 4...5.
Диаметр меньшего шкива плоскоременной передачи
где 1 P — мощность, кВт; п1 — частота вращения ведущего шкива, об/мин.
Диаметр d2 большего шкива, как для плоскоременной, так и для клиноременной передачи d2 = di d1 (1 — ξ).
Угол обхвата ремнем меньшего шкива: 1 α = 180° - 57°(d2 – d1 )/а, где а — межосевое расстояние передачи, мм.
Рекомендуют принимать для плоскоременной передачи 1 α ≥150° и для клиноременной 1 α ≥ 120°. С уменьшением 1 α уменьшается сцепление шкива с ремнем. Межосевое расстояние ременной передачи а определяется конструкцией машины или ее привода, а ≥ 2(d1 + d2).
Длина ремней передачи L = 2а + 1,57(d1 + d2) + (d2-d1)2 /(4a);вычисленное L согласовывают со стандартами для ремней.
Окружная сила на шкивах определяется передаваемой нагрузкой Ft , Н:
Ft = 2 T1 / d1,
где Т1 — расчетный вращающий момент, Н · м; d1 — диаметр шкива, мм.
Окружная сила равна разности натяжений ветвей ремня:
Для нормальной работы необходимо обеспечить предварительное натяжения ремня
где А — площадь поперечного сечения ремня плоскоременной передачи или площадь поперечного сечения всех ремней клиноременной передачи; σ0 — нормальное напряжение от предварительного натяжения ремня. С ростом Р0 нагрузочная способность передачи увеличивается.
Предварительное напряжение в ремне принимают для плоских стандартных ремней σ0 = 2 МПа; для клиновых стандартных ремней σ0 = 1,2...1,5 МПа; для полиамидных ремней σ0 = 3...4МПа.
Сумма натяжений ведущей F1 и ведомой F2 ветвей ремня равна:
.
Из предыдущих уравнений получаем выражения
или
Передаваемая нагрузка Ft зависит от силы трения между ремнем и шкивом. Эту связь при максимальном значении Ft , исключающим пробуксовки, определяют но формуле Эйлера:
где f — коэффициент трения; γ = 180° - 1 α — угол между ветвями ремня.
Наибольшие напряжения возникают в ведущей ветви ремня. Нормальное напряжение в ремне от действия силы
Напряжение в ремне от изгиба на дуге охвата шкива:
где Е = 200. ..600 МПа; δ— толщина ремня. Напряжение от центробежной силы
Максимальное напряжение будет в ведущей ветви ремня
Сила давления Β F нагрузки на валы и опоры, создаваемая натяжением ремней (рис. 12.5):
- 10.2 Стандартизация и унификация
- 10.3 Прочность и жесткость
- 10.4 Точность взаимного положения деталей
- 10.5 Другие методы и принципы конструирования
- 9.2 Трение и изнашивание
- 1.2.2 Стали
- 11. 3.2 Алюминий и его сплавы
- 11.3.3 Сплавы титана и магния, баббиты
- 11.4 Пластмассы
- 11. 5 Смазочные материалы
- 12.2.3 Расчет фрикционных передач
- 12.3 Ременные передачи
- 12.3.1 Кинематика, геометрия и силы в ременных передачах
- 12.3.2 Порядок расчета
- 12.4 Зубчатые механизмы. Прямозубые цилиндрические передачи
- 12.4.1 Параметры цилиндрических прямозубых колес
- 12.4.2 Конструкции и материалы зубчатых колес
- 12.4.3 Виды повреждений зубьев
- 12.4.4 Расчетная нагрузка, действующая в зацеплении прямозубой цилиндрической передачи
- 12.4.5 Проверочный и проектировочный расчет прямозубой цилиндрической передачи на сопротивление усталости при изгибе
- 12.5 Особенности цилиндрических косозубых передач
- 12.5.1 Силы, действующие в зацеплении косозубой цилиндрической передачи
- 12.5.2 Расчет косозубой цилиндрической передачи на прочность
- 12.6 Конические зубчатые передачи
- 12.6.1 Силы, действующие в зацеплении конической передачи
- 12.6.2 Расчет конической передачи на прочность
- 12.7 Передачи с круговинтовым зацеплением Новикова
- 12.8.2 Волновые зубчатые передачи
- 12.9 Червячные передачи
- 12.10 Механизмы винт-гайка
- 12.11 Цепные передачи
- 12.11.1 Конструкции приводных цепей
- 12.12 Рычажные передачи
- 13.2 Расчеты валов и осей
- 14.2 Подшипники скольжения
- 14.3 Подшипники качения
- 15.2 Постоянные муфты
- 15.3 Управляемые муфты
- 15.4 Самоуправляемые муфты
- 16 Корпуса
- 17.2 Винтовые пружины
- 17.3 Плоские пружины
- 17.4 Мембраны, сильфоны и трубчатые пружины
- 17.5 Амортизаторы
- 18.1.1 Резьбовые соединения
- 18.1.2 Штифтовые соединения
- 18.1.3 Шпоночные соединения
- 18.1.4 Шлицевые соединения
- 18.2.2 Соединения пайкой
- 18.2.3 Заклепочные соединения
- 18.2.4 Клеевые соединения
- 18.2.5 Соединения заформовкой и запрессовкой
- 19.2 Кинетическая энергия
- 19.3 Обобщенные силы механизмов
- 19.4 Метод приведения в динамике механизмов